Несколько дней назад завершилась эпопея с продажей Пакистану 8 истребителей F-16. С самого начала сделка не заладилась. Еще осенью 2015 в американских политических кругах и СМИ разгорелась дискуссия о том, стоит ли продавать самолеты пакистанцам. Противники сделки вспомнили и про то, что Пакистан является убежищем для лидеров афганского движения «Талибан» (запрещенная в России организация. - Прим. ред.), и про международный терроризм, и про увеличение Исламабадом количества тактических ядерных зарядов до 110-130 единиц.
Контракт на поставку американских истребителей как повод к международному скандалу попал на страницы газет в феврале 2016 года, когда Госдеп США одобрил продажу Пакистану восьми F-16 с привлечением средств «Программы оказания финансовой военной помощи иностранным государствам» — Foreign Military Financing (FMF). Согласно предварительным условиям сделки, общая сумма контракта составляла 699 млн. долларов, из которых Исламабад должен был оплатить лишь 270 млн. Остальную часть предлагалось погасить средствами FMF.
Февраль 2016 высветил процесс подготовки контракта в свете международных отношений Вашингтона. Стоило Государственному департаменту и Пентагону одобрить сделку, как на арену вышел еще один игрок. Индия не ограничилась простыми сожалениями. С точки зрения дипломатических правил реакция Дели была более серьезной. Посол США был вызван в МИД, где индийская сторона официально выразила свое недовольство готовящейся сделкой.
Согласно действующей процедуре рассмотрения военных контрактов с иностранными государствами после рекомендаций Госдепа и министерства обороны американские конгрессмены не могли ограничиться критикой и должны были принять конкретное решение. А пока парламентарии думали, глава Пентагона Эштон Картер посетил Индию с очередным визитом.
За последние несколько лет США активно борются за рынок вооружений Индии и, если раньше Дели старался не покупать вооружения у склонного к диктату продавца, то сегодня США вышли на второе место после России по объемам военных контрактов с Индией. Характерно, что в ходе апрельского визита стороны обсуждали и сотрудничество в сфере авиатехники. В частности, Индия и США договорились о работе совместной группы по созданию перспективного авиационного двигателя. Кроме того, главы военных ведомств обсудили и возможность организации в Индии производства самолетов F-16 и F/A 18. Буквально накануне визита Картера Индию посетили высокопоставленные представители Lockheed Martin и Boeing, которые как нельзя кстати предложили трансфер технологии по производству этих самолетов.
Столь значительный интерес к индийской военной авиации не случаен. Начало 2016 года ознаменовало крах индийско-французского соглашения о покупке для индийских ВВС истребителей Rafale. Изначально в тендере участвовало несколько поставщиков, включая и американцев. Правда тогда речь о передаче технологий Индии Америка не вела. Отказано было и россиянам. Однако победившие французы на протяжении нескольких лет не могли договориться с Индией о том, кто и где будет производить более 120 самолетов. В итоге индийцы сократили заказ до 36 машин, что и было зафиксировано итоговым соглашением во время визита Ф.Олланда в Дели в январе 2016 г.
Понятно, что недостающую сотню истребителей Индия все равно будет покупать. И борьба вокруг будущего контракта закипела. Помимо традиционных российских производителей в соревнование включились американцы в лице уже упоминавшихся Lockheed Martin и Boeing и шведы в лице Saab, заявившего в июне о готовности разместить производство истребителя Gripen в Индии.
Интерес производителей понятен. На кону контракты стоимостью несколько десятков миллиардов долларов. И хотя в прессе появлялисьсообщения об отказе министерства обороны Индии от сотрудничества с Lockheed Martin, скидывать американцев со счетов рановато, так как угрозы отказа от сотрудничества звучали в Дели как раз накануне принятия окончательного решения Конгрессом США по поставкам в Пакистан. Следовательно, игра еще в самом разгаре. А ведь истребители — не единственное, что американцы хотят продавать в Индию.
На этом фоне поставки в Пакистан 8 самолетов, да еще и с привлечением собственно американских денег выглядят в глазах США слабовато.
Похоже, что США окончательно переориентировались с Исламабада на Дели. Зная щепетильность Индии в вопросах военного сотрудничества третьих стран с Пакистаном, Штаты понимают неуместность поставок Пакистану истребителей на льготных условиях. Но чтобы со стороны все выглядело пристойно американцы нашли простое решение. В мае Конгресс одобрил продажу самолетов Пакистану, однако, отказался предоставить в качестве обеспечения сделки фонды FMF и Пакистану нужно было изыскивать собственные средства на оплату всей суммы.
Со своей стороны Исламабад верно оценил, откуда дует ветер, обвинив Индию в лоббировании невыгодного Пакистану решения американских законодателей. И если в феврале Исламабад выразил лишь удивление по поводу позиции Индии, то в мае советник премьер-министра Пакистана Сартадж Азиз, выступая в парламенте, открыто обвинил индийское лобби в попытках сорвать контракт.
Что же касается самого соглашения, то официальный Исламабад заявил, что в случае отказа Америки от первоначальной схемы оплаты, контракт заключен не будет. Кроме того, пакистанцы пригрозили, что обратятся к другим поставщикам, например, Китаю и России.Околовоенная пресса сразу же бросилась обсуждать, какие самолеты могли бы заместить американские поставки. Среди наиболее вероятных вариантов назывались российский Су-35 и китайские J10 и J20.
Действительно,соглашение, подписанное Москвой и Исламабадом еще в конце 2014 года, создает основу для сотрудничества двух стран в военной сфере. Это сразу вылилось в интерес пакистанской стороны к российским боевым самолетам Су-35 и вертолетам Ми-35. И если по вертолетам первый контракт на поставку 4 машин уже заключен, то в отношении истребителей четкой определенности нет.
Что касается китайских самолетов, то наиболее вероятным претендентом может стать JF17, более старая машина, к реальным достоинствам которой по сравнению с конкурентами можно отнести лишь наличие сборочного производства на территории Пакистана и налаженную систему обслуживания, так как на вооружении пакистанских ВВС уже находится 60 единиц JF17.
Интрига вокруг выбора альтернативного поставщика длилась недолго. В отведенный американцами срок Пакистан не подтвердил намерение купить F-16 за полную цену. 13 июня официальные представители Пакистана заявили о намерении приобрести 8 подержанных F-16 у Иордании, а также подчеркнули, что будут рассматривать другие возможности поставок истребителей из России и Франции. В контракте с Иорданией нет ничего особенного, ведь те же США в 2012 году передали Пакистану 14 бывших в употреблении F-16 с продленными сроками службы.
Но вот сотрудничество с Россией может оказаться красной тряпкой для поставщиков военной техники в Пакистан. С одной стороны, несмотря на охлаждение пакистано-американских отношений, доводить ситуацию до окончательного разрыва США едва ли намерены. Помимо поставок оружия контакты с Исламабадом нужны американцам для обеспечения деятельности их контингента в Афганистане, а также, пусть и вызывающей определенное недовольство пакистанцев, борьбы с террористическими организациями на его территории.
С другой стороны Китай, как основной союзник Пакистана в регионе, вряд ли рад появлению конкурента. Опыт предыдущего сотрудничества подсказывает, что по ряду направлений Россия в состоянии отодвинуть Поднебесную на второй план. Так произошло, например, с двигателями РД-93, которые устанавливаются на уже упомянутый JF17. В 2007 году Россия разрешила Китаю реэкспорт РД-93 в Пакистан. Контракт предполагал поставки до 1000 двигателей. Однако, по истечении времени Пакистан, развернувший производство JF17 на своей территории и воспользовавшийся потеплением отношений с Москвой, заявил, что прямые поставки двигателей из России, предпочтительнее использования посреднической схемы Китая. Более того, в конце прошлого года представители Pakistan Aeronautical Complex объявили, что не намерены менять РД-93 на китайские аналоги и продолжат сотрудничество с российским производителем с учетом перспектив экспорта JF17 в третьи страны.
За ситуацией пристально следит Индия, крайне болезненно реагирующая на рост военной мощи соседа. В этой связиусилением контактов с Пакистаном Москва дает понять Дели, что индийский шаг в сторону США не останется без ответа. Если Индия готова расширять сотрудничество с третьими странами за счет традиционно российской доли индийского рынка, то Москва вправе искать альтернативные направления сотрудничества. Пока Россия аргументирует свои контакты с Пакистаном как ненаносящие стратегического урона Индии. Те же поставки двигателей оправдывались устаревшей конструкцией самолетов JF17, не представляющих угрозы более современным ВВС Индии. Пока индийские власти не комментируют заявления Пакистана о его интересе к российским истребителям, однако, эта тишина обманчива. Как только на горизонте появится перспектива перехода от слов к реальным контрактам, Дели не преминет вмешаться. Тем более что в этом случае Пакистан может получить истребитель, превосходящий или как минимум равный по характеристикам тем машинам, на которые могут рассчитывать индийские ВВС.
Стиль будущего поведения Дели Россия сможет понять в ближайшее время на примере вертолетного контракта. Если поставленные Пакистану по прошлогоднему контракту четыре Ми-35 действительно не представляют для Дели угрозы, то заявление Пакистана о переговорах на увеличения числа поставляемых машин до 12 уже серьезно. Со ссылкой на слова министра военной промышленности Пакистана, переговоры должны закончиться к концу лета. Успех российских производителей может оказаться для Индии холодным душем на фоне проблем в реализации контракта на поставку Индии ударных вертолетов AH-64D Apache. Кстати, в том тендере россияне участвовали наряду с американцами, но Индия предпочла апачи.
Отказ Пакистана от контракта с США на поставку F-16 свидетельствует о сложных процессах, происходящих в Южной Азии. Речь идет не только об экономической стороне военного контракта, а об изменении военно-политических ориентиров основных геополитических игроков. Если дрейф Америки от Пакистана в сторону Индии виден достаточно четко, то позиции Индии и России пока столь жестко не определены. Являясь крупнейшим покупателем вооружений в регионе, Индия пытается диверсифицировать источники закупок вооружений, одновременно стараясь оказывать давление на поставщиков. Серьезная конкурентная борьба за индийский рынок позволяет Индии решать свои стратегические задачи в регионе.
Что же касается Пакистана, то пока угрозы заключить контракт на поставку российских истребителей можно рассматривать как попытку испугать Штаты сближением с Москвой. Серьезной экономической основы для заключения подобного контракта пока нет. Решение закупить иорданские F-16 показывает текущую ограниченность финансовых средств Исламабада. Но это не значит, что в будущем ситуация не изменится. И если Китай стал основным партнером и стратегическим союзником Пакистана, то почему Россия не может поддержать Исламабад своей военной техникой?
В свою очередь Россия уже не может рассчитывать на джентльменское соглашение с Индией, согласно которому Москва минимизирует контакты с третьими странами в интересах Индии в обмен на монопольные поставки вооружения. Военно-политическая ситуация в Азии меняется и России приходится пересматривать основу партнерских отношений с такими государствами как Индия и Пакистан. Если Индия заявляет, что выбор партнера по ВТС основывается исключительно на экономической базе и эффективности поставляемого вооружения без учета политических и исторических предпочтений, то и Россия получает моральное право действовать аналогично. В этом случаеглавной задачей Москвы становится поиск оптимального баланса между экономической выгодой от ВТС и защитой своих геополитических интересов в Южной Азии.