Тяжелый и ударный! «Орион»!
Пора нам догонять — и перегонять! В тех сферах оборонной
промышленности, в которых мы, вследствие различных причин, всерьез
отстали от остальных стран. Например в производстве беспилотных
летательных аппаратов (БПЛА). Помнится несколько лет назад Министерством
Обороны РФ было принято решение закупать для нужд российской Армии
израильские беспилотники — а все потому, что российских
конкурентоспособных аналогов на тот момент просто не было! Но ситуация
меняется в лучшую сторону, что не может не радовать.
Испытания
разведывательно-ударного беспилотника большой продолжительности полета
«Орион» начались в Летно-исследовательском институте имени Громова
(Жуковский, Подмосковье), сообщает РИА Новости.
По словам
бывшего вице-президента группы компаний «Транзас» по авиационному
направлению Виктора Годунова, в рамках данного проекта планировалось
создать БЛА массой около тонны. Однако на авиасалоне МАКС-2015 президент
организации Николай Лебедев скорректировал некоторые данные по «Ориону»
— в частности, взлетная масса беспилотника возросла до 1,2 тонны.
Современная концепция сетецентричных войн
подразумевает участие крупной державы в нескольких локальных конфликтах
различной степени интенсивности. А для локальных конфликтов в которых
либо у одной державы есть полное господство в воздухе, либо уровень
противника не подразумевает наличия мощной и эшелонированной системы
ПВО, применение БПЛА становится необходимым условием грамотной разведки и
корректировки огня.
Это мы видим сейчас на Донбассе, где каждая
из сторон конфликта активно задействует беспилотники для сбора
информации об противнике и его огневых точках, а также в случае
обострения боевых действий — и для постоянной корректировки огня
артиллерии. Впрочем, большая часть применяемых на Юго-Востоке Украине
беспилотников, — легкие, которые можно использовать лишь для сбора
данных и фото- видеосъемки, ударных БПЛА там считанные единицы.
Конечно,
ни один самый БПЛА не сравнится по огневой мощи и маневренности с
истребителем или штурмовиком даже 3+ поколения, однако перед ним и не
стоят задачи, которые ставятся перед истребителями, — да и не должны
стоять, в общем-то. И стоимость производства и эксплуатации боевых
самолетов и БПЛА различается на порядки, поэтому даже у самых тяжелых
беспилотников ударные возможности дополняют разведывательные, которые
являются их основной задачей.
Однако, давайте вернемся к
«Ориону». В ЛИИ имени Громова начались испытания средневысотного
беспилотного летательного аппарата большой продолжительности полета
«Орион».
Предполагается, что максимальная продолжительность
полета «Ориона» составит не менее 24 часов, а высота — порядка 8
километров. При этом БЛА будет в состоянии взять на борт до 300
килограммов полезной нагрузки.
Триста килограммов полезной
нагрузки — это довольно серьезно. Можно поставить на нем 2-3
свободнопадающих бомбы средней мощности, что для беспилотника — очень
даже серьезно. Понятно, что для метания таких бомб «Ориону» придется
снизится до малых высот, однако в ночное время или в условиях плохой
видимости это как раз плюс — бомбометание с «Ориона» проходит по
навигационных приборам и плохая видимость ему не помешает. А вот
визуальному обнаружению нашему БПЛА будет препятствовать — что опять же
является плюсом в данной ситуации.
Все же лично по моему мнению,
использование БПЛА в качестве ударной силы достаточно спорно. А вот в
качестве разведчика и корректировщика — безусловно необходимо! Все же
самое ценное, что есть в армии — это солдаты и офицеры, а грамотная
разведка и корректировка огня помогает спасти жизни и здоровье солдат, и
жалеть для этого никаких технических средств не стоит. И в этом главное
преимущество беспилотных летательных аппаратов: сколь бы технически
совершенны и дороги они ни были, это, все таки машина, которую можно
потом починить, или на крайний случай сделать новую — в отличии от
человеческой жизни!
Понятно, что так как в этой области мы пока в
роли догоняющих, у нашего беспилотника есть ряд недостатков. Самый
главный из них — очень высокая цена, в несколько раз превосходящая
иностранные аналоги, например, израильские или китайские. Причин тут
две: первая — что производятся данные машины пока небольшими партиями (в
отличие от тех же китайских, которые производят в промышленном
масштабе), что напрямую сказывается на стоимости; вторая — что
отечественные производители, пользуясь тем, что внутри страны
конкурентов у них нет, а спрос на БПЛА российского производства растет,
откровенно завышают цены на свою продукцию. И в первом и во втором
случае есть над чем работать — и Министерство Обороны и антимонопольные
органы должны сказать свое веское слово и «обломать рога» желающим
нагреть руки за государственный счет.
Есть у наших беспилотных
аппаратов пока и слабые места — это и электронная компонентная база, и
отдельные элементы навигационного оборудования, и оптика для фото- и
видеоприборов, которую приходится пока закупать за границей, так как
здесь по программе импортозамещения нашим производителям еще работать и
работать...
Но в целом, конечно, это прорыв — давно пора начинать
делать продукцию этого крайне востребованного в нынешнее время сегмента
рынка вооружений самим, причем желательно полностью из российских
комплектующих (или в кооперации с предприятиями Таможенного союза).
Понятно, что работы еще много, и для закрытия отдельным позиций нашим
производителям потребуется несколько лет, но то, что работы в этом
направлении ведутся полным ходом, дает повод для здорового оптимизма — в
отличии, скажем, от ситуации трех-пятилетней давности, когда эти
вопросы вообще не стояли на повестке дня, и наше правительство считало,
что дешевле и проще закупать беспилотники за границей, нежели развивать
свое производство и загружать работой НИИ и КБ.
Андрей Князев,
специально для News Front Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|