В
процессе создания атомной подводной лодки – носителя крылатых ракет
морского базирования и групп спецназа (ПЛАРК), в которую
переоборудовались первые четыре ПЛАРБ типа «Огайо», а также литоральных
боевых кораблей (ЛБК, недавно в соответствии с изменениями в
классификации они стали фрегатами) на повестке дня встал вопрос о
необходимости включения в состав их вооружения летательных аппаратов
(ЛА), способных оперативно обеспечивать эффективную авиаподдержку их
действиям. В первую очередь речь шла о ведении всесуточной и всепогодной
разведки и наблюдения, выдаче целеуказания и оценке нанесенного
противнику ущерба, а в качестве второстепенных задач были определены
ударная и обеспечение действий сил спецназа, включая доставку припасов.
При
этом малые объемы полезного пространства, имевшиеся на относительно
небольших ЛБК, и особенности боевой работы ПЛАРК не позволяли применить
для означенных целей ни пилотируемые ЛА, ни крупные беспилотники типа
MQ-8 «Файр Скаут». Единственный оставшийся вариант – применение
беспилотных летательных аппаратов (БЛА), способных осуществлять старт с
палубы корабля или с поверхности воды (в последнем случае обеспечивалась
возможность и вывода аппарата с подводной лодки с последующим стартом с
воды), а также садиться на воду после выполнения задания.
В
этой связи американские военные специалисты предложили рассмотреть
возможность создания многоцелевого беспилотного летательного аппарата
(Multi-Purpose UAV или MPUAV) с надводным/подводным стартом, которым в
первую очередь предполагалось вооружить ПЛАРК типа «Огайо».
Перспективный БЛА получил название по одной из самых распространенных
морских птиц – баклана, который в транслитерации с английского звучит
более гордо – «корморан» (Cormorant).
DARPA НАЧИНАЕТ
В
2003 году специалисты Агентства по перспективным оборонным разработкам
Минобороны США (DARPA – Defense Advanced Research Projects Agency)
приступили к выполнению шестимесячного «нулевого» этапа данной
программы, в рамках которого провели предварительное изучение
возможности создания БЛА, способного самостоятельно выполнять старт с
подводного или надводного носителя, и определения тактико-технических
требований к нему.
Руководителем проекта был назначен доктор
Томас Бютнер, который работал в отделении «Тактические технологии»
агентства и также руководил работами по программам Friction Drag
Reduction («Снижение сопротивления трения») и Oblique Flying Wing
(«Косое летающее крыло»). В рамках данных программ соответственно
предполагалась разработка модели оценки величины сопротивления трения в
отношении надводных кораблей ВМС США и выработка технических решений по
его снижению (это позволяло сократить расход топлива и повысить
скорость, дальность и автономность плавания кораблей), а также создание
экспериментальной модели высокоскоростного ЛА типа «летающее крыло»,
стреловидность крыла которого менялась за счет «перекоса» его плоскостей
(одна плоскость выдвигалась вперед (отрицательная стреловидность), а
другая – назад (положительная стреловидность).
По заявлению
официального представителя DARPA Жанны Уолкер, перспективный БЛА
предназначался для «обеспечения непосредственной авиационной поддержки
таким боевым кораблям, как литоральные боевые корабли и ПЛАРК». В
соответствии с данными карточки проекта, опубликованной DARPA, в рамках
программы надлежало решить следующие задачи:
– разработать концепцию применения БЛА с надводным и подводным стартом;
– изучить поведение БЛА на границе водной и воздушной сред;
– отработать на практике новые композиционные материалы;
– обеспечить прочность и герметичность конструкции БЛА, требуемые при пуске с назначенных глубин или с борта надводного корабля;
–
отработать силовую установку БЛА, способную выдерживать агрессивные
условия внешней среды на подводном участке, а также продемонстрировать
возможность быстрого запуска маршевого двигателя БЛА для старта с воды;
–
отработать все элементы практического применения БЛА – от старта с
надводного и подводного носителя до приводнения и эвакуации.
Через
два года Пентагон одобрил переход к первому этапу программы, Фазе 1, в
рамках которого финансирование разработки, постройки и испытания
прототипа БЛА, а также финансирование работ по отдельным бортовым
системам осуществлялось DARPA, а непосредственная разработка аппарата
была поручена подразделению «Сканк Уоркс» компании «Локхид Мартин».
Компания также взяла на себя часть расходов по проекту.
«Многоцелевой
БЛА войдет в состав единой уникальной сетецентрической системы, которая
позволит существенно расширить боевые возможности новой ПЛАРК,
создаваемой на базе системы «Трайдент», – подчеркивалось в пресс-релизе
«Локхид Мартин». – Обладая возможностью подводного старта и отличаясь
высокой скрытностью действий, БЛА сможет эффективно действовать из-под
воды, обеспечивая необходимую авиационную поддержку. Комбинация системы
«Трайдент» и многоцелевого БЛА предоставит командующим войсками на ТВД
поистине уникальные возможности – как в предвоенный период, так и в ходе
полномасштабных боевых действий».
КРЫЛАТЫЙ ТРАНСФОРМЕР
После
изучения различных способов размещения БЛА на борту ПЛАРК типа «Огайо»
специалисты «Сканк Уоркс» приняли решение использовать «естественные
пусковые установки» – ракетные шахты БРПЛ, которые имели длину (высоту)
13 м и диаметр 2,2 м. В шахте БЛА размещался со сложенным крылом – крыло
типа «чайка» крепилось к фюзеляжу на шарнирах и в сложенном виде как бы
«обнимало» его. После открытия крышки шахты БЛА выдвигался за внешние
обводы корпуса ПЛ-носителя на специальном «седле», после чего раскрывал
крыло (плоскости поднимались в стороны вверх на угол 120 градусов),
освобождался от захватов и за счет положительной плавучести
самостоятельно всплывал на поверхность воды.
По достижении
поверхности воды в работу включались два твердотопливных стартовых
ускорителя – модифицированные РДТТ типа Mk 135, применяемые на КРМБ
«Томахок». Двигатели имели время работы 10–12 с. За это время они
поднимали БЛА с воды вертикально вверх и выводили его на расчетную
траекторию, где в работу включался маршевый двигатель, а сами РДТТ
сбрасывались. В качестве маршевого двигателя планировалось использовать
малогабаритный двухконтурный ТРД тягой 13,3 кН, созданный на базе
двигателя Honeywell AS903.
Пуск БЛА планировалось выполнять с
глубины около 150 футов (46 м), что потребовало применения в его
конструкции высокопрочных материалов. Корпус БЛА – из титана, все
пустоты в конструкции и стыковочные узлы тщательно герметизировались
специальными материалами (силиконовые герметики и синтактовые
пеноматериалы), а внутреннее пространство фюзеляжа заполнялось инертным
газом под давлением.
Масса аппарата – 4082 кг, масса полезной
нагрузки – 454 кг, масса реактивного топлива марки JP-5 для маршевого
двигателя – 1135 кг, длина аппарата – 5,8 м, размах крыла типа «чайка» –
4,8 м, а его стреловидность по передней кромке – 40 градусов. В состав
полезной нагрузки включались мини-РЛС, оптико-электронная система,
средства связи, а также малогабаритные средства поражения, такие как
авиабомба малого калибра SDB компании «Боинг» или малогабаритная УР с
автономной системой наведения LOCAAS (LOw-Cost Autonomous Attack System)
разработки «Локхид Мартин». Боевой радиус «Корморана» – порядка
1100–1300 км, практический потолок – 10,7 км, продолжительность полета –
3 часа, крейсерская скорость – М=0,5, а максимальная – М=0,8.
В
целях повышения скрытности действий сразу после пуска БЛА
субмарина-носитель должна была немедленно покинуть район, отойдя на
максимально возможное расстояние. После того как беспилотный летательный
аппарат выполнил задачу, с подводной лодки на него подавались команда
на возвращение и координаты места приводнения. В назначенной точке
бортовая система управления БЛА выключала двигатель, складывала крыло и
выпускала парашют, а после приводнения «Корморан» выпускал специальный
трос и ожидал эвакуации.
«Задача безопасного приводнения аппарата
массой 9000 фунтов при посадочной скорости порядка 230–240 км/ч –
весьма непростая, – подчеркивал тогда старший инженер проекта Роберт
Ружковски. – Решить ее можно было несколькими путями. Один из них
заключался в резком сбросе скорости и выполнении заранее заложенного в
бортовую систему управления маневра «кобра», а другой, более реальный с
практической точки зрения вариант заключался в применении парашютной
системы, в результате чего аппарат приводнялся носом вперед. При этом
необходимо было обеспечить безопасность самого БЛА и его аппаратуры в
диапазоне перегрузок 5–10 g, что требовало применения парашюта с куполом
диаметром 4,5–5,5 м».
Приводнившийся БЛА обнаруживали при помощи
гидролокатора, а затем его подбирал дистанционно-управляемый
необитаемый подводный аппарат. Последний выпускался из той же ракетной
шахты, где ранее находился «беспилотник», и тянул за собой длинный трос,
который стыковался с тросом, выпущенным БЛА, и с его помощью
«беспилотник» заводился на «седло», убиравшееся затем в ракетную шахту
ПЛ.
В случае применения «Корморана» с надводного корабля, в
частности ЛБК, аппарат размещался на специальном поддоне-лодке, при
помощи которого выводился за борт. После приводнения БЛА все действия
повторялись в той же последовательности, как и при пуске из подводного
положения: запуск стартовых двигателей, включение маршевого двигателя,
полет по заданному маршруту, возвращение и приводнение, после чего
следовало просто подобрать аппарат и вернуть его на корабль.
РАБОТЫ НЕ ЗАЛАДИЛИСЬ
Первый
этап работ, в рамках которого подрядчику надлежало выполнить
проектирование аппарата и ряда сопутствующих систем, а также
продемонстрировать возможность интеграции их в единый комплекс, был
рассчитан на 16 месяцев. 9 мая 2005 года соответствующий контракт
стоимостью 4,2 млн долл. был подписан с подразделением «Локхид Мартин
Аэронотикс», определенным главным подрядчиком по программе. Кроме того, в
число исполнителей вошли компании «Дженерал Дайнэмикс Электрик Боат»,
«Локхид Мартин Перри Текнолоджис» и «Теледайн Турбайн Энджин Компани», с
которыми были подписаны соответствующие контракты на общую сумму 2,9
млн долл. Сам же заказчик, агентство DARPA, получил в 2005 финансовом
году из бюджета МО США на данную программу 6,7 млн долл. и запросил на
2006 финансовый год еще 9,6 млн долл.
Результатом работ по
первому этапу должны были стать два главных испытания: подводные
испытания полноразмерной, но не летающей модели БЛА, которая должна была
оснащаться основными бортовыми системами, а также испытания макета
«седла», на котором аппарат должен был находиться в ракетной шахте
атомохода (макет устанавливался на морском дне). Также необходимо было
продемонстрировать возможность безопасного приводнения БЛА «носом
вперед» и способность его бортовой аппаратуры выдержать возникающие при
этом перегрузки. Кроме того, разработчик должен был провести
демонстрацию эвакуации приводнившегося макета БЛА при помощи
дистанционно-управляемого необитаемого подводного аппарата и
продемонстрировать возможность обеспечения запуска маршевого
двухконтурного турбореактивного двигателя посредством подачи газа под
высоким давлением.
По результатам первого этапа руководству DARPA
и Пентагона надлежало принять решение о дальнейшей судьбе программы,
хотя уже в 2005 году представители DARPA заявляли о том, что ожидают
поступления БЛА «Корморан» на вооружение ВМС США в 2010 финансовом году –
после завершения Фазы 3.
Первый этап испытаний был завершен к
сентябрю 2006 года (демонстрационные испытания проводились в районе
пункта базирования подводных сил ВМС США Китсап-Бангор), после чего
заказчику надлежало принять решение по вопросу финансирования постройки
полноценного летного прототипа. Однако в 2008 году руководство DARPA
окончательно прекратило финансирование проекта. Официальная причина –
сокращение бюджета и выбор в качестве «подводного» БЛА аппарата «Скан
Игл» компании «Боинг». Впрочем, пока подводные лодки с крылатыми
ракетами типа «Огайо» и базирующиеся на них группы спецназа ВМС США
остаются без БЛА с подводным стартом, а литоральные боевые корабли,
ставшие фрегатами, могут применять лишь более крупные беспилотные
летательные аппараты типа «Файр Скаут» и более простые «беспилотники»
мини-класса.