Казанский
авиационный завод им. Горбунова — одно из крупнейших отечественных
предприятий авиационной промышленности, единственный в России
производитель стратегических бомбардировщиков последнего поколения.
Завод производит и обслуживает ракетоносец Ту-160, бомбардировщик
Ту-22М3, а также различные модификации пассажирского самолёта Ту-214.
1.
В годы Великой Отечественной войны Казанский авиационный завод им.
Горбунова выпускал для фронта пикирующий бомбардировщик Пе-2 и дальний
бомбардировщик Пе-8. Тогда каждые сутки завод отправлял на фронт по
10-12 боевых самолётов. Так за годы войны их было выпущено более 10
тысяч.
2.
Новую эпоху отечественной дальней авиации открыл самолёт Ту-16 с
турбореактивными двигателями, который был призван заменить винтомоторный
бомбардировщик Ту-4, вдвое превосходя его по скорости. Затем на базе
бомбардировщика Ту-16 было налажено производство пассажирского
авиалайнера Ту-104. Позже появилась модификация Ту-110 для
государственных нужд. В 1960-х годах высшее руководство страны пересело
на дальнемагистральные Ил-62М, также изготовленные на Казанском
авиационном объединении.
За годы своего существования КАЗ им. Горбунова выпустил более 23 тысяч единиц авиационной техники различного типа.
3.
Ту-160 — сверхзвуковой стратегический ракетоносец-бомбардировщик,
вооружённый крылатыми ракетами большой дальности. Состоит на вооружении
ВКС России. Самолёт предназначен для решения разнообразных задач в
широком диапазоне дозвуковых и сверхзвуковых скоростей полёта независимо
от метеоусловий и времени суток.
4.
Это самый мощный сверхзвуковой самолёт в истории военной авиации, самый
скоростной бомбардировщик, самый тяжёлый в мире боевой самолёт по
взлётной массе.
За светлое антибликовое покрытие лётчики называют Ту-160 «Белый лебедь».
5.
Одной из главных особенностей Ту-160 стала изменяющаяся в полёте форма
крыла. В процессе полёта стреловидное крыло способно по мере
необходимости изменять свою форму для достижения сверхзвуковой скорости.
6. Ту-160 без дозаправки преодолевает 12 тысяч километров, развивая максимальную скорость 2200 км/ч.
На машинах этого типа было установлено 44 официальных мировых рекорда.
7.
На самолёте установлена электродистанционная автоматическая бортовая
система управления с четырёхкратным резервированием и дублированием
механической проводкой. Управление самолётом сдвоенное, установлены не
штурвалы, как принято на тяжёлых машинах, а ручки.
8.
9. Экипаж самолёта состоит из четырёх человек.
10.
Самолёт после соответствующего переоборудования может оснащаться также
свободнопадающими бомбами (до 40 000 кг) различного калибра, в том числе
и ядерными, разовыми бомбовыми кассетами, морскими минами и другим
вооружением.
11. Ту-160 с бортовым номером «14» (RF-94103), получивший название «Игорь Сикорский».
Данный
борт совершил первый полёт в 1988 году и является одним из восьми
Ту-160, полученных российской стороной в 1999 году с Украины из состава
бывшего 184-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного полка в Прилуках.
12. С апреля 2015 года по поручению министра обороны РФ Сергея Шойгу на Казанском авиационном заводе возобновлён выпуск Ту-160.
13. В настоящее время развёрнуты работы по подготовке опытного образца Ту-160М2.
14. Работы предполагают обновление всего бортового оборудования, замену двигателей и применение современных видов вооружения.
15. Новый самолёт только внешне будет похож на существующий Ту-160, «начинка» планируется совсем другая.
16. По заявлению Минобороны РФ, будут построены дополнительные 50 модернизированных стратегических бомбардировщиков Ту-160М2.
17. Двигатели для Ту-160 производят Самарском научно-техническом комплексе имени Николая Кузнецова (СНТК им. Н. Д. Кузнецова).
18.
Ту-22М3 — дальний многорежимный бомбардировщик-ракетоносец.
Предназначен для поражения наземных и морских целей противника во всём
диапазоне скоростей с больших, средних и малых высот.
19.
Для выполнения ряда военных задач стране требовался самолёт с
улучшенными взлётно-посадочными характеристиками, способный не только
выполнять сверхзвуковой бросок на большой высоте, но и совершать
длительный полёт на малой высоте с высокой околозвуковой скоростью.
20. Испытание выпуска и уборки шасси.
Интересно,
что основные стойки шасси убираются в фюзеляж практически синхронно, а
вот их огромные створки захлопываются поочерёдно, с секундной задержкой.
Это связано с некоторой разницей в длине трубопроводов гидросистемы по
левому и правому борту.
21.
Ракетоносец решает две основные задачи: нанесение ударов по
стратегическим целям и поражение крупных морских целей. Основное
вооружение Ту-22М3 — неуправляемые авиабомбы и ракетное вооружение.
[
22. Преемственность поколений.
23.
24.
Характерной конструктивной особенностью самолётов Ту-22М3 является
смещённый влево на 2-3 градуса «ноль» руля направления, для компенсации
вращающего момента двигателей.
25. Крыло состоит из неподвижной части и поворотных консолей. Крыло переставляется на углы от 20° до 65°.
26.
27.
Испытания всех воздушных судов, производимых и ремонтируемых на
предприятии, осуществляются на заводском аэродроме «Борисоглебское».
28.
29.
Длина взлётной полосы лётно-испытательной станции составляет 3300
метров, что позволяет обслуживать военные и гражданские самолёты.
30. Максимальная взлётная масса Ту-22М3 составляет 126 000 кг, максимальная посадочная — 88 000 кг.
31. Экипаж располагается в катапультных креслах. Подход к рабочим местам — через четыре крышки входных люков, открываемые вверх.
32.
33.
34. Среднемагистральный пассажирский самолёт Ту-214 является усовершенствованной грузопассажирской модификацией Ту-204.
35.
Хорошо зарекомендовав себя в эксплуатации на пассажирских перевозках,
Ту-214 был выбран в качестве базового для создания целого ряда самолётов
специального значения.
36. Современный самолёт в своей конструкции имеет около 200 тысяч болтов и 2-3 млн заклёпок.
37.
38. Работа с шасси.
39.
40. Ту-214 оснащен двумя двигателями ПС-90А.
41.
42. Кабина экипажа.
43.
44.
По спецзаказу управления делами президента РФ силами ПАО «Туполев» были
разработаны специальные модификации: Ту-214СР (самолёт-ретранслятор),
Ту-214 ПУ (пункт управления) и Ту-214СУС (специальный узел связи).
Дальность полёта этих спецбортов увеличена до 10 000 км за счёт
установки дополнительных топливных баков.
45. Ту-214ОН разработан специально для реализации Международного проекта «Открытое небо».
Самолёт
предназначен для инспекционных полётов. Борт оборудован приборами
аэрофотосъёмки и позволяет с воздуха ознакомиться с военной
инфраструктурой других стран. Ту-214ОН — первый в истории Договора по
открытому небу самолёт, оснащённый всеми видами разрешённой аппаратуры
наблюдения.
46. Ту-214СР — самолёт-ретранслятор, который был разработан специально для администрации президента.
Самолёт
оснащён радиотехническим комплексом, обеспечивающим через спутниковые
системы связь с наземными объектами и другими воздушными судами.
Руководители РФ пользуются радиорелейной связью. Однако такая связь
работает только в пределах прямой видимости, поэтому для неё нужна
система наземных радиостанций, самолётов-ретрансляторов и спутников.
47.