Какие задачи в регионе выполняет наш противолодочный самолет Ту-142М3, замеченный над Идлибом.
Противолодочный самолет Ту-142М3 Морской авиации ВМФ РФ «засветился» в
небе над сирийской провинцией Идлиб. 5 июня в Сети появился ролик на
арабском языке, на котором зафиксирован пролет самолета.
Как
заметил военный блог bmpd, который ведут сотрудники Центра анализа
стратегий и технологий, машину можно распознать по магнетометру на
законцовке киля и едва заметному обтекателю РЛС.
В Сети уже шутят, что «самолет, предположительно, ищет подводные лодки в
сирийских пустынях», подразумевая, что машина может быть использована
российскими военными для разведки наземных целей.
Издание The
Aviationist обращает внимание, что видео было снято 5 июня, через день
после первых с 2003 года ударов США на Ближнем Востоке с авианосца
«Гарри Трумэн» в Средиземном море. Также оно отмечает, что ранее Ту-142
не использовался при российских авиаударах по сирийским наземным целям.
Какие задачи может выполнять дальний морской противолодочный самолет Ту-142М3 в Сирии?
Член-корреспондент РАРАН, капитан 1-ранга запаса Константин Сивков говорит, что еще в первый период Великой Отечественной Войны авиация
ВМФ действовала в интересах сухопутных сил и использовалась для разведки
наземных объектов на приморских участках фронта.
— У самолета
Ту-142М3 есть возможности вести радиотехническую разведку, использовать
средства РЭП, а также обнаруживать самолеты противника, но, скорее
всего, он просто прошел над Идлибом в сторону Средиземного моря для
несения там патрульной службы. Видимо, для поиска турецких субмарин или
чьих-либо других надводных и подводных кораблей. Надо понимать, что
разведку такой самолет ведет долго, поскольку ему надо выставить
гидроакустические буи. На мой взгляд, этот факт может говорить о том,
что Турция сосредотачивает свои военно-морские силы в регионе, а это,
как вы понимаете, опасно.
Член Экспертного совета коллегии
Военно-промышленной комиссии РФ, главный редактор журнала «Арсенал
Отечества» Виктор Мураховский полагает, что над Идлибом был заснят пролет самолета, который в самой провинции никаких задач не выполнял.
— Я уверен, что это был транзит — с территории РФ в бассейн
Средиземного моря. Известно, что Ту-142М3 — это самолет комплексной
разведки надводных и подводных целей, оснащенный соответствующим
радиотехническим оборудованием, системами целеуказания для ударных
средств флота. То есть российский противолодочный самолет несет
патрульную службу в заданном районе моря. Это связано с обеспечением
деятельности нашей корабельной группировки в Средиземном море.
Понятно, что нам желательно иметь там самолет-разведчик дальнего
действия, который позволит практически в режиме реального времени
освещать надводную и подводную обстановку по крайней мере в восточной
части Средиземного моря. Это надо и для нашей корабельной группировки и в
целом для планомерных действий наших Вооруженных сил и на
Средиземноморском морском театре, и на территории Сирии.
Конечно, это не первый вылет Ту-142М3 в этот район. Эти самолеты
совершают регулярные полеты над всеми нашими бассейнами морских театров —
над морями Северного Ледовитого океана, над Балтийским, Черным,
Средиземным, Японским морями. В общем, над теми регионами, где действуют
наши флоты и где есть возможность применять морскую авиацию берегового
базирования.
Понятно, что радиус действия Ту-142М3 не
бесконечный и, например, в Индийский океан ему достаточно проблематично
летать. Но на морских театрах, которые в пределах его досягаемости, он
работает. Известно, что Турция и причерноморские натовские страны
запретили пролет наших военных самолетов через свои территории. Поэтому,
по всей видимости, Ту-142М3 шел через Каспийское море, Иран, Ирак и
Сирию в восточную часть Средиземного моря. Тем более что авиабаза в
Латакии действует на постоянной основе на основании договора с Сирийской
Арабской Республикой. Поэтому мы имеем право не запрашивать сирийское
руководство и держать там необходимую авиационную группировку, в том
числе и самолеты морской авиации берегового базирования.
Взлётно-посадочная полоса (ВПП) Хмеймима позволяет принимать и
отправлять практически все типы наших самолетов, включая Ту-160.
Военный эксперт, полковник запаса Михаил Ходаренок также считает, что самолет не использовался для разведки наземных объектов.
— Средств разведки в Сирии и без того достаточно, чтобы вскрыть там
группировку сил и средств террористов. Какие задачи тогда выполнял
Ту-142М3?
Во-первых, связь по воздуху с нашей группировкой в
Сирии поддерживается по воздушному коридору через Каспийское море, Иран,
Ирак. Вполне возможно, что этим воздушным коридором и воспользовался
наш морской самолет-разведчик дальнего действия, который привлекался для
выполнения разведывательных задач в Средиземном море. Раньше эти
самолеты базировались в частности на аэродроме СФ Кипелово под Вологдой —
в таком случае самолету надо идти через Гибралтар.
Во-вторых,
сейчас в Средиземном море находится американский авианосец «Гарри
Трумэн» в составе так называемой carrier battle group (авианосной боевой
группы). То есть могла быть поставлена задача по отработке обнаружения
как надводных, так и подводных целей. Вполне возможно, что попутно
проводились испытания либо новых, либо модернизированных образцов
вооружения, предназначенных для обнаружения надводных и подводных
объектов.
В-третьих, самолет мог привлекаться к разведке
Средиземного моря в связи с активностью турецкого флота — наиболее
боеспособного и грозного противника в Восточном Средиземноморье. Это
достаточно хорошо сбалансированный флот, в составе которого много
подводных и надводных кораблей. Он представляет собой реальную силу, а
по боевым и оперативным возможностям в настоящее время превосходит
Черноморский флот РФ, который только с недавнего времени начал получать
новые корабли.
— Возможно, осуществлялась проверка возможности
маневра самолета, например, использовать Латакию в качестве аэродрома
подскока для морской авиации, — говорит научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.
— Гипотетически Ту-142М3 через Сирию мог идти и дальше: скажем, в 2015
году было подписано межправительственное соглашение с Экваториальной
Гвинеей об упрощенном порядке захода наших военных кораблей в порты
республики, где также расположены крупные аэродромы. То есть это могла
быть отработка маршрута через Иран и Сирию.
Также вполне
возможно, что наши военные решили посмотреть, как работает
разведывательное оборудование самолета в условиях, приближенных к
боевым. Также это могла быть отработка возможности использования
самолета морской разведки для поддержки сухопутных операций — как это
делают французы, англичане и американцы. Но не думаю, что вылет Ту-142М3
связан с активностью США и Турции в Средиземном море, тем более что шел
он, судя по видеосъемке, на высоте около 4 км.
Справка
Практический потолок Ту-142М3: 13500 м
Практическая дальность: 10050 м
Боевой радиус: 6500 км
Экипаж: 10 человек.
Поисковый и патрульный самолет Ту-142 был создан на базе ракетоносца
Ту-95 для решения задач поиска и уничтожения ПЛАРБ США. Впоследствии на
машину были возложены разведывательные и патрульные функции, со временем
ставшие практически основными. Ту-142М3 был принят на вооружение в 1985
году и строился серийно до 1994 года. Ту-142МЗ несут службу в составе
Северного и Тихоокеанских флотов.
Модификация Ту-142М3 получила
модернизированную поисково-прицельную систему «Коршун-Н», магнитный
регистратор параметров поиска «Узор-5» и новую радиогидроакустическую
аппаратуру «Заречье». Система «Заречье» обеспечивает параллельную
обработку информации от 8 буев в инфразвуковом и звуковом диапазонах
частот, шумопеленгование, программный опрос буев, селекцию сигналов на
фоне помех. Поисково-прицельный комплекс был доработан до возможности
работать не только с новыми типами гидроакустических буев, но и со
старыми буями системы «Беркут». На самолет был установлен бортовой
комплекс обороны «Саяны-М». Кабина экипажа машины заново спроектирована,
усовершенствована система заправки топливом в воздухе.
Для
обороны применяется стрелково-пушечная кормовая установка с двумя
пушками ГШ-23Л, а также комплекс средств радиопротиводействия и система
отстрела тепловых ловушек. Подвешиваемое вооружение и полезная нагрузка
размещены в двух отсеках фюзеляжа: авиабомбы ФАБ-250, 8 ПКР Х-35,
торпеды, глубинные бомбы, взрывные сбрасываемые источники звука,
радиогидроакустический буи РГБ-16−2, РГБ-25, РГБ-55А. Отметим, что эти
самолёты в силу ограниченной оснащенности системами самозащиты уязвимы
без авиационной тактической поддержки.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+