Максим Мейксин: судостроителям Петербурга и новый авианосец по плечу!
Совсем недавно Алексей Рахманов заявлял о том, что петербургская
промышленность развивается настолько прогрессивно, что уже после 2018
года будет готова к принятию столь масштабного проекта, как
строительство авианосца. Напомним, что сейчас у нашей страны есть лишь
один авианесущий крейсер – это «Адмирал Кузнецов».
В
связи со столь серьезными прогнозами корреспондент ФБА «Экономика
Сегодня» побеседовал с председателем Комитета по промышленной политике и
инновациям Петербурга Мейксиным Максимом Семеновичем.
Что на данный момент собой представляет судостроительная отрасль Петербурга и каковы дальнейшие планы ее развития?
Судостроительная отрасль Петербурга – это одна из наиболее значимых
отраслей экономики, которая является показателем научно-технического
развития города. Она оказывает значительное влияние на смежные с ней
отрасли, в том числе металлургию, машиностроение и приборостроение.
В Петербурге в сфере судостроения осуществляют свою деятельность 43
предприятия и организации. В нашем городе сконцентрировано до 80%
мощностей научного и проектного потенциала отрасли, до 30% от объема
производства в секторе судостроения по стране.
Основу отрасли представляют ведущие судостроительные верфи;
российские научно-исследовательские институты и предприятия - поставщики
судового оборудования, также в городе создана мощная научная база для
подготовки кадров в сфере судостроения.
На Балтзаводе в ноябре заложат атомный ледокол «Урал»
проекта 22220, хотя ранее говорили, что закладка «Урала» произойдет уже в
сентябре. Насколько часто происходят такие переносы и с чем они
связаны?
По информации, которая есть в Комитете, закладку ледокола «Урал»
планируется провести в сентябре. Так как закладка судна менее трудоемка,
то чаще всего перенос мероприятия связан с участниками торжественной
церемонии, реже с техническими моментами, такими как загруженность
стапеля.
Удается ли придерживаться полного выполнения Стратегии
развития морской деятельности РФ до 2030 года? Есть ли примеры
импортозамещения в данной отрасли?
Полную картину по реализации Стратегии развития морской деятельности
РФ до 2030 года можно дать, запросив информацию у всех исполнителей по
программе.
Если говорить о Санкт-Петербурге, то можно сказать, что те работы,
которые ведутся на сегодняшний день на крупнейших верфях города,
отвечают показателям, прописанным в Стратегии.
Например, в 2015 году состоялась закладка камня нового
судостроительного комплекса на Северной верфи. Новый комплекс позволит
выйти на современный уровень автоматизации и механизации
производственных процессов в судостроении. Проект предусматривает
строительство сухого дока, перекрытого эллингом, новых корпусов
производственных цехов, а также реконструкцию объектов инженерной и
транспортной инфраструктуры. На производственных участках будут
установлены самые современные линии резки металла и профиля,
роботизированные сварочные комплексы, а также камеры окраски секций и
блоков.
Планирует модернизацию и одна из крупнейших верфей нашего города –
«Балтийский завод судостроение». Данная потребность вызвана полным
портфелем заказов у предприятия, в том числе на строительство ледоколов и
тяжелых судов, для которых требуются особые условия.
Предприятия
города, разрабатывающие навигационные, рулевые и радиоэлектронные
комплекты для судостроения работают исключительно с современным
оборудованием, которое востребовано по всей стране и за ее пределами.
Это, например, НПФ «Меридиан», НПП «Морская техника», концерн
«Моринформсистема-Агат» и многие другие.
Средне-Невский
судостроительный завод осуществляет строительство судов гражданского и
военного назначения из стеклопластика по уникальной технологии.
Если говорить об освоении Арктической зоны, то в Петербурге
сосредоточено большое количество предприятий, обеспечивающих северные
регионы техникой и аппаратурой. Предприятия имеют значительный опыт
строительства: судов специального назначения и танкеров для перевозки
нефти, спасательных судов, судов снабженцев, предназначенных для
обеспечения работ морских буровых платформ, выполнения
аварийно-спасательных работ.
В рамках Петербургского международного экономического форума в 2015
году в 3 павильоне «Ленэкспо» была организована экспозиционно-деловая
зона Санкт-Петербурга. Тематическая направленность экспозиции была
определена как: «Санкт-Петербург в центре развития Арктической зоны
Российской Федерации».
В экспозиционно-деловой зоне были представлены макеты современной
продукции, используемой для решения задач по комплексному освоению
арктических территорий предприятий города на Неве: ООО «Балтийский завод
- Судостроение» (макет универсального атомного ледокола 22220
«Арктика»), ОАО «ЦКБ МТ «Рубин» (макет мобильной ледостойкой буровой
установки и самоподъемной буровой установки) и другие.
Если говорить об импортозамещении в судостроении, то стоит отметить,
что здесь ситуация разнится. На данный момент есть определенная
зависимость от импорта компрессоров для пуска дизельных двигателей. В
России их производит всего одно предприятие — ОАО «Компрессор». Завод
способен заменить иностранных производителей. Также есть потребность
импортозамещения силовых установок, судовых дизельных двигателей.
Уверен, что в кооперации с проектными и научными организациями у
предприятий - производителей судового оборудования имеется возможность
занять данные ниши и в целях импортозамещения иностранных комплектующих
развить у себя новое производство.
В качестве примера можно привести АО «ЗВЕЗДА-РЕДУКТОР». Данное
акционерное общество было создано с целью реализации проекта по
техническому перевооружению редукторного производства и созданию единого
российского центра редукторного строения, основной целью которого
является обеспечение редукторными передачами главных энергетических
установок всех проектов по строительству, ремонту и эксплуатации
кораблей ВМФ России.
Кроме того, перспективным проектом, который, к сожалению, еще не
реализуется, является создание нового производства современных
двигателей, использующихся, в том числе, для нужд судостроительной
отрасли на базе ПАО «Звезда»
По
имеющейся информации в настоящее время в России не производятся и могут
быть рекомендованы к закупке только комплексы механизмов для якорного
позиционирования буровой платформы и комплексы механизмов динамического
позиционирования бурового судна и платформы. Остальная номенклатура
оборудования либо уже изготавливается машиностроительными предприятиями
региона, либо может быть в кратчайшие сроки разработана и освоена
производством.
Алексей Рахманов недавно заявлял, что петербургская
промышленность будет готова после 2018 года даже к столь серьезному
проекту, как строительство второго российского авианосца. Как вы можете
прокомментировать столь оптимистичное заявление, и можно ли уже сейчас
сказать, какой план работ ведется для улучшения этой отрасли и каких
результатов можно ждать в дальнейшем?
У нашего города создана мощная конструкторско-проектная база, здесь
же расположены крупнейшие верфи, которые имеют опыт строительства столь
крупных кораблей. Например, Балтийским заводом в рамках выполнения
заказа по строительству авианосца «Мистраль» были выполнены работы по
строительству двух кормовых частей корабля.
Учитывая,
что на данный момент начата модернизация Северной верфи, и Балтийский
завод также планирует осуществлять обновление, можно сказать, что по
завершению этих процессов строительство авианосцев будет возможным на
Петербургских верфях.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+