Те, кто следит за
"новинками" украинской бронетехники, не смогли не заметить потока
предложений двухосных колесных бронированных машин, причем в основном
дублирующих друг друга. Это "Козак-2", "Тритон", "Спартан", "Барс-8",
"Варта-2". Я не упоминаю "Кугуар" — он легче этой плеяды, и не ставлю в
один ряд с ними многострадальный "Дозор-Б". Последний также выпадает по
весовым характеристикам и решаемым задачам.
В принципе,
технические характеристики и изображения можно найти в сети, но для
упрощения восприятия материала я тезисно пробегусь по данным. Обобщает
перечисленные образцы масса — от 8 до 9 тонн, вооружение — один пулемет,
слабое бронирование: только "Козак-2" официально прошел испытание
подрывом (к чести, следует указать, прошел успешно), и базирование на
гражданском шасси. Следовательно, бронеавтомобили можно отнести к так
называемым полицейским.
"Козак-2". Детище киевского НПО
"Практика". Единственный производитель, работавший до этого с броней и
колесами. Изготавливал инкассаторские автомобили. Имеется опыт, практика
и заслуженное имя. Выпущено около тридцати единиц.
"Спартан".
Отклик автозавода КрАЗ на потребность ВСУ в легком колесном
бронеавтомобиле для сопровождения колонн и действий в населенных
пунктах. Отверточная сборка канадского клона. Одна и первых ласточек
оборонпрома. Первый блин... Сами понимаете. Вызвал много нареканий.
Поставлялся в ограниченных количествах. Передан в Национальную гвардию.
"Тритон".
Производится на заводе "Ленинская кузня", специализировавшемся на
производстве речных и морских судов. Единственным заявленным плюсом была
способность преодолевать водные преграды (откуда и название).
Изначально создавался для погранслужбы. Оснащен приборами контроля за
территорией. Испытуемый образец потерял способность держаться на плаву.
"Барс-8".
Детище Черкасского автобусного завода. Если учесть отсутствие опыта
работы с бронировкой и географическую близость Черкасс от Киева, то
можно смело предположить, что в разработке принимало участие
вышеупомянутое НПО "Практика". Особых плюсов перед предыдущими образцами
не имеет. Количество выпущенных образцов не известно.
"Варта".
Самый загадочный игрок на украинской арене бронеавтомобилей. Появился,
когда ниша была уже заполнена и, казалось, места под солнцем не хватит.
Но презентовался и даже заинтересовал силовые структуры МВД.
Производится никому не известной компанией "Украинская бронетехника".
Специалисты предположили, что и к этому образцу приложила руку НПО
"Практика". Что поделать, бизнес. На данный момент в единственном
экземпляре.
Вот теперь стоит поближе "познакомится с родителями".
Если
кто не в курсе, то завод "Ленинская кузня", производитель так
необходимых для погранслужбы "Тритонов", прочно ассоциируется с именем
Петра Порошенко. Конечно, по конституции гарант не имеет права владеть
бизнесом, но ведь есть лазейки... То же можно сказать и о Черкасском
автобусном заводе. К слову, за 2016 год только этот завод сумел
выпустить 30 автобусов. У остальных, увы, заказов нет...
КрАЗ заказов на бронированные автомобили в текущем году не получил. Занят ремонтом и восстановлением "Кугуаров".
Как уже упоминалось, НПО "Практика" "высиживает кукушат", чтобы не повторить судьбу КрАЗа.
А
вот "Украинская бронетехника"... До недавнего времени она была известна
как Укрглавпак. Ну совсем не профильное предприятие. Ящики из пластика
на БТР не похожи. Как же она протиснулась в столь тесную компанию? Среди
представителей "Варты" нашелся помощник депутата Сергея Пашинского,
близкого друга главного полицейского Арсена Авакова. Видимо, поэтому
именно МВД сделало заказ на почти полмиллиарда гривен.
Те, кто
пытается впихнуть любыми способами в силовые структуры Украины "своего"
уродца, мало задумывается о стандартизации, последующей эксплуатации,
проблемах с поставкой запчастей и расходников. Цель налицо — распил
денежного пирога на подконтрольном предприятии. Видимо, поэтому так
тернист в армию и силовые структуры "Дозора-Б". Его же не будешь
собирать на фабрике пластиковых ящиков...