Одна
из главных проблем флота 1990-х годов — деградация инфраструктуры
базирования. Вместе с «точками» флот терял менее заметные, но не менее
важные вещи — включая систему ремонта и обслуживания кораблей. C
восстановлением флота ее предстоит разворачивать на новом уровне и в
новом облике.
До завода и обратно
Обвальное
сокращение военных расходов в 1990-е годы среди прочего повлекло за
собой падение промышленности, которая сжималась, сокращая затраты.
Первыми жертвами этого сжатия становились внешние подразделения — в том
числе те, что отвечали за ремонт кораблей и судов в пунктах базирования.
Это, в свою очередь, резко сокращало уже боевые возможности ВМФ — выход
агрегатов из строя надолго лишал соединение рабочей «единицы»,
отправлявшейся на завод.
Отчасти эта проблема не осознавалась или
просто скрывалась за сокращением активности ВМФ — если наплаванность
даже самых «ходовых» кораблей флота не превышает 40-50 суток в год,
поломки относительно редки. Скудно отпускавшиеся лимиты шли в основном
на поддержание текущей жизнедеятельности, а ремонт нередко обеспечивался
«каннибализацией» выведенных в резерв кораблей в пользу их «ходовых»
одноклассников. К 2000-м активность флота за пределами территориальных
вод России упала практически до нуля.
С возобновлением активности
ВМФ в середине 2000-х, когда участились выходы кораблей в дальнюю
морскую и океанскую зону, участились и поломки. А промышленность,
свернувшая соответствующую инфраструктуру, уже не могла оперативно
отыграть обратно — имеющиеся ресурсы, от кадровых до финансовых, не
позволяли справиться даже с основными текущими задачами. Сроки ремонта
затягивались — ушедший на завод корабль рисковал не вернуться обратно
вообще.
Восстанавливать систему ремонта и обслуживания кораблей в
пунктах базирования пришлось уже на новой основе. Эта работа была
возложена на «Новик», с 2008 года занимавшуюся ремонтом паротурбинных
энергетических установок. В 2009 году приступили к созданию технической
базы на Северном флоте, наиболее активном в то время. Затем последовали
Тихоокеанский и Балтийский: базы были развернуты во Владивостоке и
Вилючинске, Калининграде на Балтике. В 2013-м начались поиски решения
проблемы Черноморского флота, главная база которого, Севастополь,
находилась еще в украинском в тот момент Крыму.
БДК «Ямал» в проливе Босфор
Фото: Murad Sezer / Reuters
Черноморский
флот был тогда самым проблемным — уже действовал, постепенно набирая
обороты, «сирийский экспресс» с десантными кораблями всех четырех флотов
России. Растущая интенсивность походов требовала все более тщательного
обслуживания. Представительство ПГ «Новик», открытое на Украине в
2013-м, после присоединения Крыма превратилось в Черноморскую
промышленно-техническую базу. На нее сразу же легла нагрузка по ремонту и
обслуживанию заходящих в Севастополь кораблей других флотов России,
выполняющих задачи в Средиземноморье.
Заказчиками выступали как
сам ВМФ, так и заводы — «Звездочка», «Янтарь» и другие, не имевшие
возможности выполнять работы на Черном море.
База из контейнера
Ключевая
особенность новых промышленно-технических баз — мобильность. «Мы не
привязаны к заводским мощностям. Мы можем отправить рабочую группу,
способную решить большую часть задач, которые могут, в теории,
возникнуть при текущем ремонте и поддержании готовности корабля в базе»,
— отметил генеральный директор «Новика» Алексей Лященко. И добавил, что
в Крыму новой технической базе пришлось обслуживать не только корабли
флота. Работы по поддержанию готовности и текущему ремонту выполнялись, в
частности, для систем ПВО, включая переброшенные в Крым С-300,
береговых ракетных комплексов и других наземных объектов. При этом
выстраивалась промышленная кооперация с соответствующими
производителями, в том числе с «НПО машиностроения», «Алмаз-Антеем» и
другими предприятиями.
Технология новых ремонтных баз
основывается на формировании в пунктах базирования флота мобильных групп
из 20-40 футовых морских контейнеров с оборудованием, компонуемых в
зависимости от решаемых задач. При необходимости эта технология
обеспечивает флот техническим обслуживанием не только в пунктах
базирования, но и при развертывании в океане. Ремонт и сервисное
обслуживание кораблей осуществляется в ходе боевой службы, не нужно
терять время на возвращение при поломках — все исправляется на месте
мощностями мобильной базы.
Для этого годятся практически любые
вспомогательные единицы ВМФ и мобилизованные суда торгового флота. Во
многом данный подход представляет собой развитие британского,
примененного во время Фолклендской войны, когда Royal Fleet Auxillary —
вспомогательные силы флота, обеспечили мобильное базирование,
обслуживание и экстренный ремонт боевых кораблей, исправление как
технических поломок, так и боевых повреждений, за несколько тысяч миль
от ближайшей базы. Мобильные базы на вспомогательных судах были и у
императорского японского флота во Второй мировой войне.
Подобный
опыт имелся и у ВМФ СССР на боевой службе в Средиземноморье. Современное
промышленное оборудование и модульный принцип упрощают ремонт и
обслуживание, в разы увеличивая объем решаемых задач. Технологией
интересуются и другие игроки — в частности, ВМС Индии в настоящее время
разворачивают систему баз в Индийском океане, что требует обеспечения
готовности кораблей на боевой службе, чем раньше индийскому флоту
заниматься не приходилось.
Ми-26 ВВС РФ в Арктике
Фото: пресс-служба Северного флота ВМФ РФ
Другим
потенциальным театром, перспективным с точки зрения развертывания
подобной инфраструктуры, может стать Арктика — интенсивность действий
флота в регионе возрастает, а ледовая обстановка, несмотря на ее
смягчение в последние полтора десятка лет, по-прежнему вызывает немало
поломок. Воссоздание инфраструктуры базирования по Северному морскому
пути подразумевает в том числе и развертывание ремонтных мощностей,
однако об этом пока ничего не сообщалось.
Ключевая проблема —
недостаточное, по словам источников «Ленты.ру», финансирование в отрасли
работ по ремонту и обслуживанию вооружения и военной техники, малые
объемы запасных частей и ремонтных комплектов к уже закупленной технике.
Основные средства направляются на производство и поставки новых систем
вооружения, что создает опасный перекос, грозящий понижением исправности
современной техники спустя несколько лет, когда пройдут первые
гарантийные сроки.