24 мая 2015 года был опубликован отчет об испытании крупнейшего
в мире эсминца Zumwalt стоимостью в $ 4,4 млрд. (назван в честь адмирала
Элмо Замволта). «СП» об этом уже рассказывала. В заокеанском экспертном сообществе этот корабль до сих пор не получил однозначных оценок.
В соответствии
с первоначальными замыслами американских адмиралов, эсминец
разрабатывали для конфликтов малой интенсивности. Корабль был задуман
для поддержки десанта, высадку которого противник постарается пресечь,
как это было в день «D» в 1944 году. Для этого эсминец оборудован двумя
155-мм пушками, стреляющими управляемыми активно-реактивными снарядами
(LRLAP) большой дальности — более 60 морских миль (111 км).
Теперь
военные аналитики утверждают, что пока шла разработка и велось
строительство Zumwalt, противокорабельные системы управляемого оружия
потенциального противника сделали революционный шаг вперед. Именно, это
предопределило сокращение заказа с более чем 30 кораблей проекта
до трех. Другими словами, если преимущество супер-эсминцев было бы
очевидным и перспективным, денег не пожалели бы, несмотря
на запредельную стоимость. А поскольку ничего особенного нет, то цена
должна быть соответствующей.
Короче говоря, идеология применения
Zumwalt сместилась в сторону глобальных войн, в которых эсминцам
уготована роль стратегического резерва. Применять его собираются
в критически важных операциях, над концепцией которых Пентагону еще
предстоит работать.
Несмотря на технологию «стелс» и отказ
от традиционных форм в пользу зубчатого профиля, Zumwalt так и не стал
невидимкой, хотя на экранах радаров вместо 610-футового (183 метра)
эсминца будет виден 50-футовый (15 метров) кораблик, напоминающий
рыбацкую лодку. Тем не менее, есть четкое понимание, что противоположная
сторона предпримет все меры для идентификации неизвестного объекта.
Многое, в том числе и регион применения, будет зависеть
от радиолокационных возможностей врага, считают в Пентагоне.
На корабле
имеется достаточно большой ангар для двух многоцелевых вертолетов SH-60
«Си Хок», или трех беспилотных летательных аппаратов-разведчиков MQ-8С,
которые должны информационно поддерживать прицельную стрельбу 155-мм
AGS пушками. На палубе Zumwalt место, под которыми находятся лифты
артустановок, очерчено красными линиями, заходить за которые экипажу
и десантникам категорически запрещено в любое время.
«Снаряды LRLAP по виду напоминают небольшие ракеты, — рассказал журналистам после испытаний эсминца его капитан Джеймс Дауни.
— Они длиной 223 см и около 102 кг веса. Пушки имеют скорострельность
10 выстрелов в минуту на ствол и способны за полчаса выпустить 600
унитарных осколочно-фугасных снарядов.
Этому оружию нет эквивалента
больше нигде в мире». Допустимое отклонение от цели составляет порядка
50 метров при стрельбе на 100 км.
Более подробной информации для открытой печати предоставлено не было, однако военный эксперт Сэм Ла-Гроне считает, что 155 мм AGS пушка идентична морскому орудию МК 45, которое
разрабатывается по этой же программе. А о ней кое-что известно.
В техзадании
гиперзвуковые снаряды LRLAP для МК 45 должны были иметь начальную
скорость 5 Мах, но потом разработчики под тяжестью непреодолимых проблем
снизили её до 3 Мах, а затем, видимо, уменьшили еще. Сразу же после
испытания 3 апреля 2015 года директор департамента надводных сил Штаба
ВМС США контр-адмирал Питер Фанта заявил: «ВМС
по-прежнему заинтересована в продолжении разработки этого типа
корабельных орудий, но ждут технологии подешевле, прежде чем двигаться
вперед. Стоимость снарядов по-прежнему будет главным фактором для
дальнейшей работы».
Любопытно, что в самом начале от артиллерии
на супер-эсминце вообще хотели отказаться, надеясь к моменту спуска
Zumwalt уже иметь готовый и протестированный рельсотрон. Но и здесь
не получилось, и запасной вариант артустановки AGS оказался основным,
хоть и не устраивающий заказчика по цене.
При этом рекорд поражения
крупных мишеней составил 45 морских миль, примерно 83 км. Что касается
дальности, то в неуправляемом режиме снаряды LRLAP преодолели 59 морских
миль (109 км).
Фактически это означает, что на корабле
установлено оружие, официально не устраивающее Пентагон. На неприятный
вопрос о стоимости снарядов, капитан Джеймс Дауни на своей
пресс-конференции на борту корабля отвечать отказался категорически.
В то же время имеется информация о переговорах по поводу контракта
с Lockheed на закупку для Zumwalt небольшого числа боеприпасов,
необходимых для эксплуатационных испытаний и оценки. При этом
исполнитель озвучил цену для минимальной партии 1800 до 2200 LRLAPs
сразу для трех кораблей этого класса — по 400 тысяч долларов за единицу.
При меньшем количестве речь может идти уже о 700 тысячах за выстрел.
Для сравнения: крылатая ракета «Томагавк» с дальностью 1000 морских миль
стоит чуть дороже одного миллиона долларов.
Если же подсчитать
все траты на выстрел из AGS, учитывая амортизацию Zumwalt, транспортные
и эксплуатационные расходы дальнего похода то стрельба по «аборигенам»
обычным 155 мм осколочно-фугасным боеприпасом из дальнобойной пушки
на реальное расстояние 80 км обойдется американским налогоплательщикам
в общей сложности в пару миллионов долларов.
«Несколько огневых
задач всего за день операции может легко уложиться — только
на боеприпасы — в сумму в десятки миллионов долларов, — поясняет Сэм
Ла-Гроне.
Этих денег хватит на боеприпасы для трети флота, который
нанесет ущерб врагу в сотни раз больше.
Кстати, капитан Джеймс
Дауни отверг применение альтернативных снарядов для AGS, например, для
решения задач стандартной артиллерийской поддержки десанта. «Это
невозможно, — сказал он. — Есть разработки для двух других кораблей».
Судя по всему, одну артустановку сделают в виде обычной 155 мм пушки.
Зато
главный зал судовой команды, по рассказу Сэм Ла-Гроне, который побывал
на Zumwalt, напоминает центр управления космическими полетами. Он имеет
темный интерьер с двадцатью операционными консолями, над которыми
установлены три гигантских монитора. На корабле оборудованы еще два
дублирующих командных пункта — попроще. Все пространство
классифицируется как пункт безопасного хранения информации. Это является
одной из причин, согласно которой экипаж судна должен иметь высший
допуск к секретам Пентагона. Сэм Ла-Гроне на одном экране главного зала
судовой команды увидел в реальном режиме времени помещение центрального
штаба ВМС по координации и планированию — то есть «святая святых»
военно-морских сил США.
Брайан Кларк, военно-морской аналитик Центра стратегических и бюджетных оценок и бывший помощник начальника военно-морских операций адмирал Джонатан Гринет заявили, что Zumwalt будет предназначен для поддержки специальных
операций, но оправдает себя только в том случае, если будет адаптирован
для борьбы с подводными лодками. По причине того, что эсминец имеет
возможность работать близко к берегу, учитывая низкую ЭПР. Таким
образом, корабли этого класса должны быть ориентированы, прежде всего,
на внезапные атаки баз подводных лодок потенциального противника.
Впрочем, все сказанное ими относится, скорее, к теоретической стратегии,
направленной, видимо, на уменьшение репутационный потерь.
Таким
образом, все разговоры о новых задачах Zumwalt сводятся к продолжению
затратных доработок специального оборудования для малозаметного эсминца.
В этой связи эксперты предрекают супер-эсминцу судьбу сумасшедше
дорогого истребителя F-35.
В ВМС США разразился грандиозный коррупционный скандал. Под следствием оказалось двести человек, среди них тридцать адмиралов.
Атомный
авианосец «Джордж Вашингтон», скорее всего, не случайно оказался в этом
порту в Юго-Восточной Азии. Согласно действовавшей 25 лет коррупционной
схеме обслуживаться он был должен в определенных местах.
Вчера
газета Washington Post опубликовала статью, разоблачающую коррупцию в
высших эшелонах власти ВМС США. Некий Леонард Гленн Фрэнсис, владелец
сингапурской фирмы Glenn Defence Marine Asia четверть века занимался
береговым обслуживанием американских кораблей в азиатских портах. В
сентябре 2013 года американские спецслужбы выманили его в США,
арестовали и затем осудили за мошенничество. Бизнесмен признал себя
виновным в нанесении американской казне ущерба на 35 млн долларов, но,
согласно публикации, «следователи считают, что реальная сумма может быть
гораздо больше».
Фрэнсис организовал настоящую разведывательную
сеть, офицеры ВМС сливали ему информацию о передвижениях боевых
кораблей и подводных лодок США. «Он нагло приказывал своим «кротам»
перенаправлять авианосцы в подконтрольные ему порты в Юго-Восточной
Азии, чтобы ему легче было «доить» ВМС, взимая плату за топливо,
буксиры, баржи, продовольствие, воду и уборку нечистот. Его компания
подделывала накладные, выставляла завышенные расценки и практиковала
откаты. Она создавала мнимых субподрядчиков и фейковые портовые власти,
чтобы дурачить ВМС и заставлять платить за услуги, которых те не
получали», — пишет газета.
К настоящему времени осуждены шестеро
сообщников Леонарда Гленна Фрэнсиса в ВМС США. Еще двое находятся под
судом, множество других — под следствием. По данным Washington Post, в
декабре прошлого года начальник штаба ВМС США Джон Ричардсон созвал по
этому поводу закрытое совещание с участием примерно двухсот адмиралов и
предупредил, не называя имен, что в отношении примерно 30 из них ведутся
расследования — уголовные со стороны Минюста США или служебные со
стороны самих ВМС. Один из федеральных прокуроров заявлял в прошлом году
в суде, что под следствием по данному делу находятся в общей сложности
более 200 человек.
Бизнесмен расплачивался не только деньгами,
он поставлял своим шпионам и проституток. «Следствие показало, как
Фрэнсис соблазнял весь прославленный 7-й флот, который с учетом его
стратегической роли в патрулировании на Тихом и Индийском океанах давно
служит «испытательной площадкой для адмиралов», — указывает издание. —
Наверное, это крупнейшее в своем роде нарушение норм национальной
безопасности в ВМС со времен холодной войны».
Мне почему-то
кажется, что если прошерстить все американские флоты и армейские
подразделения, то картина будет схожей. Борцам с коррупцией есть где
разгуляться. За четверть века, с тех пор, как закончилась холодная
война, командиры ВМС и сухопутных сил явно расслабились и, не имея
достойного противника, занялись банальным воровством.
ФЛОТЫ США
2-й флот США — действующий оперативный флот ВМС США. Зона ответственности: Северная
Атлантика, прилегающая к Канаде и США, Мексиканский залив.
3-й флот США — действующий оперативный флот ВМС США. Зона ответственности: Северная
часть Тихого океана, прилегающая к Канаде, США (включая Аляску и Гавайи)
и Мексике, центральная часть Тихого океана.
4-й флот США — действующий оперативный флот ВМС США. Зона ответственности: Южная
Атлантика, Карибское море и юго-восточная часть Тихого океана (акватория
вокруг Латинской Америки).
5-й флот США — действующий
оперативный флот ВМС США. Зона ответственности: Северо-западная часть
Индийского океана, Персидский залив и Красное море.
6-й флот США — действующий оперативный флот ВМС США. Зона ответственности: Атлантика вдоль Европы и Африки, Средиземное море.
7-й флот США — действующий оперативный флот ВМС США. Зона ответственности: Индийский
океан за исключением северо-западной части, западная часть Тихого
океана.
А независимая и очень принципиальная Transparency
International должна немедленно пересмотреть свой рейтинг восприятия
коррупции. У США первое место, однозначно. Вот так продажные
американские флотоводцы подводят родную державу, бросают тень на
звездно-полосатый флаг.
____________________
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+