В
начале июля 2016 года появилось сообщение о том, что российский флот
может рассмотреть возможность строительства крупных кораблей только с
ядерными энергетическими установками (ЯЭУ). «Лента.ру» вспоминает
историю атомных надводных кораблей в отечественном и американском
флотах.
С разбегу приступить
Если
не считать подлодки, которым ядерные реакторы придали принципиально
новые тактические и оперативные возможности, то первый в мире атомоход
был гражданским: советский ледокол «Ленин» (1959). Американцы спустили
на воду торговый корабль «Саванна», ФРГ — «Отто Ган» (оба в 1964-м).
Японцы 25 лет строили свой «Муцу», сдали его в 1990-м, а в 1995-м уже
списали, так ни разу и не использовав по коммерческому назначению.
Примерно в это же время (1988) СССР построил в Крыму атомный ледокольный
лихтеровоз «Севморпуть».
Остальные надводные корабли были
военными, если не считать атомных ледоколов — особый,
пространственно-географически обусловленный тип судна. Проектирование
боевых кораблей с атомной энергетикой по обе стороны океана началось
практически одновременно (1955-1956).
В США атомный авианосец
«Энтерпрайз» (1961) водоизмещением около 95 тысяч тонн предполагалось
сделать головным в серии из шести единиц. Но распухание сметы и желание
накопить опыт эксплуатации атомных кораблей остановили серийную
постройку на 10 лет, и «Большой Э» остался в одиночестве.
Корабль
отличался многоэшелонной силовой установкой из восьми реакторов типа
A2W, позаимствованных с минимальными изменениями из лодочных проектов.
Впоследствии американцы больше не увлекались такими экспериментами по
дублированию и рассредоточению нагрузки в корпусе в силу их дороговизны.
Да и технологии совершенствовались.
Американские адмиралы
мыслили тогда категориями соединений атомных кораблей основных классов,
что привело к постройке ракетных кораблей «Лонг Бич» (он-то и стал
первым боевым атомным кораблем в мире, опередив на полтора месяца
«Энтерпрайз») и «Бэйнбридж» (1962). Кроме того, тут же проявился
прагматичный подход к проектированию: Bainbridge представлял собой не
более, чем атомный вариант котлотурбинного корабля типа «Лехи».
Классификация
ракетных кораблей в терминах начала XX века — дело вообще
малоперспективное. В результате единицы, строившиеся то как фрегаты, то
как эсминцы, все равно превратились в крейсера. Образовавшаяся троица
составила так называемое 1-е оперативное соединение (Task Force 1),
которое в 1964 году совершило кругосветное плавание. Следующий атомный
«фрегат» («Тракстан») был построен в 1967 году, при проектировании также
применялась унификация с кораблями типа «Белкнап».
Браться или нет?
Еще
до закладки в США были сформулированы как плюсы, так и минусы атомных
боевых кораблей. Особо отмечалось, что все сложности эксплуатации,
включая стоимость, теоретически не просчитываются, однако определенные
выводы можно сделать и до строительства.
Основной (и действующий
до сих пор) аргумент за атомные авианосцы — паровые катапульты. Атомные
паропроизводящие установки позволяли решить проблему с мощностью этого
оборудования на полном ходу, что считалось критичным. Кроме того, на
атомном авианосце возникало дополнительное место для хранения
авиатоплива и авиационных средств поражения.
1-е оперативное соединение в кругосветном плавании: «Бейнбридж», «Лонг Бич», «Энтерпрайз»
Также
упоминались «неограниченная» дальность плавания, возможность
поддержания максимальной скорости произвольное время и общее упрощение
конструкции надстройки и экономия места за счет отказа от дымовых труб. В
1963 году адмирал Хайман Риковер, «крестный отец» американских флотских
ЯЭУ, заявил, что все корабли водоизмещением свыше 8-10 тысяч тонн нужно
строить только в атомном исполнении.
Минусом ЯЭУ была,
во-первых, стоимость — корабль выходил на 30-50 процентов дороже своего
функционального аналога с обычной силовой установкой, что по финансовым
причинам сокращало количество боевых единиц на флоте. Кроме того, ЯЭУ
габаритнее, а это требовало увеличения основных размерений кораблей.
Важный
аспект — структура автономности. Если по топливу она кратно повышалась,
то по провизии, расходным материалам, боекомплекту (что особенно
существенно) и, если можно так выразиться, «по экипажу» (усталости
личного состава) — нет. Значит, в скоротечных боевых операциях атомный
корабль преимуществами не обладает (за исключением авианосца).
Экипаж
атомного корабля разрастался. Скажем, на «Бэйнбридже» было 450 человек
против 377 на «Лехи», на «Тракстане» — 490 человек против 388 на
«Белкнапе». В 1961 году в докладе Конгрессу отмечалось, что в связи с
технической сложностью атомного корабля увеличивается доля офицерского
состава в экипаже, а это лишние расходы на подготовку и содержание
квалифицированных кадров.
Вопросы вызывала и живучесть атомных
кораблей, в том числе опасность для экипажей радиационных аварий,
возникающих при разрушении первых контуров или активных зон реакторов, а
также сложности с ремонтом таких кораблей, дотянувших-таки до базы.
Наш ответ Риковеру
Как
уже было сказано, концептуальное проектирование надводного боевого
корабля с ЯЭУ в СССР началось одновременно с США: не позднее 1956 года.
Это был, возможно, самый многострадальный флотский проект. В конечном
итоге только в 1973 году был заложен головной тяжелый атомный ракетный
крейсер «Киров» (проект 1144 «Орлан»).
С советским океанским
атомоходом чего только ни делали в процессе проектирования — из-за не
вполне четкого понимания поставленных задач. Его дважды разбирали на две
ветки проектов (ударный ракетный крейсер и атомный противолодочный
крейсер), снова собирали, совмещая функции. В результате образовалось
многоцелевое чудовище, увешанное почти всеми доступными типами
вооружений, состав которых менялся по мере неспешной проектной работы
(иногда радикальнейшим образом).
Затянутость проектирования,
однако, оказалась на руку в атомной части. Реакторная установка КН-3 для
крейсеров была разработана на основе установки ОК-900, созданной уже в
середине 1960-х для атомных ледоколов второго поколения (типа «Арктика»,
проект 10520) и для переоснащения атомного ледокола «Ленин» после
инцидентов с его реактором в 1965-1967 годах.
Головной корабль
формально сдали как всегда «под елочку», в декабре 1980 года. К этому
моменту, для сравнения, американцы успели вернуться к постройке атомных
кораблей следующего поколения. С 1969 года велось серийное строительство
авианосцев типа «Нимитц», а с 1974-го по 1980-й ВМС США в дополнение к
трем имевшимся получили еще шесть атомных ракетных крейсеров: два типа
«Калифорния» и четыре типа «Вирджиния».
Разведывательный корабль «Урал»
Проект
1144 дал флоту с 1980 по 1998 год четыре корабля (к сожалению, с
неоднородным составом вооружения и радиотехнического оборудования). Их
эксплуатация столкнулась с рядом проблем, в частности с неготовностью
системы базирования, что снижало их ресурс. Сейчас боеспособен только
один из них — «Петр Великий». «Адмирал Нахимов» поставлен на
модернизацию, головной «Киров» (ныне «Адмирал Ушаков») из-за аварийного
состояния ходовой не был в море с 1992 года и готовится к утилизации, а
судьба «Адмирала Лазарева» по-прежнему не решена.
Пятая единица
советского флота с ЯЭУ — разведывательный корабль ССВ-33 «Урал»,
введенный в строй в 1989 году. Огромный (свыше 36 тысяч тонн полного
водоизмещения), с двумя реакторными установками того же типа ОК-900 и
техническим комплексом «Коралл», он предназначался для комплексной
разведки, в том числе для слежения за пусками баллистических ракет.
Корабль, перейдя на Тихий океан, столкнулся с теми же проблемами
неготовности системы базирования. Уже в 1992 году на нем окончательно
заглушили реакторы и поставили в отстой, превратив в плавказарму
офицерского состава (ССВ с той поры расшифровывали как «специальный
спальный вагон»). В 2010 году была запланирована утилизация корабля,
однако тендер так и не был завершен и в настоящее время объявлен снова.
Сложность утилизации вызвана большими размерами корабля, превышающими
возможности российских верфей.
Шестым должен был стать атомный
авианосец проекта 1143.7 «Ульяновск» (заложен в 1988 году в Николаеве),
но его прекратили строить в середине 1991-го на ранней стадии
готовности, а в 1992-м разобрали на металл.
Вслед за СССР
Американцы,
выдав крупную серию атомных крейсеров в 1970-е, попали в ловушку. Как
только эта серия была закончена, флот начал получать газотурбинные
корабли системы Aegis: крейсера типа «Тикондерога», а потом «эсминцы»
типа «Арли Берк» (по сути, те же «Тикондероги», только удешевленные).
Это уже были корабли следующего поколения, оснащенные вертикальными
пусковыми установками и новыми радиоэлектронными системами.
Соответственно,
возникла дилемма. С одной стороны, атомоходам еще жить да жить, но
переоснащать их необходимо. Это сложно и дорого, значит, надо совмещать с
капремонтом. Кое-как дотянули до 1990-х годов. Но тут закончилась
холодная война, и Белый дом принялся резать военные расходы.
Атомный крейсер «Вирджиния»
Сокращать
было что: годовая эксплуатация атомного крейсера типа «Вирджиния» в тех
ценах обходилась более чем в 40 миллионов долларов. Для сравнения: у
«Берка» — вдвое ниже, у «Тикондероги» — ниже на треть. При этом,
напомним, боевые возможности атомных крейсеров уступали неатомным из-за
устаревшего вооружения и радиоэлектроники.
Сочетание этих
факторов, дополненное заново всплывшими соображениями, изложенными
скептиками еще на рубеже 50-х и 60-х, было разрешено простым списанием,
стартовавшим в 1995 году. К 1999-му в составе ВМС США не осталось ни
одного атомного надводного корабля, кроме авианосцев, что до сих пор
вызывает на американских форумах глухое ворчание про Клинтона,
порезавшего «такие великолепные корабли», причем, «несомненно, в угоду
красным».
В новом ритме
Плохая новость:
разрядка 1990-х годов закончена, мир вступил в новый период обострения
международной обстановки. Она же — хорошая новость для атомного
кораблестроения.
Бесконечная мечта российского флота об атомном
авианосце — чтобы «как у людей» — пока остается чем-то вроде
классического сюжета о постройке каменного моста с сидящими на нем
купцами, продающими крестьянству разный полезный товар. Однако понемногу
возникают и рациональные идеи.
Ведущиеся с весны 2016 года
разговоры о попытках продать Индии в качестве атомного авианосца проект
23000Э «Шторм», разработанный в Крыловском центре, имеют в виду не
только отработку технических решений и технологическую подготовку
производства за чужой счет (как это было с системами Су-30СМ,
«Панцирь-С» или сторожевыми кораблями проекта 11356). Тут играют роль и
особенности реакторных установок нового поколения, в проектировании
которых Россия если и не мировой лидер, то уж во всяком случае занимает
весьма и весьма достойную позицию.
Модель авианосца проекта 23000 «Шторм»
В
июне 2016 года на Балтийском заводе спустили на воду головной атомный
ледокол проекта 22220 (типа ЛК-60Я), который должен прийти на смену
сразу двум типам атомоходов: линейным типа «Арктика» и мелкосидящим типа
«Таймыр». Двухосадочный универсальный корабль, принимающий до 9000 тонн
балласта, оснащен новой реакторной установкой РИТМ-200.
Одна из
ее многочисленных особенностей, помимо интегральной компоновки и
высокого уровня естественной циркуляции теплоносителя, — сравнительно
низкий уровень обогащения топлива по урану-235. Если установкам типа
ОК-900, КН-3 и КЛТ-40, эксплуатировавшимся ВМФ и гражданскими
организациями, требовался уровень обогащения от 30 до 90 процентов (у
американцев до 93-95 процентов), то РИТМ-200 использует
металлокерамическое топливо с обогащением не выше 20 процентов. Это
выводит установку из-под действия режимов, ограничивающих
распространение ядерных оружейных материалов и технологий,
следовательно, возникают экспортные перспективы.
Корпус реакторной установки РИТМ-200
Эту
же установку (в исходном или измененном варианте) планируется
использовать и на российских атомных кораблях нового поколения, когда (и
если) они появятся. Авианосец пока сохраняет статус «варенья на завтра»
(в ГПВ-2020 его нет, в следующей ГПВ расходы на него точно станут одной
из первых позиций для «оптимизации»), а вот универсальные корабли
океанской зоны проекта «Лидер» (зачем-то названные эсминцами) вполне
могут строиться в атомном исполнении.
Идеи о полном переводе
новых кораблей ВМФ 1 и 2 рангов на ЯЭУ выглядят избыточно радикальными,
однако как минимум они свидетельствуют о наличии сильного «ядерного
лобби».