В России представлен первый беспилотник, полностью
распечатанный на 3D-принтере. Дроны занимают всё большую нишу как в
гражданской сфере, так и у военных. Сегодня без них не обходится ни один
вооружённый конфликт, а специалисты ведут разработки по превращению в
БПЛА истребителей и бомбардировщиков, которые смогут не только наносить
удары по наземным целям, но и вести воздушный бой, маневрируя с
перегрузками, которые не смог бы выдержать ни один человек.
Роботы завоёвывают небо
Беспилотные
летательные аппараты в последние годы стали непременным атрибутом всех
вооружённых конфликтов. Они применяются всеми без исключения их
участниками — регулярными войсками, частными военными компаниями,
ополченцами или боевиками.
Всё большее число стран делает ставку
на использование боевых дронов. Стремительно растут объёмы средств на их
разработку, появляются новые фирмы-разработчики, расширяются области
боевого применения.
Как полагают некоторые эксперты, в будущем беспилотники могут заменить истребители, штурмовики и даже бомбардировщики.
Микро- и макси-дроны
В настоящее время все БПЛА можно поделить на группы:
- по
массе — на микро-БПЛА (сотни граммов), мини-БПЛА (до 100-150 кг),
средние (от нескольких сотен килограммов до 1,5 тонн) и тяжёлые БПЛА
(свыше 2 тонн);
- по продолжительности полёта — на аппараты, способные летать 30-40 минут, несколько часов, сутки и более;
- по высоте полёта — на аппараты с практическим потолком до 1, 3, 9 ... 12 км, а также более 20 км;
- по целевому назначению — на разведывательные (тактические, оперативно-тактические, стратегические) и боевые.
Также одной из немаловажных функций БПЛА является обеспечение устойчивой загоризонтной связи, когда дрон несёт ретранслятор.
Используются
беспилотники в качестве носителей аппаратуры РЭБ, поскольку позволяют
использовать сверхмощные устройства с опасным для человека уровнем
излучения.
Беспилотные истребители
Главком ВКС Виктор
Бондарев, анонсировав работы над созданием истребителя шестого
поколения, заявил, что он будет разрабатываться как в пилотируемом, так и
в беспилотном варианте. Американцы же объявили, что пятое поколение
будет последним пилотируемым.
То есть БПЛА будут не только
наносить удары по наземным и воздушным целям, но и вести воздушный бой,
маневрируя с перегрузками, которые не может выдержать человек. Ещё одно
неоспоримое преимущество беспилотных систем — возможность увеличения
боевой загрузки и запасов горючего (и, соответственно, времени полёта)
за счёт кабины пилота, её оборудования и бронезащиты.
Стоит
отметить, что разработчики готовы превратить в БПЛА уже существующие
машины. Так, компания Lockheed Martin предлагала переоборудовать
истребитель F-16 в беспилотный вариант F-16UCAV.
Также
предлагалось превратить в БПЛА старый штурмовик А-10 и использовать его
для ударов с предельно малых высот. Появлялась информация о возможности
создания беспилотной модификации европейского истребителя Eurofighter
Typhoon.
Французская корпорация Dassault Aviation объявила о
работе над программой, в рамках которой пилотируемые боевые самолёты
будут использоваться совместно с БПЛА. Так, многофункциональный
истребитель Dassault Rafale станет лидером группы беспилотных ударных и
разведывательных аппаратов.
Стреляющие колибри будущего
Другим
направлением развития беспилотных систем является создание сверхмалых
БПЛА, микродронов весом от 100 граммов до нескольких килограммов. Такие
беспилотники могут действовать в интересах небольших подразделений
— отделений, разведпатрулей, ведя разведку даже в условиях
урбанизированной местности, в том числе и в помещениях. Предполагается с
их помощью обозначать обнаруженные цели тепловыми или лазерными
метками, которые облегчат наведение высокоточного оружия.
Микродроны
будут доставлять на объекты противника акустические датчики и
видеокамеры, смогут проникать в здания через вентиляционные системы.
Роботы-«колибри» смогут выполнять ударные функции, например, имея в
своей конструкции небольшой автоматический пистолет. С его помощью можно
устранять террористов.
Старт с нуля
В советские времена
сфера военных БПЛА активно разрабатывалась, на вооружении ВС СССР
находилось несколько эффективных и передовых для того времени аппаратов.
Однако после распада союза и последовавшего за этим кризиса ВПК все
работы в этом направлении были свёрнуты. В результате современные
отечественные БПЛА создаются чуть ли не на пустом месте.
«Советские
достижения в области БПЛА — это разработки 70-80-х годов, которые
сегодня малоприменимы. Поэтому России пришлось осваивать это направление
с нуля. К сожалению, в 90-е и 2000-е годы развитию БПЛА уделялось не
самое приоритетное внимание. Поэтому наша страна столкнулась с
необходимостью воссоздания соответствующей инфраструктуры, базы, и была
вынуждена подписать соглашение с Израилем на сумму $450 млн, в рамках
которого поставлялись комплектующие и организовывалась сборка
израильских беспилотников на нашей территории. Тогда же приобретался
опыт боевого применения этих аппаратов. В настоящее время РФ финансирует
ряд научно-исследовательских и инженерно-конструкторских работ по
созданию БПЛА различного класса, начиная от тактических и заканчивая
стратегическими. Это касается как разведывательных беспилотников, так и
ударных, — рассказывает военный эксперт, главный редактор журнала
«Национальная оборона» Игорь Коротченко. — В настоящее время Россия
ведёт эти работы самостоятельно, и мы рассчитываем, что в ближайшее
время наш ВПК создаст поколение беспилотников разведывательного и
ударного класса, которые будут основаны на полностью российских
технологиях и будут производиться российскими предприятиями».
Несмотря
на провал 90-х и на всё ещё недостаточное насыщение ВС РФ беспилотными
системами, у российского ВПК есть возможность решить поставленные задачи
за счёт отечественных разработок. По мнению специалистов, сроки
реализации наиболее перспективных российских программ сопоставимы со
сроками реализации перспективных иностранных проектов.
«Мы не
конкурируем с кем-то, нам нужно прежде всего обеспечить потребности
наших вооружённых сил. Опыт применения отечественных БПЛА в сирийской
операции показал их эффективность при решении задач по точному
целеуказанию, разведке, оперативному получению достоверной информации,
что крайне необходимо для обеспечения работы ВКС России. Необходимо дать
как можно больше беспилотников в войска и сделать их использование,
применение, частью повседневной деятельности ВКС, Сухопутных войск, ВМФ,
сил специальных операций», — считает Коротченко.
Борис Джерелиевский