Сегодня мы поговорим о перспективах
узкоспециализированного самолета-штурмовика. О том, что придет на смену
(и придет ли вообще) таким легендарным машинами, как Су-25 и A-10.
Самолет поля боя
В представлении штурмовики не нуждаются. Это относительно простые и
дешевые машины, которые могут работать по наземным целям и имеют хорошую
живучесть. Штурмовик не самый распространенный тип боевых самолетов, но
некоторые из них оказали гигантское значение на ход мировой истории.
Взять, к примеру, советский штурмовик эпохи Второй мировой Ил-2. Эта
машина вообще стала самым массовым боевым самолетом всех времен и
народов. Всего было выпущено 36 тыс. Ил-2.
Сейчас к
штурмовикам обычно относят два летательных аппарата: американский A-10
Thunderbolt II и советский Су-25. Они далеко не новые, однако постоянно
модернизируются. Так, например, американцы создали версию A-10С,
превратив A-10 Thunderbolt II, получивший прозвище «бородавочник», в
высокотехнологичное оружие XXI века. Самолет не стал менее живучим, но
получил ряд важных усовершенствований, в частности «продвинутый»
прицельный контейнер Sniper Advanced Targeting Pod. В арсенал самолета
вошли новейшие управляемые бомбы и ракеты.
Отечественные Су-25
намного проще. Ни Россия, ни Украина не подошли системно к модернизации
своего парка штурмовиков. Так, российский Су-25СМ, в отличие от
«прародителя», имеет обновленную авионику, индикатор на лобовом стекле и
многофункциональный индикатор. Но, по сути, он остался все таким же,
каким был в конце 80-х. Современных прицельных средств самолет не имеет,
а его вооружение состоит почти исключительно из неуправляемых АСП
(авиационных средств поражения). Работа летчика Су-25 очень похожа на
действия пилота советского Ил-2 в годы Второй мировой. Это было нормой
(с некоторыми оговорками) в годы холодной войны, но сейчас такая
крылатая машина выглядит откровенным анахронизмом.
Впрочем,
списывать Су-25 тоже рано: в этом году российские ВКС получат
обновленную версию самолета – новый Су-25СМ3. Его хотят оборудовать
новой системой электронно-оптического наведения СОЛТ-25, в состав
которой войдут телевизионный канал, тепловизор и лазерный дальномер.
Если это удастся реализовать, то модернизация станет огромным шагом
вперед для 25-го. Его арсенал, кстати, обещают пополнить такими
современными АСП, как РБК-500 СПБЭ-Д. Это бомбы с самонаводящимися
боевыми блоками. Все это позволит Су-25 приблизиться к уровню
американского A-10С.
«Шершень» атакует
«Шершень-ЭП» – название опытно-конструкторской разработки, в рамках
которой российские инженеры хотят создать новый самолет-штурмовик. Этот
проект также известен как ПСШ, или перспективный штурмовой самолет. Речь
идет об аппарате, который в 2020-х годах должен будет сменить Су-25.
«Он будет способен применять всю номенклатуру тактического вооружения.
Самолет будет малозаметным, способным приземляться на любые
взлетно-посадочные полосы, обладать современным связным,
радиолокационным и навигационным оборудованием. К 2020 году данный
самолет уже будет поступать в части ВВС, постепенно заменяя крайне
надежный Су-25СМ», – заявил в 2012 году официальный представитель
Минобороны России по ВВС, полковник Владимир Дрик.
Сразу
бросается в глаза слово «малозаметный». Сделать из Су-25 стелс-самолет
невозможно, поэтому речь в данном случае может идти о принципиально
новом комплексе. Для сохранения малозаметности все его вооружение будет
спрятано внутри, а сам самолет будет чем-то похож на современные
истребители пятого поколения.
Но пойдет ли Россия на такие
траты? Ведь создание нового самолета с нуля – это огромные деньги и
большой риск. Добавим, что к заявлениям официальных лиц нужно относиться
с осторожностью, и не следует принимать все сказанное ими за «чистую
монету». Поэтому на деле ПСШ может оказаться еще одним вариантом Су-25
или, вернее, самолетом, созданным на его базе. В пользу последнего
говорят и другие источники, упоминающие «перспективный самолет-штурмовик
на базе самолета типа Су-25».
Кстати, Су-25 не единственная
возможная база для нового самолета. Так, легкий штурмовик может быть
создан на основе учебно-тренировочного Як-130. Однако особенности
конструкции этого самолета таковы, что его живучесть будет в любом
случае намного ниже, чем у Су-25. Все-таки это совсем разные машины, и
Як-130 не создавался с расчетом на высокую живучесть.
Дела заокеанские
В апреле 2016 года США анонсировали разработку нового штурмовика,
получившего условное обозначение A-X. Американцы хотят получить машину,
которая была бы эффективней A-10. При этом прорабатывается сразу
несколько вариантов. Первый и самый интригующий – создание нового
самолета с нуля. Это может быть малозаметный аппарат, который получит
внутренние отсеки, где смогут разместиться такие ракеты, как Hellfire. В
этой связи небезынтересен прогресс США по части беспилотных аппаратов.
Проще говоря, новый штурмовик вполне может оказаться и БПЛА. А еще США
рассматривают вариант создания нового самолета на базе таких легких
штурмовиков, как A-29 Super Tucano или Scorpion.
Легкий штурмовик Scorpion был разработан американской компанией Textron
и совершил первый полет в 2013-м. Он имеет два турбореактивных
двигателя Honeywell TF731 с тягой по 1800 кгс. Общая масса боевой
нагрузки (с учетом внутреннего отсека) достигает 2800 кг. Одно из
главных достоинств этого самолета – высокая экономичность. Так,
себестоимость часа полета не будет превышать 4 тыс. долларов.
Ряд американских военных аналитиков предлагает вообще отказаться от
штурмовиков, отдав их роль истребителям пятого поколения F-35. Но эта
инициатива наталкивается на вполне понятное противодействие. Дело в том,
что во время операции «Буря в пустыне» (в 1991 году) штурмовики А-10 за
43 дня операции выполнили больше 8 тыс. вылетов – намного больше, чем
любой другой боевой самолет США. А-10 уничтожили около тысячи иракских
танков: такими результатами не может похвастаться даже знаменитый
ударный вертолет «Апач». Проще говоря, полный отказ от штурмовиков
выглядит не очень обдуманным: не факт, что F-35 станет равноценной
заменой «бородавочнику». Именно поэтому американцы уже отказались от
первоначальных планов списать все A-10 в ближайшие годы. А новая угроза
со стороны ИГ может побудить США продлить срок эксплуатации Thunderbolt
II чуть ли не до конца 2020-х годов.
В целом, будущее у
самолетов-штурмовиков, несмотря на весьма солидный послужной список,
крайне неопределенное. В обозримом будущем их могут «потеснить» как
многофункциональные истребители, так и новые беспилотные летательные
аппараты. Потенциал современного авиационного вооружения таков, что
самолету уже не нужно «висеть» над полем боя, выискивая противника.
Следовательно, ему уже не так сильно будут нужны живучесть и броня.
Поэтому A-10 и Су-25, возможно, войдут в историю как последние
узкоспециализированные самолеты поля боя. Последние настоящие
штурмовики.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+