Колесные легкие бронированные машины (ЛБМ) в настоящее время преобладают в парках боевых машин многих армий. Когда-то считавшиеся актерами второго плана, теперь зачастую они играют ведущие партии. Платформы, поступившие на вооружение в середине 80-х и в 90-е годы прошлого века, проходят модернизацию, а, кроме того, начат ряд новых программ по «легкой броне».
ЛБМ не только дополняют более тяжелые гусеничные бронированные машины, но они также примеряют на себя роли, считавшиеся когда-то прерогативой их гусеничных аналогов. Термин «легкий» в сфере легких бронированных машин всегда был относителен и для некоторых колесных «легких» машин, достигших массы свыше 20 тонн, такая классификация может показаться слегка натянутой.
Впрочем, если взять новейшие гусеничные боевые машины пехоты, как например Puma компании PSM Projekt System Management, которая весит свыше 40 тонн, разница здесь видна более четко (PSM Projekt System Management – это совместное предприятие немецких компаний Rheinmetall и Krauss Maffei Wegmann). Вся эта масса растет в связи с потребностью в усиленной защите. Руководитель проектов боевых машин в компании BAE System Рой Перкинс сказал, что «нынешняя технология защиты машин диктует больше брони, поскольку легкого решения на сегодняшний день нет».
AMV XP, являясь новейшим вариантом боевой машины Patria AMV, предлагает лучшую защиту, мобильность и эксплуатационную гибкость. Этот вариант крупнее, имеет более высокую грузоподъемность 15 тонн и силовой блок мощностью 450 кВт
Расширение диапазона выполняемых ЛБМ задач происходит, в том числе, и в связи с прогрессом в системах подвески. Такие технологии, как например гидропневматическая подвеска Hydro-Pneumatic компании Hendrickson, обеспечивающая лучшие ходовые качества, управление, устойчивость и надежность, или например пневматические и газовые стойки, амортизаторы и демпферы Hydrogas компании Horstmann Defence System устанавливаются как на новых проектах, например на восьмиколесной платформе AMV (Armoured Modular Vehiclе – бронированная модульная машина) компании Patria, так и на модернизируемых машинах. Такие конструкции подвески позволяют развивать более высокие скорости на неровностях, снижают силу толчков и обеспечивают более плавную езду. Датчики и компьютеры, контролирующие подвеску, измеряют и прогнозируют силы, действующие на машину, и автоматически регулируют параметры подвески с целью повышения внедорожной проходимости и полезной грузоподъемности.
Вычисления и цифровая электроника повысили возможности ЛБМ во многих сферах. Множество сенсоров, интеграция и распределение информации, автоматический мониторинг и контроль бесчисленных систем машины предлагают новые огромные преимущества. Открытая архитектура и цифровые широкополосные магистрали позволяют интегрировать новые функции, расширяющие возможности машины. Однако эти расширенные электронные комплекты требуют много энергии. Вице-президент департамента военной техники в компании BAE Systems Марк Сигнорелли заявил, что «соответствие потребностям в энергии является одной из самых больших проблем для будущих проектировщиков. Где 200 ампер (для питания систем машины) считалось достаточным несколько лет назад, теперь нужны 400 ампер и более. Это не просто выработка энергии, но эффективное распределение и управление энергетическими потребностями». В результате – модернизация электроники и сопутствующая электрическая мощность являются приоритетными направлениями у конструкторов боевых машин.
Глобальные военные игроки все больше полагаются на свои ЛБМ, и это процесс идет двумя путями. Армии, раньше принявшие на вооружение ЛБМ с целью улучшения и обновления своих парков, воспользовались преимуществом прогресса в подвеске, защите и электронике. Другие приобретают совершенно новые машины на смену устаревшим, зачастую в рамках более широкой модернизации своих вооруженных сил. Некоторые новые члены блока НАТО, как например Польша и Хорватия, закупившие соответственно машины KTO Rosomak (производство по лицензии варианта Patria AMV) и Patria AMV, выбрали ЛБМ для того, чтобы соответствовать необходимым стандартам при совместных операциях с другими союзными силами.
Другие страны заменяют системы, срок службы которых подходит к концу. Многие программы включают местное производство. Программа бразильской армии и компании Ivеco Latin America по бронированной машине Guarani VBTP (Viatura Btindada Transporte de Pessoal-Midia de Rodas – бронетранспортер средней категории колесный) является одним из примеров. Новая машина заменит нынешние шестиколесные БТР Engesa EE Urutu. Также, в рамках этой программы местная государственная компания IMBEL (Industrie de Material Belico do Brasil) поставляет коммуникационные системы для новой машины.
Бронемашина AMV компании Patria добилась больших успехов, поскольку была выбрана армиями Хорватии, Финляндии, Польши, Словении, Южной Африки, Швеции и ОАЭ
Модернизации
Свидетельством эксплуатационной гибкости ЛБМ является их продолжительная служба, которая стала возможной за счет программ модернизации и усовершенствований. В процессе модернизации устаревшие, изношенные основные компоненты заменяются более новыми, более надежными современными подсистемами. Интеграция в машину цифровой электроники помогает получать преимущества от технологического прогресса в сфере сенсоров, средств связи, а также систем самозащиты. Оцифровывание позволяет интегрировать системы машины, связать машину с внешним миром и таким образом расширить диапазон тактических задач во время боя.
PIRANHA
Это семейство ЛБМ компании MOWAG (в настоящее время General Dynamics Land Systems/GDLS) имеет давнюю историю и состоит на вооружении многих стран мира. Американский корпус морской пехоты (КМП) и канадская армия приняли на вооружение с конца 70-х и до середины 80-х годов соответственно восьмиколесные бронемашины LAV-25A1/A2 (на базе Piranha I) и AVGP (Armoured Vehicle General Purpose – многоцелевая бронированная машина, на базе Piranha I 6х6).
Показательны те усилия, которые прилагает КМП США, по улучшению своего парка. Представитель департамента в Управлении бронетанковой и автотранспортной техники американской армии, осуществляющий надзор за парком машин LAV для КМП, высказал мнение, что нынешняя модернизация решает проблемы с мобильностью и моральным старением (касательно подсистем машины), повышает ее уровень живучести, соответственно заменяется уже не удовлетворяющий нынешним требованиям силовой блок Detroit Diesel 6V53T, электроника машины и подвеска, устанавливаются энергопоглощающие сиденья и протектированные топливные баки. «Модернизация, касающаяся 778 машин LAV-25A2, началась в 2011 году, и будет идти до 2018 года, и, таким образом продлит срок эксплуатации этих машин до 2035 года.
Программа канадской армии по модернизации машин LAV «LAV-III UP» стоимостью 1,1 миллиарда долларов, возглавляемая компанией General Dynamics Canada, как и упомянутая ранее программа КМП США, началась в 2011 году и позволит продлить срок эксплуатации этих машин также до 2035 года. Усовершенствования включают установку нового дизельного двигателя Caterpillar C9 мощностью 460 л.с./ч (335 кВт), семиступенчатую трансмиссию ZF, новые приводы колес, оптимизированный корпус, повышающий комфорт и живучесть экипажа, дополнительное бронирование, улучшенные сиденья и более широкую башню от GDLS с новой интегрированной системой управления огнем. Модернизированные машины LAV будут весить 25 тонн; испытания показали фактическое повышение подвижности обновленной машины по сравнению с существующей платформой. Модернизация 550 машин канадской армии LAV III будет завершена к 2018 году.
Наряду с Канадой австралийская армия в настоящее время также завершает свою программу Project Land 112 Phase 4, начавшуюся в апреле 2012 года. В соответствии с ней машины ASLAV-I/II/III (Australian LAV) проходят модернизацию на среднем этапе эксплуатации, общая стоимость которой составляет 250 миллионов долларов. Повышается живучесть ASLAV за счет улучшенной противоминной защиты, противоосколочных подбоев и баллистической защиты, добавляется новая система управления боем WINBMS-M от Elbit Systems и проводятся мероприятия по снижению признаков заметности, как визуальных, так и тепловых. Ранее, по контракту стоимостью 17,9 миллиона долларов на 59 машинах ASLAV был установлен дистанционно управляемый боевой модуль (ДУБМ) Kongsberg Protector с 12,7-мм пулеметом. В случае успеха модернизации машин LAV возможно, что и другие операторы начнут подобные программы в ближайшем будущем.
Инициатива «LAV-UР» – это программа канадской армии по модернизации и совершенствованию своих машин LAV с целью повышения их живучести, мобильности и летальности
STRYKER
Семейство ЛБМ M1126 Stryker 8х8 американской армии – это еще один вариант машины Piranha, который на основе боевого опыта, полученного во время вторжения в Ирак, получил ряд модификаций, включая дополнительную баллистическую защиту. Например, бомбам повстанцев должно противостоять двойное V-образное днище DVH (Double Vee Hull) разработки компании GDLS. «Этот новый компонент DVН используется американской армией для реализации других модернизаций, – заметил руководитель развития бизнеса в компании General Dynamics Land Systems Тим Риз. – Модернизация машин Stryker, которая начнется в 2017 году, восстановит характеристики, повысит живучесть и улучшит совместимость системы с новыми цифровыми технологиями самого широкого диапазона, включая мониторинг систем, объединение в сеть и оперативное управление. Этот процесс обеспечит повышение возможностей за меньшие инвестиции».
В соответствии с программой модернизируется подвеска для того, чтобы справиться с массой машины 27270 кг, устанавливается новый двигатель Caterpillar C9 и более мощный генератор на 570 ампер, совершенствуется система охлаждения плюс добавляется «цифровая магистраль», позволяющая экипажу обмениваться видео и данными. Американская армия финансировала три из своих девяти механизированных бригад Stryker, завершение модернизации машин которых намечено на 2016 год.
В мае 2015 года американская армия одобрила официальное заявление об оперативных потребностях от своего 2-го разведывательного полка, базирующегося в Германии, и получила финансирование на установку на некоторые машины M1126 ДУБМ MCRWS с 30-мм пушкой. MCRWS устанавливается на крышу машины без проникновения внутрь и соответственно не уменьшает внутренний объем. Для этой программы уже была продемонстрирована комбинация ДУБМ Kongsberg Protector и 30-мм пушки компании Orbital ATK. Компания GDLS выпустила заявку и примет решение по MCRWS в начале 2016 года. Тем не менее, начальное финансирование на 81 систему по ускоренной программе было включено в оборонный бюджет на 2016 год.
Машины M1126 американской армии, принимавшие участие в боевых действиях в Ираке, оказались уязвимыми перед СВУ повстанцев, что заставило компанию GDLS разработать двойное V-образное днище DVH (Double Vee Hull)
Австралийская армия модернизирует свои машины ASLAV-I/II/III с особым акцентом на повышение живучести
VAB
Компания Renault Trucks Defence (RTD) провела свыше 1000 различных улучшений на своем бронетранспортере VAB (Vehihile de lAvant Blinde) с момента принятия на вооружение французской армии в 1976 году. Исходя из опыта боевых операций в Афганистане, в последних циклах модернизаций бронетранспортер VAB получил повышенный уровень защиты, V-образное днище для защиты от направленных фугасов, подвешенные противовзрывные сиденья и решетчатые экраны для защиты от РПГ. Получив все эти усовершенствования, машина массой 15,8 тонны и грузоподъемностью 1,8 тонны получила новое обозначение Uitima.
До 2016 года французской армии было поставлено 290 машин, на них установлен ДУБМ Kongsberg M151 Protector. Даже после поступления на вооружения в 2018/2019 годах новой машины VBMR (Vehicule Blindе Multirole – многоцелевая бронированная машина), разрабатываемой консорциумом компаний RTD, Nexter и Thales с целью замены VAB, эти машины останутся в эксплуатации еще какое-то время и поэтому существует необходимость в модернизации.
Французская армия развернула бронетранспортер VAB (слева американская бронемашина RG-31) в Афганистане, повысив за счет модернизаций уровень его живучести
BOXER
Немецкая бронированная машина Boxer 8х8 MRAV (Multi-Role Armoured Vehicle – многоцелевая бронированная машина) компании KMW имеет боевую массу 33 тонны, что для ЛБМ довольно много. Машина имеет высокую внедорожную проходимость и комбинированную защиту (броневая сталь и композиционная броня), включая также противоминную/противовзрывную защиту и защиту от атак сверху. Поставки машин по программе стоимостью 1,6 миллиарда долларов начались в немецкую армию (600 машин) в 2011 году и голландскую армию (200 машин) в 2014 году.
GUARANI
Перелетев из Европы в Южную Америку, мы видим, что VBTP MR бразильской армии базируется на бронемашине Iveco SuperAV 8х8 и предназначен для замены устаревшего бронетранспортера EE-11 Urutu. Разработка началась в 2007 году; первые 128 систем местного производства из 2044 запланированных были поставлены в бразильскую армию в 2014 году. При наличии финансирования заказы на эти машины будут выдаваться до 2030 года. Вооружение боевой машины VBTP-MR включает простое опорное кольцо с установленным ДУБМ ARES с 12,7-мм пулеметом и необитаемую башню UT-30BR от Elbit Systems, поставляемую через бразильский филиал AEL Sistemas SA.
PATRIA
Как и Бразилия, Польша получает новые легкие бронированные машины KTO Rosomak (см. выше). Эта машина представляет собой вариант Patria AMV. После заказов, полученных в начале прошлого десятилетия от финской армии на 88 машин, эта машина также была куплена польской армией, и на заводе в Польше было изготовлено 640 машин KTO Rosomak, на которые была установлена двухместная башня OTO Melara 30 мм Hitfist-30P. Компания Patria получила заказы на машину AMV от армий Словении (126), Южной Африки (238), Объединенных Арабских Эмиратов (начальные 13 штук), Хорватии (126) и Швеции (113 и возможно еще 113 машин). Также внимательно на нее поглядывают Чешская республика и Македония. В январе 2015 года Польша заказала дополнительно 200 машин к 570 уже поставленным.
AMV предлагается в конфигурациях 6х6 и 8х8 и имеет массу от 16 до 27 тонн в зависимости от варианта. Машина обладает преимуществами за счет продвинутой системы подвески и высокой удельной мощности, что позволяет обеспечить заслуживающие внимания внедорожную проходимость и реально высокую живучесть экипажа. По лобовой проекции обеспечивается защита от 30-мм бронебойных снарядов, а противоминная защита обеспечивает защиту от подрыва мин и бомб массой в тротиловом эквиваленте до 10 кг. Представитель компании Patria сообщил, что «наше новейшее предложение AMV-XP (Extra Payload, Extra Performance and Extra Protection – повышенные грузоподъемность, характеристики и защита) вобрало в себя полученный опыт, включая потенциал для будущего роста, который позволит справиться с будущими угрозами и соответствовать требованиям операторов.
Здесь можно назвать больший полезный объем и большую грузоподъемность, лучшую подвижность и более высокую выходную мощность благодаря новым аккумуляторам и системе управления энергопотреблением». Новый двигатель Scania Diesel мощностью 450 кВт предлагает повышение мощности на 10 процентов по сравнению с предшествующей моделью. Это трансформируется не только в сохранение маневренности и подвижности, но также в больший объем выработки электрической энергии. При полной массе 30 тонн новая бронемашина AMV-XP может иметь полезную грузоподъемность 13 тонн. Ожидается, что AMP-AX будет предложена для программы австралийской армии Land 400 (см. далее).
Разработка Patria AMV началась в 2000 году. С тех пор она была выбрана и принята на вооружение семи армий. На фото машина с установленным ДУБМ Kongsberg MCRWS
ББМ Boxer может выполнять широкий круг задач, поскольку имеет уникальную компоновку со сменными функциональными модулями. На базовое шасси устанавливаются задние модули, которые могут быть заменены менее чем за час
TAPV
Еще одно новая программа в сфере ЛБМ – это патрульная бронированная машина TAPV (Tactical Armoured Patrol Vehicle) канадской армии в четырехколесной конфигурации, которая заменит RG-31 Nyala компании BAE Systems и разведывательную машину Coyote 8х8 от GDLS (базируется на шасси Piranha). Проект компании Textron, базирующийся на M1117 ASV (Armoured Support Vehicle – бронированная машина обеспечения), выиграла конкурс и получила контракт в 2012 году, по которому первые 500 систем должны были быть поставлены в 2014 году.
Но проблемы с надежностью, выявленные при испытаниях предсерийных машин, задержали их поступление в войска до 2016 года. Бронемашина TAPV имеет защиту из композиционной брони; на ней установлен ДУБМ Kongsberg, вооруженный 40-мм автоматическим гранатометом GMG от Heckler and Koch и 7,62-мм пулеметом.
VBTP MR Guarani для бразильской армии разрабатывается и изготавливается в сотрудничестве с бразильским филиалом компании Iveco
Будущие программы
Равно как и канадская армия, закупившая новые машины, австралийская армия также начала свою инициативу Project Land 400 по закупке новой боевой разведывательной машине CRV, боевой машине пехоты и машине боевого обеспечения. CRV заменит ASLAV Type-I/II/II, которых в эксплуатации находится 257 штук; новая машина, как ожидается, поступит на вооружение в 2020 году. Для реализации этой программы формируется промышленная группа состоящая из финской компании Patria, предлагающей свою машину AMV-XP, и австралийского филиала компании BAE Sуstems.
Малазийская компания Dеftеch изготавливает для малазийской армии 257 машин AV-8 в 12 вариантах. Машина колесной конфигурации 8х8 базируется на платформе PARS 8х8 разработки турецкой компании FNSS. Dеftech поставила первые двенадцать машин, получавших официальное имя Gempita (Гром), в декабре 2014 года. Среди вариантов можно отметить БМП IFV-25 с одноместной башней FNSS Sharpshooter и БМП IFV-30, оборудованную двухместной башней Denel LCT30. Как ожидается, развертывание машин будет завершено в 2018 году.
К другим разработкам в области ЛБМ в Азиатско-Тихоокеанском регионе можно отнести боевую машину MCV (Mobile Combat Vehicle) для японских сил самообороны производства компании Mitsubishi Heavy Industries. Эта высокомобильная бронемашина непосредственной огневой поддержки массой 25 тонн вооружена 105-мм пушкой. По словам военного атташе Японии в США, она поступит в бригаду быстрого развертывания японских сил самообороны. Впервые показанная в 2013 году, MCV по графику должна быть принята на вооружение в 2016 году; в общей сложности будет закуплено 99 систем.
Неподалеку от Японии Тайвань ведет для своей армии закупки ЛБМ Clouded Leopard 8х8 производства Ordnance Readiness Development Centre. Производство этой машины началось в 2007 году, на вооружение поступили 368 систем из общей потребности в 1400 платформ, которые должны быть поставлены в 2017-2018 годы.
Наконец, корейская компания Rotem, подразделение Hyundai Motor Group, поставляет ЛБМ KW1 Scorpion 6х6, которая составит основу новых бригад быстрого реагирования южнокорейской армии. В соответствии с контрактом, подписанным в ноябре 2012 года, в 2016-2020 годы предусматривается поставка этих машин в войска, и прежде всего 600 машин в варианте БТР.
Будущие тенденции
Легкая боевая машина, хотя и не такая легкая, как ее предшественники, значительно прибавила в боевой эффективности благодаря новым технологиям. Они позволили адаптироваться к новым угрозам и примерить на себя новые роли. ЛБМ в настоящее время имеет большую полезную грузоподъемность, может принять пушки более крупного калибра (до 120 мм) и выполнять задачи, которые когда-то считались для нее невыполнимыми.
Кроме того, машины этого класса сохраняют свои традиционные преимущества по сравнению с их гусеничными аналогами касательно продолжительности срока службы, увеличенного запаса хода, меньшего объема обслуживания и меньшей стоимости эксплуатации на километр.
Также растет потребность в более защищенных транспортных средствах с большим уровнем развертываемости, предназначенных для самых разных задач, начиная от боевых действий в высоком темпе и до миротворческих задач и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Легкие боевые машины в полной мере соответствуют всем этим потребностям.