Межгосударственное сотрудничество в наше время
является обязательным условием для любой страны, желающей идти в ногу со
временем, имея при этом сильные позиции на мировой арене. Одним из
наиболее распространенных мотивов построения диалога между странами по
праву является необходимость в экономическом развитии, требующем, как
минимум, налаживание тех же торговых путей с соседями.
Ярким примером в данном случае является Евразийский экономический союз,
который как раз таки призван вывести экономическое сотрудничество между
странами, образовавшимися в результате распада СССР, на новый уровень.
Объединение, участниками которого являются уже 5 стран (Армения,
Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан и Россия), предполагает обеспечение
открытости экономических границ, а также защиту общих интересов в рамках
мировой экономики, что в условиях всеобщего экономического кризиса
более чем актуально.
Но есть и другие предпосылки, среди которых террористическая и
экстремистская угроза, к сожалению, далеко не на последнем месте.
Противостояние вышеозначенным угрозам – это комплексная работа,
включающая в себя:
* усилия по повышению оборонного потенциала, что невозможно
реализовать без иностранного участия тем странам, которые не обладают
военно-промышленным комплексом должного уровня;
* сотрудничество с иностранными спецслужбами для выявления
деструктивных элементов и предупреждения совершаемых ими преступных
действий;
* наличие гарантий по оказанию помощи извне, в случае какого бы то ни
было превосходства внешних сил, угрожающих целостности государства и
благополучию его граждан;
* и т.д.
Примечательно, что усиление террористической и экстремистской угрозы
может подвигнуть отдельно взятое государство на корректировку своей
внешней политики. В данном случае имеет смысл привести пример Республики
Туркменистан. Страна, неоднократно заявлявшая о своем принципе
«позитивного нейтралитета» и нежелании участвовать в различных
межгосударственных объединениях, в скором времени, возможно, изменить
свою позицию. Об этом говорит сложившаяся на данный момент ситуация на
афганской территории вблизи границ с центрально-азиатским государством.
Как известно, Туркменистан граничит с рядом провинций Исламской
Республики Афганистан (ИРА), не отличающихся стабильностью и
безопасностью. Например, провинция Фарьяб, в которой регулярно
происходят бои между правительственными силами и ополченцами с одной
стороны, и боевиками с другой. Из последних событий можно указать
многочасовую перестрелку в уезде Гурзиван, произошедшую в конце июня.
Итогом боестолкновения стало уничтожение 26-ти и ранение 10-ти талибов.
Однако без жертв со стороны правительственных сил не обошлось – в бою
погиб командир местных ополченцев и еще 5-ро из них получили ранения. В
начале текущей недели, в свою очередь, в уезде Гормач произошло массовое
отравление солдат, организатором которого стал действующий на тот
момент военнослужащий Афганской национальной армии. Иными словами,
обстановка у границ Туркменистана, что бы не говорил или не умалчивал
официальный Ашхабад, плачевная.
Впрочем, есть основания полагать, что руководство
центрально-азиатского государства приступило к практическим шагам по
изучению сложившейся ситуации. В данном контексте состоявшийся в конце
июня визит Министра иностранных дел Туркменистана Р. Мередова в
провинции Джаузджан, Фарьяб и Балх более чем показателен. В
информационном пространстве встречаются сообщения, согласно которым на
северо-западе ИРА набирают силу талибы туркменского происхождения,
прошедшие подготовку на территории Пакистана. Думается, что это одна из
многих причин состоявшегося визита, который, к слову, был завершен до
достижения всех официально заявленных целей. Сайт «Альтернативные
новости Туркменистана» цитируя руководителя радио «Машаал» Амина
Мюдаккика, пишет следующее: «… Р. Мередов должен был проехать к месту
торжественной церемонии закладки дамбы на реке Амударье. Однако из-за
взорвавшейся у дороги бомбы кортеж, в котором ехал министр, вынужден был
повернуть обратно».
Конечно, достоверность такой информации можно поставить под сомнение,
но сам взрыв на дестабилизированной территории Афганистана, почему-то,
отнюдь не удивляет. Станет ли это поворотным моментом для
внешнеполитической повестки дня официального Ашхабада – сказать трудно.
Президент страны Г. Бердымухамедов,
возможно, уповает на то, что те же северо-западные провинции
Афганистана зависят от поставок электроэнергии из Туркменистана. Якобы
Талибан не будет портить отношения с Ашхабадом для повышения лояльности
среди населения. Однако, еще в феврале в многострадальной провинции
Фарьяб боевики произвели 3 ракетных выстрела и обрушили опору ЛЭП, в
результате чего вся провинция осталась без света. Думается, это более
чем характерный пример намерений талибов, доказывающий, что Ашхабаду
следует в кратчайшие сроки определяться с союзниками в рамках
противостояния террористической угрозе. В противном случае Туркменистан
рискует повторить судьбу стран, охваченных террором на долгие годы, если
не десятилетия.
http://berlek-nkp.com/analitics/5555-bulat-murzagaleev-terroristicheskaya-ugroza-glazami-ashhabada.html
Источник: www.stanradar.com.
Рейтинг публикации:
|