США подумывают реанимировать F-22
Последний истребитель F-22 Raptor Пентагон получил от
компании-производителя «Lockheed Martin» четыре года назад. На фоне
завершения холодной войны и существенного сокращения оборонных расходов,
этот самый совершенный в истории авиации истребитель представлялся
ненужным и чрезмерно дорогостоящим.
Недавно Конгресс США зажег искру надежды в сердцах поклонников этой и
в самом деле весьма недешевой боевой машины. Подкомиссия Палаты
представителей поручила ВВС США изучить вопрос о том, какой объем затрат
потребовался бы для возобновления производства самолета. По мнению
многих экспертов, ни один истребитель не может конкурировать с F-22 по
целому ряду характеристик, многие из которых остаются до сих пор
засекреченными: скорости, маневренности, малозаметности для радаров, а
также эффективности системы датчиков в условиях воздушного боя.
Учитывая, что на сегодняшний день на вооружении ВВС состоят 183 таких
самолета, возобновление производства теоретически может означать
поставку 194 дополнительных F-22, которые планировалось произвести на
момент закрытия программы. Однако из-за стоимости около 67 миллиардов
долларов, эта программа была неприемлемо дорогой даже по стандартам
военного ведомства США. Стоимость одного часа полета F-22 выше, чем у
любой другой машины, имеющейся в авиационном парке Пентагона, включая
новейший, не менее дорогой многоцелевой ударный истребитель F-35
Lightning II.
Итак, в то время как на одной чаше весов находятся колоссальные
расходы, на другой – возобновившаяся агрессивность и стремительное
укрепление военного потенциала Китая и России.
Подрядчики уже давно подготовили основное оборудование для повторного
запуска производственной линии, просто на всякий случай. Тем не менее,
любые усилия в этом направлении встретят колоссальные препятствия,
заявил военный аналитик из «Teal Group» Ричард Абулафия. Он назвал F-22
идеальным истребителем без миссии, в то время как у F-35 имеется вполне
отчетливо сформулированная миссия, но он вызывает сомнения как
истребитель. «Эту идею нельзя назвать слишком неправдоподобной», заявил
он относительно возрождения программы F-22. «Просто здесь имеется ряд
весьма серьезных ограничений».
Одной из главных проблем является F-35, который, как и F-22 обладает
стелс-покрытием. Этот многоцелевой истребитель, изготавливаемый той же
компанией «Lockheed Martin» в трех версиях, для ВВС, ВМС и морской
пехоты, вырос в самую дорогую в истории Пентагона программу вооружений:
379 миллиардов долларов за парк численностью 2443 машины. В течение
срока эксплуатации, составляющего около 50 лет, потребуется по некоторым
оценкам около 1,12 триллиона долларов для финансирования ремонта и
обслуживания.
Программа многоцелевого ударного истребителя F-35 подвергалась
жесткой критике в течение нескольких лет из-за огромных непредвиденных
расходов и изъянов в характеристиках машины, отчасти связанных с задачей
изготовить на одной платформе три различных версии самолета. Так,
например, вариант ВМС должен иметь возможность приземляться на палубу
авианосца, в то время как морские пехотинцы хотят, чтобы он обладал
вертикальным взлетом. Каждый F-35 стоит в среднем около 106 миллионов
долларов. Если Конгресс решит сократить заказ, эта стоимость резко
возрастет. В то же время, каждый F-22 обошелся в свое время
приблизительно в 140 миллионов долларов.
Обладая большей скоростью и максимальной высотой полета, F-22
является великолепным истребителем, в то время как F-35 столкнулся с
проблемами, связанными с программным обеспечением, скоростью,
маневренностью и даже прочностью корпуса. В прошлом году F-35 подвергся
шоку в связи с докладной запиской Пентагона, в которой утверждалось,
что по некоторым сценариям воздушного боя более старый легкий
истребитель F-16 превосходит новую машину.
Хотя F-22 на сегодняшний день не имеет себе равных в небе,
представляется маловероятным, что ему удастся одолеть такого противника,
как государственное финансирование. Еще один серьезный вопрос
заключается в том, будет ли предложено «Lockheed Martin» выпустить
точные копии тех F-22, что состоят на вооружении в настоящее время, или
потребуется включение модернизированных элементов. Дело в том, что
программное обеспечение самолета было признано устаревшим более десяти
лет назад, и, скорее всего, нуждается в переработке.
Еще один аргумент против F-22 сводится к тому, что помимо
существующего стелс-бомбардировщика B-2 Spirit, это самая дорогая
американская военная машина с точки зрения стоимости часа полета,
которая составляет для F-22 около 44 тысяч долларов, что на 12 тысяч
больше, чем у F-35.
Пока неизвестно, когда появится отчет Пентагона по поводу
возобновления производства F-22 , однако «Lockheed Martin» уже
высказался по этому поводу. Пресс-секретарь компании Джон Лозингер
заявил, что компания предоставляет ВВС США «любую необходимую
информацию».
В прошлом высокопоставленные представители ВВС заявляли, что, по их
мнению, возобновление программы F-22 обойдется слишком дорого.
Представитель ВВС Энн Стефанек сказала, что перспективы F-22 могут
проясниться после того, как Конгресс примет общий оборонный бюджет.
Впрочем, она также заявила, что ВВС не в такой степени сосредоточена на
«скачке к новым поколениям», как в «быстром вводе в эксплуатацию и
дальнейших разработках», которые позволили бы опережать существующие
угрозы.
Источник перевод для MixedNews — Игорь Абрамов Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|