В последнее время сообщения о воздушных
перехватах нашими истребителями самолетов США поступают столь же
регулярно, как и информация о подготовке парада Победы.
14
апреля Су-27 перехватил американский разведчик RC-135 в небе над
Балтийским морем. Американским генералам этот маневр не понравился. Они
заявили, что российский пилот действовал неправильно, угрожая
безопасности своего американского коллеги. Тот испугался и изменил курс.
21 апреля МиГ-31 перехватил в районе Камчатки американский
противолодочный самолет Р-8. При этом американские генералы выразили
удовлетворение действиями российского пилота, заявив, что все было
сделано грамотно.
Комментировали эти два события разные
генералы, поскольку в обоих случаях российские пилоты приблизились к
перехватываемым целям на одно и то же расстояние в 15 метров.
Такого рода инциденты участились в связи с обострением отношений между
Россий и США. При этом Запад традиционно обвиняет в опасных маневрах
российскую сторону. То есть все переворачивает с ног на голову.
Поскольку в действительности перехваты являются ответной реакцией на
недружественные действия натовской авиации, интенсифицировавшей
разведывательные полеты у российской границы. И если бы они не встречали
отпора, то самолеты-разведчики внедрялись бы в наше воздушное
пространство.
При этом маневр, который Пентагон называет
«опасным», является не только эффективным, но и единственным средством
заставить потенциального нарушителя границ резко изменить курс. Чем
меньше дистанция сближения, тем большие эмоции испытывают американские
пилоты, в этом веке не сталкивавшиеся со столь непочтительным к себе
отношением. Так, в середине 2014 года над тем же самым Балтийским морем
пилот Су-27 подлетел к RC-135, довольно неуклюжему самолету, на
расстояние около восьми метров. Американец был настолько потрясен, что с
перепугу вторгся в воздушное пространство Швеции. Шведы проявили к нему
значительно большее дружелюбие.
Что такое перехват воздушного судна
Если быть точными в терминологическом отношении, то все, о чем было
сказано выше, это никакой не перехват. А демонстрация намерений и
возможностей. Перехват — это мероприятие сил ПВО, которое предназначено
для уничтожения цели либо для вывода ее из строя или принудительного
приземления. В нем используются наземные службы (РЛС и командные пункты
наведения на цель), зенитные ракетные и артиллерийские комплексы, а
также истребительная авиация. Причем авиация специализированная —
перехватчики, к которым относятся самолеты МиГ-31 и Су-27.
Последовательность действий такова. Наземные радары обнаруживают цель.
Вычисляется ее координаты, расстояние, скорость, направление движения.
Определяется траектория движения. И подается команда на запуск зенитной
ракеты. Либо поднимается в воздух перехватчик, которому выдается
полетное задание — скорость и направление полета. Что называется
наведением перехватчика на цель. Следуя командам с земли, перехватчик в
какой-то точке своей траектории приближается к цели на расстояние атаки.
Причем он находится в положении, удобном для атаки. И либо обстреливает
цель из пушки, либо поражает ракетой.
Если речь идет о
принудительной посадке, то атакующий истребитель для демонстрации
серьезности своих намерений делает предупредительные выстрелы из пушки.
Предупредительный ракетный обстрел невозможен, поскольку ракета имеет
систему самонаведения на цель.
К истребителю-перехватчику
предъявляются более высокие требования, чем к самолетам, предназначенным
для завоевания господства в воздухе, — по скорости и по высотности.
Потому что бороться приходится с разведчиками, которые, как правило,
тоже скоростные и высотные (RC-135, о котором шла речь выше, к таковым
не относится).
До сих пор эксплуатирующийся в странах третьего
мира, включая Украину, советский перехватчик МиГ-25 имеет максимальную
скорость 3000 км/ч и потолок 27000 м. У нас он эксплуатировался с 1970
года до 2012 года. Был вооружен четырьмя управляемыми ракетами.
Су-27 при более скромных скоростных и высотных показателях (2500 км/ч и
18500 м) имеет более серьезное вооружение. Во-первых, это пушка,
которой не было у МиГ-25. Во-вторых, целых 10 узлов подвески, поскольку
самолет относится к классу тяжелых истребителей.
И, наконец,
без сомнения, лучший в мире перехватчик МиГ-31, который сейчас
модифицирован до версии МиГ-31БМ. Несмотря на то, что эксплуатируется с
1981 года, оснащение новой РЛС и системой управления вооружением привели
машину к поколению 4++. У самолета появилась пушка. Оснащается 8-ю
ракетами малой, средней и большой дальности (до 300 км) в различных
комбинациях. МиГ-31БМ способен поражать не только любой самолет, но и
крылатые ракеты. Максимальная скорость — 3000 км, динамический потолок —
29000 м, практический — 20600 м.
Противники
В середине 50-х годов в небе «блистал» Boeing RB-47 Stratojet,
переоборудованный из основного реактивного бомбардировщика США. Он имел
дозвуковую скорость и потолок в 13 тыс. метров, но брал своей мощью.
Отстреливался из двух пушек и имел большую живучесть. За счет большой
грузоподъемности (до 11 тонн) был загружен большим объемом шпионской
аппаратуры, которую обслуживали три офицера. В 1954 году шесть советских
МиГ-17 не смогли ничего сделать с «американцем» в районе Кольского
полуострова. В том же году еще три вторжения в советские пределы прошли
безнаказанно. Однако затем, начиная с 1955 года, ВВС США прощались с
очередным сбитым разведчиком чуть ли ни ежегодно.
Наиболее
впечатляющим стал перехват, который осуществил летом 1960 года над
Кольским полуостровом капитан Василий Амвросиевич Поляков на МиГ-19.
После того, как Поляков передал на КП, что визуально определил тип
самолета и его принадлежность, поступил приказ посадить нарушителя.
Пилот RB-47 Уильям Палм не подчинился сигналу: «Внимание! Следуй за
мной».
После чего с земли поступила команда на уничтожение
цели. Поскольку Поляков находился на расстоянии 30 метров от
«американца», то воспользоваться неуправляемыми ракетами было
невозможно. И тогда он дал очередь из 30-мм пушки, израсходовав 111
снарядов.
У разведчика начался пожар двух двигателей. Самолет
потерял управление и стал терять высоту. Экипаж, состоявший из троих
человек, покинул самолет и воспользовался надувными плотами. Командир
умер в воде от переохлаждения. Двоих подобрал рыболовный траулер
«Тобольск». Трое операторов разведаппаратуры по неизвестным причинам
самолет не покинули, и вмести с ним ушли на дно.
Появившийся в
1956 году разведчик Lockheed U-2 до сих пор обладает самым высоким в
мире аэродинамическим качеством (отношение подъемной силы к лобовому
сопротивлению) среди серийных самолетов. По сути, это планер с
реактивным двигателем. Он способен парить на высоте, превышающей 20 км,
длительное время, периодически отключая двигатель. Целых 4 года он был
недосягаем для советской истребительной авиации — ни один самолет не мог
добраться на такую высоту. За 4 года U-2 совершил 24 полета над
территорией СССР. Он засек расположение космодрома Байконур и ряда
других стратегических объектов.
Однако 1 мая 1960 года был сбит
ракетой только что появившейся на вооружении ПВО Советского Союза
ЗРС-75. С этого момента безнаказанность U-2 канула в прошлое. Именно эти
ракеты сбивали его и в Китае, и на Кубе, и во Вьетнаме. В нашем небе
пилоты этого прекрасного самолета судьбу больше не испытывали.
Неоднократно модернизированный U-2 до сих пор находится в строю. Но
полеты на нем летчиками воспринимаются уже не как сильно полезные с
разведывательными целями, а как некое чистое искусство, как поэзия неба.
Легендарный Lockheed SR-71 Blackbird («Черный дрозд»),
эксплуатировавшийся до 1998 года, был способен разгоняться до 3,3 М и
подниматься на высоту 25600 метров. За счет резких маневров мог уходить
от ракеты. При его создании были использованы стелс-технологии. Однако
они оказались неэффективны. При высоких скоростях корпус изрядно
разогревался и сильно фонил в инфракрасном диапазоне. Еще большую
заметность давал реактивный выхлоп.
Довольно долго он
совершенно спокойно «навещал» Камчатку, собирая развединформацию.
Правда, границу при этом не пересекал. Но после появления в составе сил
ПВО МиГ-31 спокойная жизнь для американских пилотов прекратилась. Хоть,
разумеется, и смертельной опасности не появилось. Несколько раз пилоты
МиГов в нейтральный зоне встречали «Черного дрозда». То есть ждали,
когда он перегонит перехватчик на своей страшной скорости. После чего
ловили «американца» в прицел, «ощупывая» лучом системы наведения. SR-71
ощутив «поджаривание», резко менял курс и уходил в сторону от Камчатки
на окинавскую базу, не выполнив боевое задание.
«Пасся»
разведчик и в районе Кольского полуострова. Здесь МиГи использовали ту
же тактику условного перехвата. Но однажды, 27 мая 1987 года, SR-71
увлекся и оказался над нашей территорией. По тому же самому сценарию он
был вытеснен в нейтральную зону.
В конце 80-х годов активность
полетов «Черных дроздов» существенно снизилась. А затем и вовсе сошла на
нет. Попытки США возобновить проект в 1993 году оказались
безрезультатными. Официальная версия — слишком дорогая эксплуатация
уникальных машин. Однако существует мнение, которое высказывалось не
только в России, но и в США, что в определенной степени на отказ от
использования SR-71 повлияли способные противостоять грозной машине
перехватчики МиГ-31. А также принятие на вооружение новейших модификаций
ЗРК С-300, способных с легкостью достать «Дрозда» в поднебесье, как бы
стремительно он ни разгонялся.
Что же касается RC-135 и Р-8,
которые были условно перехвачены в апреле, то для российских
перехватчиков они не представляют ни малейшей проблемы. Первый создан в
середине 60-х годов. Второй начал эксплуатироваться в 2013 году. Но, по
сути, это пассажирские авиалайнеры, имеющие точно такие же летные
характеристики. Первый набит шпионской аппаратурой. Второй патрулирует
водное пространство в поисках подводных лодок. Вот только слишком близко
к российским берегам ему приближаться не стоит.