Великая дряхлая армия США. Александр Шпунт
Дата публикации: 12 Май 2016, 08:00
Одной реформы, чтобы сокрушить самую мощную в мире армию США, оказалось мало. Потребовалось две
В течение последних нескольких лет генералы — члены Объединенного
комитета начальников штабов рисовали перед американскими законодателями и
обществом мрачную картину состояния вооруженных сил.
«…Степень боеготовности армии деградировала до самого низкого уровня
за последние 20 лет» — так по-военному четко обозначил ситуацию недавно
ушедший в отставку четырехзвездный генерал Рэй Одиерно, начальник Штаба
сухопутных войск, главком сухопутных войск США, докладывая в Комитете
Сената по вооруженным силам в январе 2015 года.
Докладывая через год, преемник Одиерно, генерал Марк Милли, еще более
ужесточил оценку. «Армия сегодня не готова к задействованию больших сил
и соединений…» — сказал он, отвечая на вопрос о перспективах США в
теоретическом конфликте с Россией, Китаем, Ираном или Северной Кореей.
«…У нас есть много частей и соединений, находящихся в низкой стадии
боевой готовности…», — пояснил Милли, подчеркнув, что боеспособные части
— оснащенные достаточным количеством персонала, исправного
оборудования, соответствующих учебных средств — в несколько раз по
численности отстают от частей консервации.
Адмиралы докладываю, что на флотах — та же картина. Военно-морской
флот США имеет постоянно растущее отставание от графика текущего
обслуживания судов. Сегодня объем текущего поддерживающего ремонта
составляет 57 процентов того, что необходимо по технологическим картам. В
недавнем докладе приводился пример авиационного крыла ВМС, чьи F/A-18
Хорнет 18 месяцев не получали запасных частей, и командиры, чтобы
обеспечить хоть какую-то часть машин для готовности к полетам, в
нарушение всех инструкций и правил перебрасывали агрегаты с одного
самолета на другой.
Генералы ВВС докладывают, что только половина из
летчиков-истребителей, в том числе элитных подразделений, оснащенных
самыми современными F-22 Раптор, получают полный спектр необходимой
подготовки. Дорого летать. Более того, у пилотов «Рапторов» практический
опыт еще ниже, чем в среднем по боевой авиации — по той же причине
замены практических полетов «примитивными уроками на тренажерах». Всего
же командование ВВС полностью «заземлило» — перевело в режим
консервации, без осуществления полетов — более тридцати эскадрилий.
Генералы корпуса морской пехоты говорят о том же. Джозеф Данфорд,
председатель КНШ и сам генерал морской пехоты, согласился с выводом,
сделанным Маком Торнберри, председателем комитета по вооруженным силам
палаты представителей: «…Мы имеем крайне низкую готовность по всей
палитре задач, особенно для случаев особых операций, с которыми
сталкивается [корпус морской пехоты]».
Для того, чтобы разобраться в том, как это могло произойти, нужно
посмотреть внимательно на политическое и доктринальное обеспечение
военного строительства в США.
Американские военные были пойманы в водоворот реформ, который назревал в течение многих десятилетий, с середины 1980-х годов.
Разрушительные реформы достигли ураганной силы в правление президента
Барака Обамы, четырежды менявшего министра обороны. В конце концов,
когда после отставки Чака Хейгела неспособность Белого Дома уговорить
хоть кого-то возглавить Пентагон стала политическим анекдотом сезона в
местных изданиях, Обама остановился на Эше Картере — человеке, ни одного
дня не носившем военную форму и чей опыт в области военного
строительства ограничивался коротким периодом гражданской должности в
Пентагоне во время правления Билла Клинтона двадцать лет назад.
Мотором этой реформы стал Закон о бюджетном контроле 2011-го года,
ставший результатом двухпартийной соглашения между чрезвычайно
либеральной демократической Белый дом и консервативным республиканским
большинством в Палате представителей.
Республиканцы не собирались губить армию, — их задачей было оградить
безумные социальные траты Барака Обамы, вроде «Обамакеа» или проекта
бесплатного высшего образования в малопрестижных провинциальных
колледжах. Но гайки на бюджете пришлось закручивать по всему периметру,
выделить вооруженные силы отдельной строкой Белый Дом бы не позволил —
для него это означало бы политическое поражение.
Закон, в настоящее время формирует четвертый из десяти бюджетов,
которые включены в срок его действия, движется к сокращению общих
расходов на оборону примерно на 20 процентов от того, что планировалось в
проекте бюджета 2011 года, — примерно в общей сложности на $1,5 трлн.
Максимальный секвестр произошел в 2013 году, когда, благодаря
противостоянию между Белым домом и Конгрессом, вылившимся в отсутствие у
США на какой-то период действующего государственного бюджета, самые
радикальные положения принятого закона автоматически вступили в силу.
Все генералы и адмиралы в мире устроены одинаково. Если от них
требуется экономия — это еще не повод сокращать число подчиненных, тем
более что именно формальный списочный состав создает генеральские
должности. В результате, например, в какой-то момент только 10 процентов
от более чем сорока формально существующих бригад сухопутных войск
армии были полностью укомплектованы.
Позиция генералитета привела еще и к тому, что наибольшее сокращение
пришлось на ядро профессионалов армии — младший и средний офицерский
состав. Себя генералы сокращать не собирались, а солдаты и сержанты
формируют базис для сохранения генеральских должностей.
По докладу специалистов Конгресса, вооруженным силам «удалось»
сократить 30 процентов капитанов, которые присоединились к армии во
время кампаний в Ираке.
Не меньшие «секвестры» ждали и оборонную стратегию США. Это стало
второй разрушительной реформой — ввергшей военное строительство Америки в
глубокий кризис.
Прежде всего, Белый Дом переписал цели переписал цели оборонной
политики. Во главу угла была поставлена задача «восстановить баланс» на
Тихом океане — предотвратить возврат Россией своих позиций в водах Азии и
у побережья США и остановить продвижение военной инфраструктуры Китая в
южных морях.
С момента окончания холодной войны, предыдущие администрации обеих
сторон было принято считать, что, как главная мировая держава,
Соединенные Штаты должны были быть готовы к ведению двух крупных
региональных войн одновременно. Объявив об уходе с Ближнего Востока и
назвав Европу регионом «вечного мира», Белый дом получил возможность
существенно снизить планку военной достаточности.
Однако в 2012 году еще не было военного конфликта на Донбассе,
разрыва отношений НАТО и России. Еще не существовало Исламское
государство и не шла сирийская война.
Другими словами, геополитические реалии заставили даже неповоротливую
администрацию Обамы заняться передислокацией сил, при этом она
сохраняла — по Закону о бюджетном контроле 2011 года — все планы по
сокращению военных расходов. Возник жесточайший дисбаланс стратегических
целей военной доктрины — и реальной карты военного присутствия.
Пожалуй, самым заметным проявлением этой проблемы является пустота «восстановления баланса» на Тихом океане.
Сочетание сокращения флота и непредвиденных обязательств в других
местах мирового океана (прежде всего, в Средиземном море и в Персидском
заливе) привело к тому, что флот не получил достаточного присутствия в
западной части Тихого океана, и в первую очередь в Южно-Китайском море.
За четыре года с того дня, когда «стратегия балансировки» была
объявлена, военно-морской флот США не был в состоянии иметь два
авианосца в этом океанском театре в течение пусть только даже одного
месяца.
В апреле министр обороны США Эштон Картер перед телекамерами
национальных телеканалов заявил в тот момент, когда авианосец «Джон
Стенниц» шел через Южно — Китайское море: «…Мы были здесь [в Азии] в
течение десятилетий… и останемся на десятилетия…». На самом деле «Джон
Стенниц» был в Южно-Китайском море всего неделю — он участвовал в
поддержке программы «Великий зеленый флот», в которой ВМС США
докладывает обществу о своих победах… над глобальным потеплением.
То же происходит и на других театрах.
В первые два года своего президентства Барак Обама сократил плановые
закупки флота истребителей пятого поколения F-22 «Раптор» до 187
самолетов вместо 750 изначально запланированных. В результате в ответ на
российскую операцию ВКС в Сирии, американцам пришлось перебрасывать
«Рапторы» с Аляски, снимая их с позиций патрулирования «приоритетного»
Тихого океана, на Ближний Восток.
В армии США в 1991 году было 780 000 солдат; к концу 2018 бюджетного года средств предусмотрено только на 420 000.
Военно-морской флот состоял примерно из 500 судов; сегодня он
находится на пути к плановой цифре 282 корабля. Сегодня авианосцам в
Аравийском море поручено обеспечивать непосредственную авиационную
поддержку для удаленных боевых застав в Афганистане, но цена и сложность
таких операций огромна, а подлетное время оставляет наземные части на
длительное время вообще без прикрытия.
Та же картина в авиации — в ВВС было 26 тактических истребительных
авиационных крыльев по 70 самолетов в каждый — планируется 14 крыльев по
50 самолетов.
Вряд ли России стоит сокрушаться о том, что военный потенциал США
тает. Но это лишь в том случае, если политикой новой администрации
Белого Дома станет отказ от «экспорта демократии» и позиции «мирового
жандарма».
Если же интервенционализм — политический и неизбежно следующий за ним
военный — останется доминирующей идеологией, то возрастающая
неспособность США поддерживать статус «мировой военной сверхдержавы»
может стать причиной серьезных новых рисков для России.
Александр Шпунт Источник: http://news-front.info/.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 10006
комментария 10542
Рейтинг поста:
Дата публикации: 12 Май 2016, 10:31