На ГП «Николаевский
авиаремонтный завод «НАРП» (Украина) завершены
капитально-восстановительный ремонт и подготовка к поставке в Китай для
ВВС НОАК самолета-заправщика Ил-78 (серийный номер 52-07, заводской
номер 0063469066, прежняя советская/украинская регистрация
СССР/UR-76689). Cамолет уже получил новую светлую окраску, но пока что
не несет никаких опознавательных знаков и номеров. Этот
самолет-заправщик является завершающим третьим, поставляемым в Китай по
контракту 2011 года.
В декабре 2011 года КНР заключила контракт с ГК «Укроборонпром»
стоимостью 44,7 млн долл на приобретение трех самолетов-заправщиков
Ил-78 с хранения с проведением их капитально-восстановительного ремонта в
качестве заправщиков, с последующей поставкой их ВВС НОАК. Украинские
СМИ в связи с этим сообщали, что контракт был заключен украинской
стороной по заведомо заниженной цене, и что рентабельность контракта
достигается только при стоимости 52,5 млн долл., и что в результате
работы по Ил-78 для КНР на НАРП являлись убыточными для завода.
Хотя по условиям контракта первый самолет Ил-78 должен был быть
поставлен в КНР в конце 2013 года, а два других — в 2014 году, однако
украинская сторона не смогла выдержать контрактные сроки. Фактически
первый самолет Ил-78 по данному контракту (серийный номер 59-10,
заводской номер 0073478359, прежняя советская/украинская регистрация
СССР/UR-76744), прошедший ремонт на НАРП, совершил первый послеремонтный
полет в Кульбакино (Николаев) только 25 марта 2014 года и был поставлен
КНР в октябре 2014 года, получив бортовой номер ВВС НОАК «20641».
Второй самолет Ил-78 по контракту (серийный номер 60-10, заводской
номер 0073479400, прежняя регистрация CCCP/UR-76760) был поставлен в
Китай в июне 2015 года, получив бортовой номер ВВС НОАК «20642».
Третий и последний самолет Ил-78 по контракту, подготовленный к
поставке в Китай теперь, был изготовлен в 1986 году на Ташкентском
авиационном производственном объединении имени В.П. Чкалова и
эксплуатировался в 409-м авиационном полку самолётов-заправщиков 105-й
тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней авиации ВВС СССР в
Узине. Вместе с полком в 1992 году самолет перешел под юрисдикцию
Украины, и с 1995 года использовался в коммерческих целях с
демонтированным заправочным оборудованием. С 2008 года самолет находился
на хранении ВВС Украины на аэродроме Белая Церковь. В 2011 году борт
выставлялся на аукцион по реализации государственной собственности
силовых министерств и ведомств Украины, но реализован не был, и в итоге
позднее в числе трех машин был продан в КНР. В июле 2013 года самолет
перелетел в Кульбакино для прохождения ремонта на НАРП.
В ВВС НОАК оба уже полученных самолета Ил-78 вошли в состав 38-го
транспортного авиационного полка 13-й транспортной авиационной дивизии,
базирующегося на аэродром Ухань-Паочжувань в провинции Хэбэй. До того
ВВС НОАК не эксплуатировали самолеты-заправщики семейства Ил-78.