Все
серийные версии палубных многоцелевых истребителей-перехватчиков
семейства F-14A «Tomcat» имеют важное тактическое преимущество —
двухместную кабину экипажа. Как на Су-30СМ или F-15E, на «Супер
Томкэтах» 2-й пилот выполняет роль оператора БРЭО, управляя
радиолокационной станцией AN/APG-71, инфракрасно-телевизионным
прицельным комплексом IRSTS, анализируя источники излучения на
индикаторе СПО AN/ALR-67, а также наблюдая информацию о тактической
обстановке, полученную с борта палубного самолёта ДРЛОиУ E-2C/D по
радиоканалу «Link-16». Хорошее информационное поле F-14D, основанное на
2-х компактных ЖК МФИ у лётчика и 3-х подобных индикаторах у оператора
систем (центральный — крупноформатный), в дополнение к возможности
сканирования земной и водной поверхности, позволяет отнести «Super
Tomcat» к поколению «4+». Возможная модернизация этих машин включала бы
также обновление приборных панелей пилотов, так как несмотря на наличие
МФИ в передней кабине лётчика, их размеры не позволяют полноценно
дублировать кабину оператора систем, также замене на новые МФИ подлежало
бы большое количество электромеханических аналоговых приборов,
занимающих большую часть площади приборных панелей. Несмотря на
тандемное расположение пилотов F-14A/D, в компоновке кабины есть и
недостаток: визуальный передний обзор оператора систем сильно ограничен,
поскольку его кресло расположено на уровне места первого пилота
Самолёты
тактической и стратегической боевой авиации с изменяемой геометрией
крыла начали вызывать восторг и интерес у любителей и специалистов в
области авиакосмических технологий, а также полюбились военными
лётчиками более 52-х лет назад, когда в далёком декабре 1964-го года в
воздух поднялся первый опытный образец многоцелевого дальнего
истребителя-бомбардировщика F-111A «Aardvark», в дальнейшем
превратившегося в несколько универсальных ударных модификаций со
стратегическими возможностями специально для американских и
австралийских ВМС и ВВС. Изменяемая геометрия крыла придавала авиации
два важнейших тактических качества: низковысотный полёт в режиме
следования рельефу местности на околозвуковой или малой сверхзвуковой
скорости для преодоления системы ПВО противника (при сложенном крыле) и
средневысотный или высотный полёт на дозвуковых крейсерских скоростях с
раскрытым крылом, применяющийся для минимального расхода топлива при
перелётах на большие расстояния в пределах обширного регионального ТВД. К
данному разряду машин относятся и выведенные из состава американского
флота палубные истребители-перехватчики/многоцелевые истребители
семейства F-14A «Tomcat», которые активно заменяются на очень
сомнительные по суммарным тактико-техническим параметрам F/A-18E/F
«Super Hornet» и ужасно медленные 1,3-маховые палубные многоцелевые
истребители 5-го поколения F-35C.
Данный обзор продолжает
интересное, но очень короткое и обобщающее мнение неназванного
китайского автора-обозревателя в области военной техники, которое было
опубликовано на ресурсе «Военный Паритет», где кратко были описаны
масштабы тактических упущений, пришедших в американский флот после
списания всех модификаций палубных «Томкэтов» и «Супер Томкэтов».
Подобная ситуация сложилась и с истребителями-бомбардировщиками F-111,
которые были выведены из эксплуатации, совместно с версиями РЭБ EF-111A
«Raven» в ВВС США в конце 90-х годов, и в ВВС Австралии — в конце 2010
года. Завершение развёртывания этих машин, несомненно, в худшую сторону
сказалось на оперативных возможностях дальней тактической ударной
авиации ВВС США. Масштабы упущений ни много, ни мало сродни заморозке
программы интеграции стратегической малозаметной крылатой ракеты
AGM-129A/B/C ACM в состав вооружения стратегических бомбардировщиков
B-52H и B-1B «Lancer», поскольку резко уменьшилась оперативность ВВС
Австралии и ВВС США в Индо-Азиатско-Тихоокеанском регионе. И «Супер
Томкэты» и «Трубкозубы» обладали всеми необходимыми для реализации
концепции БГУ качествами, а также громадным модернизационным потенциалом
для успешной службы в XXI-м веке, но американцы эту возможность
благополучно для нас упустили.
Австралийские
F-111C «Aardvark» (в RAAF их прозвали «Pig»,- «Свинья») в количестве 24
дальних ударных истребителей-бомбардировщиков стали основными
патрульными машинами ВВС в ИАТР. Огромный радиус действия в 2000 км, а
также скорость 2400 км/ч позволяли в считанные часы достигать той или
иной точки Юго-Восточной Азии, а также ближних рубежей в Индийском и
Тихом океанах с 14-тонным ракетно-бомбовым «снаряжением» на 8 узлах
подвески. В него входили: ПРЛР AGM-88 HARM, модификации тактических
ракет класса «воздух-земля» AGM-65 «Maveric», а также различные
высокоточные бомбы с полуактивной лазерной ГСН, либо спутниковой
системой наведения. Сегодня эти уникальные машины сняты с вооружения
RAAF и заменяются «позиционными» и медленными «Супер Хорнетами»
ЧТО ПОТЕРЯЛИ ВМС США ПОСЛЕ «УХОДА» «СУПЕР ТОМКЭТА»?
Специалисты
компании «Grumman», выигравшие 3 февраля 1969 года конкурс Пентагона на
перспективный палубный истребитель-перехватчик VFX («Variable geometry
Fighter Experimental» или «Navy Fighter Geometry»), объявленный в 1968-м
году, изначально опирались на конструкцию планера с изменяемой
геометрией крыла, поскольку знали, что именно такое крыло сделает из
будущего F-14A поистине многоцелевой палубный авиационный комплекс,
позволяющий флоту не только эффективно оборонять авианосные ударные
группировки от тактических истребителей, стратегических бомбардировщиков
и морской авиации противника, но и осуществлять эскортирование своих
бомбардировщиков-ракетоносцев в радиусе до 1500 км от АУГ без
дозаправки, а также выполнять ударные операции на аналогично расстоянии
от авианосца. Солидный опыт, накопленный «груммановцами» при
проектировании и серийном производстве F-111A/B/C/D, был использован и в
отношении «Томкэта», а поэтому любые вопросы, касающиеся
аэродинамических качеств крыла при различных углах стреловидности, были
быстро разрешены, либо вообще отсутствовали.
Важнейшими, можно
сказать даже, революционными, можно считать конструкцию силовой
установки и хвостовых плоскостей планера. Во-первых, мотогондолы 2-х
ТРДДФ «Pratt & Whitney» TF30-P-414A были разнесены на приличное друг
от друга расстояние, что в сравнении с «Фантомами» и «Трубкозубами»
резко увеличило живучесть машины в случае повреждения одного из
двигателей (подобная схема нашла своё применение в наших многоцелевых
истребителях семейств МиГ-29, Су-27 и Т-50 ПАК-ФА, а также китайских
J-11 и J-15). Первое конструктивное решение повлекло за собой и второе:
планер получил хвостовое оперение с 2 вертикальными стабилизаторами,
расположенными непосредственно на мотогондолах и над соплами двигателей.
Такое решение позволило избежать сильного вращающего момента в
плоскости рыскания при полёте с одним работающим двигателем. Момент
возникал из-за приличного разнесения двигателей от продольной оси
планера. Большая суммарная площадь стабилизаторов компенсировала все эти
недостатки. В пользу такой конструкции играло также поступление на
вооружение ВВС СССР высокоскоростного перехватчика МиГ-25П, также
имеющего большое двухкилевое вертикальное оперение.
Как и любой
высокоскоростной перехватчик, F-14A получил регулируемые
воздухозаборники двигателей ковшевого типа с внешним сжатием, где
регулировка воздушного потока осуществляется отклонением рамп-створок в
верхней части каналов воздухозаборников. Зазор воздушного канала
воздухозаборника, создаваемый автоматическим движением рамп, зависит от
высоты, скорости, угла атаки и текущей массы самолёта. Полностью рампы
раскрываются при высокоскоростных и высотных режимах перехвата. За счёт
широкого применения в конструкции «Томкэта» титановых сплавов (24,4%),
алюминия (39,4%) и бороэпоксидных материалов (0,6%) при малом количестве
стальных элементов (17,4%), планер машины, даже с учётом приводов
изменения геометрии крыла и V-образной титановой балки кессоной
конструкции с центральной поперечной балкой крыла, получился достаточно
лёгким и прочным, позволяющим реализовать перегрузки до 7 единиц. Масса
пустого F-14A составляла 18,1 тонны, а нормальная взлётная масса с парой
«Фениксов» (AIM-54A/B) и парой «Сперроу» (AIM-7F/M) приближалась к 26
тоннам. Это, естественно, не позволяло иметь тяговооружённость на уровне
1,0 с двигателями первых версий, зато позволило выйти на этот уровень
позднее (в 1986-м году), когда в воздух поднялся первый опытный F-14D
«Super Tomcat», являющийся серийным F-14B со значительно более мощными
ТРДДФ «General Electic» F110-GE-400 тягой по 12700 кг/с. Высокие
аэродинамические качества планера F-14A, а также регулируемые
воздухозаборники обеспечивали максимальную скорость 2480 км/ч (без
подвесок) и около 2200 км/ч (с подвесками), что примерно на 25% выше,
чем у нынешних F/A-18E/F «Super Hornet». Но это только видимые
преимущества «Супер Томкэта».
Сняв 23 сентября 2006-го года с
вооружения ВМС США «Томкэты», командование флота сделало ставки на менее
сложные и дорогие в обслуживании «Супер Хорнеты». Не секрет, что
аварийность этих машин значительно ниже, чем у первых версий F-14, выше и
скорость устоявшегося разворота в «собачьей свалке» (ближний
маневренный воздушный бой) благодаря более высокой тяговооружённости и
большим наплывам у корневой части крыла; но это ведь не главное, когда
E-2D «Хокай» обнаруживает в 600 км от АУГ до сотни стратегических
крылатых ракет, которые приближаются, к примеру, к дружественной
военно-морской базе на Филиппинах: F/A-18E/F со своими 1700 км/ч точно
сделать ничего не смогут, да и радиус действия в 800 км для дальних
перехватов явно мал. А вот F-14D могли бы и реально «сделать погоду»,
особенно при использовании усовершенствованных ракет-перехватчиков
AIM-54C «Phoenix» и AIM-120D AMRAAM. Да и аварийность этих модификаций
была уже не на таком критическом уровне, как у первых истребителей с
двигателями TF-30 от «Pratt & Whitney».
Что можно сказать по
поводу маневренных качеств «Томкэтов»? Как любой летательный аппарат с
тяговооружённостью значительно ниже 1,0, первую модификацию «Томкэта»
нельзя сравнивать такими асами «энергетического» маневрирования, как
МиГ-29С, Су-35С, F-16C, F-15C/E/SE и F/A-18E/F. Тем не менее, «показать
зубы» «Кот-забияка» мог всегда, и часто это делал в учебных боях с
нашими фронтовыми истребителями МиГ-23МЛД, базировавшимися в 80-е гг. на
вьетнамской АвБ Камрань, в составе 169-го смешанного авиаполка. Когда
наши истребителеи поднимались в воздух на патрулирование, пилоты
американских F-14A, несущие воздушное дежурство над Южно-Китайским
морем, заранее брали «Двадцать третьи» на сопровождение благодаря мощным
бортовым импульсно-доплеровским РЛС со щелевой антенной решёткой (ЩАР)
AN/AWG-9, происходило это на расстоянии до 200 км, МиГ-31Б с его
«Заслоном» тогда был на этапе предсерийной подготовки, и инструментов
для достойного ответа у нас в распоряжении не было. А у них на подвесках
были «Фениксы» активной радиолокационной ГСН и дальностью до 180 км.
Далее, по логике вещей, происходило сближение и наши машины вступали в
имитационные ближние воздушные бои с американскими «Томкэтами», половина
которых часто заканчивалась победой последних: всё зависело от
подготовки и опыта наших и американских пилотов. Другими словами,
маневренные качества первой версии F-14A были не столь плохие, и это
понятно из опубликованной документации начального этапа испытаний
палубного истребителя-перехватчика: предельный угол атаки в
горизонтальном полёте достигал 41 градуса, резкий разворот в плоскости
тангажа без потери управляемости мог доходить до 90 градусов (почти
«Кобра Пугачёва», в доказательство даже видео в «YouTube» имеется),
планер уверенно выдерживал 9,5-кратную положительную перегрузку, что
сравнимо с показателями большинства современных тактических
истребителей. Отличные несущие качества планера в режиме максимальной
стреловидности крыла (68 градусов) реализуются благодаря совокупности
аэродинамических свойств крыла и поверхности фюзеляжа между
мотогондолами, свою роль выполняет также цельноповоротное заднее
горизонтальное оперение (рули высоты): за счёт этого всё семейство
палубных F-14 показывает высокие маневренные качества на околозвуковых и
сверхзвуковых скоростях.
Интересным фактом является, то что
аэродинамическое качество планера F-14A-D имеет коэффициент 9,1, что
даже выше, чем у европейского многоцелевого истребителя EF-2000 «Тайфун»
(коэффициент составляет 8,8). Также известно, что новые двигатели от
«Дженерал Электрик» F-110-GE-400 на 34% повысили форсажную тягу на
мидель у модификации F-14D «Super Tomcat»: с 1481,25 кг/кв. м она
увеличилась до 1984 кг/кв. м. Результатом стало увеличение разгонных
качеств «Томкэта», повышение скороподъёмности со 150 до 180 м/с (на
20%), увеличение тяговооружённости до 0,85 — 1,0 (в зависимости от типа
подвески и количества топлива), а также возможность полёта с малой
сверхзвуковой крейсерской скоростью (до 1,25М), что пилотам «Супер
Хорнетов» в «лучших снах не снилось». Н 8 точках подвески может быть
размещено до 6580 кг высокоточного ракетно-бомбового вооружения и
различные оптико-электронные прицельно-навигационные контейнера для
ведения разведки и целеуказания на большом удалении от цели. Но это та
информация, которую можно рассчитать с помощью простых математических
действий, более сложный и интересный момент — модернизация всех версий
«Томкэта», которая зависит напрямую от конструкции фюзеляжа.
«F-14D+ BLOCK X»: ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ МОДЕРНИЗАЦИИ ИЛИ ВСЛЕД ЗА «САЙЛЕНТ ИГЛОМ»
Глубокое
усовершенствование и объединение F-15E «Srike Eagle» и F-15C «Eagle» до
единой обновлённой версии F-15SE «Silent Eagle» является сегодня
главной «изюминкой» корпорации «Боинг» в достижении многочисленных
миллиардных контрактов среди большого списка арабских государств
Аравийского полуострова, Израиля, а также Республики Корея. Сочетая в
себе лучшие лётно-технические и боевые качества двух ключевых версий
«Орла», F-15SE получил продвинутый планер с углом разведения хвостового
вертикального оперения, а также широким использованием радиопоглощающих
материалов, что снизило радиолокационную сигнатуру до показателей ЭПР
около 0,7 — 1 кв. м. Этому способствуют и конформные отсеки вооружения,
расположенные сразу за воздухозаборниками, они скрывают радиоконтрастные
активные головки самонаведения ракет AIM-120C/D от облучения РЛС
противника. Новая бортовая РЛС AN/APG-63(V)3 c АФАР реализовала в
«Бесшумном Орле» возможности высокоточной работы как по малоразмерным
воздушным, так и по наземным целям, вероятно, и в режиме синтезированной
апертуры. Параметры этой РЛС приближаются к AN/APG-81, установленной на
малозаметные истребители семейства F-35, в частности, дальность
обнаружения воздушной цели типа «Рафаль» у AN/APG-63(V)3 составляет 150
км, а типа «F-15C» — 215 км. Под подобное усовершенствование заточено и
семейство F-14A «Tomcat».
Основной упор при модернизации делается
именно на снижение радиолокационной заметности летательного аппарата.
Применительно к F-14D «Super Tomcat», это придание угла разведения
вертикальным хвостовым стабилизаторам в пределах 20—30 градусов для
максимально эффективного разброса облучающей электромагнитной волны
вражеской РЛС, внедрение радиопоглощающих материалов в обводы кромок
воздухозаборников и предкрыльевые неподвижные наплывы, изменение
геометрии каналов воздухозаборников непосредственно перед лопатками
компрессоров двигателей во избежание отражения радиолокационного
излучения РЛС противника, создание усовершенствованной конструкции
фонаря кабины (уход от прямых углов и скруглений в модели переплёта
фонаря, радиопоглощающие материалы в элементах переплёта).
Второй
момент — установка внутреннего отсека вооружения. Как у F-14D «Super
Tomcat», так и у ранних версий палубного многоцелевого истребителя
имеется достаточно ёмкая ниша между мотогондолами двигателей; её ширина
составляет около 1,6 м, благодаря чему здесь мог быть встроен крупный
отсек вооружения длиной более 4,5 м, в который могло бы поместиться от 4
до 6 ракет класса «воздух-воздух» дальнего радиуса действия AIM-120D.
Во-первых, это значительно увеличило бы значение «Супер Томкэта» как
дальнего перехватчика и палубного истребителя для завоевания господства в
воздухе, во-вторых, позволило бы исключить внешнюю подвеску в
операциях, где требуется преодоление наземной и воздушной ПВО
противника, а значит — дополнительное снижение ЭПР. Отсек вооружения мог
бы вместить и такое высокоточное вооружение, как малоразмерные
планирующие бомбы GBU-39 SDB, причём в количестве до 10 ед., делая из
F-14D отличный тактический ударный истребитель поколения «4++».
Не
менее интересным является рассмотрение возможного обновления бортового
радиоэлектронного оборудования F-14 D «Super Tomcat», где на первый план
выходит БРЛС истребителя. «Супер Томкэты» оснащались бортовой РЛС
AN/APG-71, которая, в отличие от чисто противовоздушной AN/AWG-9, стала
первой мощнейшей в истории палубной авиации многорежимной БРЛС,
способной работать по наземным, морским и воздушным целям в радиусе до
250 км, её же инструментальная дальность достигла 370 км. Дело в том,
AN/APG-71 является модификацией станции AN/APG-70, установленной на
тактические истребители F-15E «Strike Eagle», но с улучшенными
энергетическими показателями. Диаметр антенной решётки AN/APG-71
составляет 914 мм, при азимутальной зоне обзора 160 градусов (у РЛС
AN/AWG-9 она составляет 130 градусов). Позднее планировалось
усовершенствовать и программное обеспечение управления режимами бортовой
РЛС, включив алгоритмы, используемые на «Страйк Игле»: это и режим SAR
(синтезированной апертуры), и режим следования рельефу местности, и
доплеровский режим; последний, как известно, позволяет точно вычислять
радиальные скорости сопровождаемых объектов, а также может похвастаться
высокой степенью помехозащищённости. Но все работы «заморозили»
одновременно с завершением боевого развёртывания «Томкэтов» и «Супер
Томкэтов» на базе АУГ ВМС США, в то время, как модернизированные F-14D
могли получить РЛС принципиально нового типа.
Внутренние размеры
радиопрозрачного обтекателя палубного истребителя F-14D приспособлены к
установке практически любых версий американских бортовых РЛС. Фаворитами
могли быть станции AN/APG-63(V)3, AN/APG-81 и даже AN/APG-77,
установленная на «Рапторах», боевая мощь и тактические особенности
такого палубника в разы бы превзошли те, с которыми мы знакомы в «Супер
Хорнетах», за исключением, конечно, устойчивой маневренности в
длительном БВБ, ведь управляемый вектор тяги для F110-GE-400 ещё не
разработан, а «засветился» лишь в связке с ТРДДФ F100-PW-100 для
экспериментального сверхманевренного американского истребителя F-15
ACTIVE, который в серии так и не оказался.
Установленный под
носовым обтекателем РЛС комбинированный оптико-электронный прицельный
комплекс IRSTS, позволяющий в дневных и ночных условиях вести наблюдение
за наземными, надводными и воздушными целями в инфракрасном и
телевизионном каналах на дальности до 80 км, мог быть заменён на
оптико-электронную ИК-систему с распределённой по планеру истребителя
апертурой DAS, применённую в БРЭО F-35A, либо её аналог. Такой F-14D+
стал бы превосходной разведывательно-ударной палубной единицей ВМС США,
способной выполнять и функции ПВО. Касаемо DAS, можно отметить рост
«стелс»-возможностей обладающего ей летательного аппарата. Как и в
случае с нашими оптико-электронными прицельными комплексами ОЛС-УЭМ
(МиГ-35), 8ТК (МиГ-31), 36Ш/ОЛС-27К (Су-27/33) и ОЛС-35 (Су-35С/Т-50),
AN/AAQ-37 DAS способна в пассивном режиме (с выключенной БРЛС)
обнаруживать и сопровождать воздушные цели на удалении от 100
(тактическая авиация) до 1000 и более километров (стартующие ОТБР и
МБР), поцелям могут быть запущены ракеты AIM-120D, которые будут
обнаружены уже на подлёте к цели либо её радиолокационными средствами,
либо по данным СПО, оповещающей об облучении АРГСН. «Томкэт» же при
полном 2-маховом форсаже мог бы начать уход со включенным комплексом
РЭБ. F-14D+ имели бы на порядок больше противовоздушных/противоракетных,
противокорабельных и чисто ударных возможностей, уверенно подкреплённых
большим радиусом действия, скоростью и количеством узлов подвески, но
американцы склонились в сторону простоты, «сомнительной» дешевизны и
ограниченных достоинств «Супер Хорнетов», лишив свой стратегически
важный флот «длинной руки» на десятки лет, что выгодно и нам, и Китаю.