Американский Конгресс рассматривает вопрос о
возобновлении производства истребителя F-22 Raptor, разработанного еще в
прошлом веке. Считается, что он будет лучше соответствовать угрозам,
чем «компьютер с крыльями» – раскритикованный многими F-35. А угрозы эти
олицетворяются прежде всего истребителями российской конструкции.
В рамках обеспечения США превосходства в воздухе американские
законодатели предлагают отступить назад и вновь запустить конвейер, с
которого сходили истребители пятого поколения F-22 Raptor. Напомним, что
эта машина, имеющая свойства «стелс», совершила свой первый полет в
1997 году, была запущена в серию, но снята с производства в 2009-м. По
данным ресурса Defense Aerospace, за эти годы было изготовлено всего 187
самолетов, хотя планировали 749, а воздушное истребительное
командование США рассчитывало получить как минимум 381 самолет.
Возвращаться в прошлое пришлось, так как, по мнению уже упомянутого
профильного ресурса, «стала очевидна неспособность F-35 противостоять
новым истребителям, разрабатываемым другими государствами». По мнению же
Конгресса, из-за «растущих угроз превосходству США в воздухе вследствие
сокращения противниками США технологического разрыва между ними и
Америкой, а также растущей потребности американских союзников и
партнеров в высокоэффективном многоцелевом самолете для того, чтобы
адекватно ответить на расширяющиеся и углубляющиеся глобальные угрозы
безопасности». Обитатели Капитолийского холма полагают, что нужно
изготовить еще как минимум 194 самолета F-22, чтобы довести их
количество как раз до 381 единицы, запрошенной воздушным истребительным
командованием.
Большая жертва
В основу
создания F-35 был положен принцип «настоящее в жертву будущему». В
1990-е годы и в начале 2000-х Соединенные Штаты рассматривали Россию в
качестве стратегического партнера и не считали, что Китай способен
создать военную технику, приближающуюся по своим характеристикам к
американской. Стратеги из Пентагона полагали, что не стоит тратить время
и силы на создание истребителей, способных обеспечить превосходство над
российскими «Су» и созданными на их основе китайскими машинами, а
вместо этого следует сосредоточиться на разработке многоцелевых
самолетов, напоминающих технику из «Звездных войн». Так появился замысел
создать F-35, представляющий из себя компьютер с крыльями.
Но,
как оказалось, компьютер «глючит» и не оправдывает тех надежд, которые
на него возлагались. Это не беда, если б эра «стратегического
партнерства» с Россией продолжалась. Компьютер с крыльями, в перспективе
вооруженный лазерным оружием, – это правильная тенденция в развитии
истребительной авиации. Но «медовый месяц» в отношениях между Москвой и
Вашингтоном закончился, и оказалось, что российские многоцелевые
истребители «Су» и их китайские копии как средство ведения воздушного
боя могут весьма эффективно противостоять еще «сырым» F-35. Более
маневренный истребитель F-22 с задачей борьбы с «Су» справляется
эффективнее, чем F-35.
Не в деньгах счастье
Одной из причин, по которым американское правительство сделало выбор в
пользу F-35, была его цена. F-22 получился слишком уж дорогим. В 2010
году цена одной машины этого типа составляла 150 миллионов долларов,
F-35 же должен был быть значительно дешевле – в пределах 30–40
миллионов. Однако в 2013 году цена уже варьировалась в диапазоне от 98
до 116 миллионов долларов в зависимости от модификации. На следующий год
стоимость одного F-35, по оценке ресурса Defense Update, достигла
астрономических величин: от 181 миллиона за самый простой вариант для
ВВС до почти 300 миллионов за версию для ВМС. Впрочем, по подсчетам
другого американского интернет-ресурса, Business Insider, цена одного
самолета типа F-35 в среднем составляет 160 миллионов долларов. В любом
случае F-35 получился дороже F-22.
Теперь про самоокупаемость.
F-35 намерены приобрести Австралия, Великобритания, Канада, Дания,
Италия, Нидерланды, Норвегия и Турция. Возможно, на F-22 нашлось бы еще
больше покупателей, однако в 1997 году правительство приняло решение не
экспортировать Raptor за пределы США. По мнению ресурса The Diplomat,
«негласная причина данного запрета состояла в опасении, что Израиль,
получивший доступ к технологиям F-22, передаст их России или Китаю», а
так как США по политическим причинам не могли дискриминировать Израиль,
исключив его из списка получателей самых современных технологий, они
ввели общий запрет на экспорт F-22». В результате все бремя по закупке
Raptor легло на плечи американского бюджета. Разговоры о необходимости
снятия запрета на экспорт F-22 союзникам и партнерам США велись еще в
2007 году, однако никакого решения принято не было.
Интересно,
что такие союзники США на Ближнем Востоке, как Катар и Кувейт,
располагающие значительными средствами, а потому способные приобрести
F-35, тем не менее, предпочли закупить «классические», проверенные
временем американские многоцелевые истребители. Катар, по сообщению
агентства Reuters, покупает 36 самолетов типа F-15E Strike Eagle, а
Кувейт – 24 машины типа F/A-18E/F Super Hornet. Еще раньше Саудовская
Аравия решила приобрести 84 истребителя F-15SA.
Впрочем, не все
страны предпочитают новому «хорошо проверенное старое». Южная Корея,
первоначально склонявшаяся к покупке F-15, изменила свое решение в
пользу 40 единиц F-35.
Тайна Raptor
Понятно, что в противодействии истребителям типа «Су» и их китайским
близнецам, которые действуют по выведенной Александром Покрышкиным еще в
годы Второй мировой войны формуле «высота – скорость – маневр – огонь»,
Соединенные Штаты и их союзники делают ставку на классические
многоцелевые истребители типа F-15, F/A-18 и F-22. Но при этом остается
вопрос: почему США опасались попадания технологий Raptor в потенциально
недружественные руки, а потому ввели тотальный запрет на экспорт F-22,
но в то же время, судя по всему, не испытывали аналогичной озабоченности
по поводу более современного F-35? Есть два варианта ответа на этот
вопрос.
Первый – США не боялись передачи технологий F-35 России
или Китаю по той причине, что ни у одной из этих стран нет
производственных возможностей и средств для их копирования и массового
воспроизведения. Тогда как технологии F-22 ближе и понятнее
конструкторам и производственникам Москвы и Пекина.
Второй – в
разработке и изготовлении Raptor использованы технологии, которые
придают ему особые летные качества, дающие неоспоримые преимущества
перед потенциальными противниками, и Вашингтон опасается попадания
данных технологий «не в те руки» даже больше, чем компьютерной начинки
F-35. Вспомним, что некоторые технологии, иcпользовавшиеся более
полувека назад для создания сверхскоростного и высотного
самолета-разведчика SR-71 Blackbird, до сих пор являются секретными.
Впрочем, возможно, что все гораздо проще и речь идет об обычной
неповоротливости американской государственной машины, которая приняла
когда-то решение не экспортировать F-22, а чтобы отменить его, нужно
сделать столько согласований и выполнить столько бюрократических
процедур, что лучше все оставить как есть. В любом случае очевидно одно:
США и Запад в целом в деле завоевания господства в воздухе решили
переставить акцент с крылатых компьютеров на классические крылья.