Технологии стелс, похоже, заходят в тупик:
недавно американский военный корреспондент, колумнист Reuters Дэвид Акс,
выступил со статьей, в которой заявил: «Столкнувшись с серьезными
техническими и экономическими трудностями, Россия драматическим образом
урезала программу создания первого стелс-истребителя, отложив закупку
большой партии перспективных авиакомплексов фронтовой авиации (ПАК ФА)
Т-50».
По мнению Дэвида Акса, «Кремль молчаливо признал истину,
которую американские военные узнали десятилетия назад и с которой
китайским вооруженным силам еще придется столкнуться в ближайшее время, —
создание стелс-истребителя является сложной задачей». Одновременно
журналист Reuters констатирует: «Но, к счастью российской авиации и к
сожалению Вашингтона, у Москвы есть запасной план»… Так что же это за
план? И почему на самом деле российские военные не спешат с закупками
Т-50?.
Чтобы ответить на эти вопросы, для начала следует более подробно рассмотреть тему стелс-технологий.
Принцип действия технологии стелс
Какие базовые принципы лежат в основе технологии стелс (от англ.
Stealth — втихомолку, украдкой)? Чтобы это понять, нужно для начала
разобраться в принципах работы радара. Радар, или радиолокационная
станция (РЛС), — это средство, которое позволяет оценить приблизительное
месторасположение объекта в пространстве. Принцип действия РЛС основан
на том, что отправленный с нее радиосигнал хорошо отражается от
металлических поверхностей, например, от корпуса самолета.
Фюзеляжи летательных аппаратов обычно округлой аэродинамической формы,
поэтому радиосигнал отражается от них во все стороны, в том числе и в
сторону радара. Радар принимает сигнал, и по времени, которое
радиоволнам было необходимо для того, чтобы проделать путь от РЛС до
самолета, определяется расстояние. Сочетая эту информацию с
направлением, откуда принят сигнал, радиолокатор определяет
местоположение объекта. А современные радары, к примеру, такие как
российские «Ирбис» или «Жук», могут еще сортировать цели по размеру и
типу: «вертолет», «крылатая ракета», «истребитель»…
Чем лучше
объект отражает радиоволны, тем на большем расстоянии его можно засечь.
Это и есть радиолокационная заметность. Она характеризуется эффективной
площадью рассеяния (ЭПР) — способностью объекта рассеивать
электромагнитную волну. Так, например, ЭПР бомбардировщика B-52 — это
100 кв. м, обычного истребителя — 3–12 кв. м, а самолета-невидимки,
выполненного по технологии «стелс», — всего 0,3–0,4 кв. м.
Технология стелс основывается на двух приемах: во-первых, максимальном
поглощении радиоизлучения поверхностью корпуса самолета, во-вторых, на
отражении радиоволн в таком направлении, чтобы они уже не могли
вернуться назад к РЛС. Этот эффект достигается с помощью специального
покрытия и специфической формы корпуса самолета — фюзеляж выполняется не
округлой, а угловатой формы, с прямыми поверхностями и острыми углами.
История создания самолетов-невидимок
История технологий стелс началась в 1966 году, когда специалист по
радарам, работавший на заводе «Локхид», читая популярный советский
научно-технический журнал, наткнулся в нем на статью физика Петра
Уфимцева. В ней говорилось, что летательные аппараты типа «крыло»,
сделанные из особых материалов, определенным образом граненные и
окрашенные, могут быть практически невидимы для радаров.
Статья
заинтересовала американских военных, тем более что в Пентагоне тогда
работали над программами создания самолетов нового поколения — высотного
разведчика и перехватчика, которые должны были стать недосягаемыми для
средств обнаружения и поражения противника. В США решили проверить
версию советского физика и попытались построить такой летательный
аппарат — благо деньги на это в бюджете были.
В результате к
середине 1970-х годов ВВС США получили первоклассный самолет-разведчик
SR-71 необычной аэродинамической формы, со специальной окраской,
снижавшей радиолокационную видимость. Оценив проект как успешный,
американцы двинулись дальше, приступив к разработке новых типов
самолетов-невидимок, основанных на идеях русского физика. Этот проект
получил название «стелс». (Кстати, сам Уфимцев через некоторое время
эмигрировал в Штаты, где лично занялся продвижением этой технологии).
В 1975 году в США была построена полномасштабная модель прототипа
самолета-невидимки F-117A — «Хэв Блюк». Зимой 1977 года он впервые
взлетел, после чего командование ВВС США заказало сразу 24 истребителя
F-117A, первый из которых был построен в июне 1981 года, а в 1983 году
принят на вооружение. Затем командование ВВС США заказало фирме
«Нортроп» новый стратегический бомбардировщик, выполненный с применением
технологии стелc, который в ноябре 1988 года разработчики презентовали
специалистам и представителям прессы.
Самолет, похожий то ли на
летучую мышь, то ли на инопланетный корабль, получил обозначение В-2
«Спирит». Обе модификации новеньких американских стелсов —
истребитель-бомбардировщик F-117 и тяжелый стратегический бомбардировщик
В-2 — получили первое боевое крещение в 1991 году во время войны в
Ираке.
Их применение вызвало фурор в мире. На какое-то время
F-117 стал не менее популярным американским брендом, чем «Кока-кола», а
для военных всех стран оказался зримой демонстрацией недосягаемого
превосходства американского оборонного комплекса и современных способов
ведения войн.
По окончании операции «Буря в пустыне»
заместитель командующего ВВС США Джон Уэлч заявил: «Технология стелс
вернула нас к тому фундаментальному принципу войны, который зовется
сюрпризом. Если вы можете добиться эффекта неожиданности, вы получите
большое преимущество».
Действительно, в течение шести недель
непрерывных ночных бомбардировок Багдада самолетами-невидимками было
достигнуто серьезное военное превосходство над противником. Эти, как их
называли, «черные призраки» свободно влетали в небо одного из наиболее
охраняемых воздушных пространств мира и, сбросив боезапас, безнаказанно
возвращались обратно абсолютно невредимыми.
Отношение к стелс-технологиям в России
На первый взгляд может показаться странным: почему, если технологии
стелс были давно известны в России и даже имеют российские корни, в
нашей стране не попытались, как это часто бывало, догнать и перегнать
американцев? Неужели дело только в том, что аппараты, выполненные с
применением этой технологии, были слишком дороги, а потому неподъемны
для военного бюджета нашей страны? Так, известно, что бомбардировщик B-2
Spirit стоимостью $1,157 млрд стал самым дорогим самолетом в истории
мировой авиации.
Однако дело, как оказывается, тут не только в
стоимости разработок. Да, цена вопроса, безусловно, имеет значение. Но
как утверждают военные специалисты, не решающее. В свое время
генконструктор НПО «Люлька-Сатурн» Виктор Чепкин рассказывал, что эта
технология была давно и хорошо известна советским конструкторам. Он
говорил:
— Вместе с разными институтами мы тщательно
анализировали, что такое стелс и вообще технология невидимости, как она
реализуется в бою и прочее. И пришли к выводу, что гипертрофированное
применение стелсовской технологии — стелс ради стелса — чрезвычайно
сужает диапазон боевого применения самолетов. Чисто стелсовские самолеты
можно применять только в очень узком боевом диапазоне для специфических
целей. А технология при этом очень дорогая.
Оказывается, еще в
советские времена как минимум в двух КБ были построены и испытаны
самолеты-невидимки разных типов, после чего авторитетные комиссии пришли
к выводам, которые были сделаны не в пользу «невидимых» технологий. В
первую очередь потому, что самолет-невидимка из-за своей формы обладал
малой скоростью и маневренностью и был плохо приспособлен к боевому
маневру.
Военные увидели, что в результате применения этой
технологии получается самолет с весьма неважными боевыми
характеристиками. Он не способен нести много оружия, так как все оно
спрятано исключительно в фюзеляже (внешние подвески демаскируют машину).
Он ограничен по скорости и дальности полета и, наконец, вынужден с
большой осторожностью применять радар, а то и вовсе от него отказаться,
поскольку излучение радара выдает даже самый невидимый самолет так же,
как луч фонарика выдает крадущегося в темноте грабителя.
Кроме
того, самолет не такой уж и невидимый, как об этом говорят. Его можно
обнаружить высокочастотными радарами. А при открытии бомболюков и в
некоторых других режимах полета он виден и обычными радарами, а значит,
после «засечки» может быть легко сбит. Об этом быстро догадались
сербские специалисты ПВО во время балканской войны.
Широкую
известность получил инцидент, когда 27 марта 1999 года в ходе войны в
Югославии самолет-невидимка F-117 Night Hawk ВВС США был сбит старинным
зенитно-ракетным комплексом Р-125 «Печора». Первая ракета 5В27Д,
изготовленная еще в 1976 году на Кировском заводе имени XX партсъезда,
оторвала американскому истребителю крыло, а вторая попала в фюзеляж.
Пилот Дейл Зелко катапультировался, спрятался в лесу и несколько часов
спустя был эвакуирован на вертолете американским спецназом.
Чуть позже командир расчета Р-125 югославских войск ПВО Драган Матич рассказал подробней, как все происходило:
— Вечером 27 марта вся наша бригада была на дежурстве. Коллега из
службы слежения сообщил о сильных помехах в эфире — источник помех
двигался в нашу сторону. Через пять минут радиоразведка передала,что к
нашему расчету приближается цель. Я посмотрел в монитор и увидел ее,
сигнал был четкий. Доложил командиру, что цель зафиксирована, мы готовы к
поражению. Через 17 секунд после команды «огонь» самолет был сбит
нашими ракетами.
Уничтоженный F-117 американцы еще долгое время
называли «пропавшим», а потом попросили вернуть. Сербы, естественно,
отказались. Сейчас кабина стелса украшает музей авиации в Белграде. По
некоторым данным, сербские ракетчики подбили также F-16 и
бомбардировщик-невидимку B-2. Но эти самолеты дотянули до своих
аэродромов, поэтому доказательств их поражения нет.
Но все же
война в Югославии, где суперсовременные самолеты-невидимки НАТО были
поражены старыми, еще советскими комплексами ПВО, сильно подпортила
имидж хваленых американских стелсов. А к сегодняшнему дню практически
уже ни у кого не осталось сомнений, что самолеты типа дорогостоящей
невидимки F-35 давно не являются трудной целью для обнаружения ни для
китайских, ни для российских современных радаров.
Разница в подходах к стелс
Так какой же из этого можно сделать вывод? Неужели пора отказаться от
применения технологий стелс? Ни в коем случае. Отказаться от технологий
малозаметности было бы просто глупо. Они успешно применяются, к примеру,
в ракетостроении. На флоте эти методы маскировки уже более 30 лет
являются спасительными для стратегических и многоцелевых подводных
лодок. Сухопутные войска также давно используют подобные технологии для
уменьшения инфракрасного излучения от танков и другой техники. А в
авиации ряд технологий стелс включены в конструкцию последних советских
истребителей — МиГ-29 и МиГ-27.
Новые российские самолеты
Су-34, МиГ-35, Су-35С также обладают пониженной заметностью. Самолеты
пятого поколения — тяжелый многоцелевой истребитель ПАК ФА и дальний
стратегический бомбардировщик ПАК ДА также разрабатываются как
самолеты-невидимки.
Однако в американском и российском подходах
к технологиям стелс при создании авиатехники все же имеются некоторые
отличия. Основное из них в том, что американцы отказались от
сверхманевренности в пользу малозаметности. По мнению же отечественных
специалистов, сверхманевренность в военной авиации в последнее время
снова приобретает все более важное значение. Этому способствует не
только развитие радиолокации и появление новых высокочастотных радаров,
но и постепенное исчезновение американской «монополии» на истребители
пятого поколения. Ведь при встрече двух малозаметных истребителей
тактика ведения боя будет возвращаться к прошлому, когда
сверхманевренность снова может играть важную, а может, и решающую роль.
Кроме того, борьба за господство в воздухе давно уже переместилась в
область радиоэлектроники. В наши дни воздушный бой представляет собой
невидимую схватку электромагнитных лучей на расстоянии в сотни
километров. Но при этом по-прежнему действует старое правило боя, то
самое, о котором по окончании операции «Буря в пустыне» вспоминал
заместитель командующего ВВС США Джон Уэлч: эффект неожиданности дает
большое преимущество.
Однако теперь этого эффекта, считают
специалисты, можно добиться куда более простыми и дешевыми способами,
нежели исключительно с помощью стелс-технологий. Именно это имел в виду
американский военный корреспондент Reuters Дэвид Акс, когда говорил о
так называемом «запасном плане Москвы». По его словам, «вместо того
чтобы делать ставку на новый стелс-самолет, российское правительство
закупает сильно модернизированные версии старых истребителей, что в свое
время в США посчитали слишком расточительным. Это и поможет России
отстоять свое преимущество в воздухе».
Что касается
преимущества в воздухе — посыл, надо полагать, верный. А вот насчет
расточительности планов Кремля, то здесь Дэвид Акс, похоже, сильно
ошибается, так как решение, реализуемое сейчас российским военным
ведомством, в сотни раз экономичней того пути, по которому в свое время
пошли американцы, сделав основную ставку в авиастроении на технологии
стелс.
Суть российской альтернативы состоит в следующем: бурное
развитие средств радиолокации и радиоэлектронной борьбы, происходящее в
последние годы, во многом нивелировало преимущества
самолетов-невидимок, построенных с использованием стелс-технологий.
Чувствительность современных радаров с активными фазированными антенными
решетками намного выше, чем РЛС предшествующего поколения, и они
способны уже гораздо лучше и дальше видеть стелс-самолеты, а потому
невидимками их теперь можно назвать лишь условно.
Кроме того,
очень серьезно продвинулись вперед технологии РЭБ. Причем по тематике
РЭБ Россия на сегодня занимает лидирующие позиции в мире, с чем очень
неохотно теперь вынуждены согласиться уже и западные эксперты. А
российские, в свою очередь, гордо замечают: по той технике РЭБ, что
ставится на самолеты, мы с Западом идем ноздря в ноздрю, что же касается
наземных станций РЭБ, то они у нас сегодня однозначно лучшие в мире.
Теперь для Российской армии уже не делается ни одного современного
образца вооружения, который бы не оснащался комплексом РЭБ. Подобные
комплексы способны полностью нейтрализовать возможности американских
самолетов «АВАКС» — систем дальнего радиолокационного обнаружения и
управления боем. Так, недавно принятую на вооружение Российской армии
станцию РЭБ «Красуха» называют шапкой-невидимкой: она «накрывает» все
системы локации, существующие у противника, так, что они перестают
видеть цели на дальности до 250 км и более.
И вот другой
пример: на новую разработку самолета-невидимки F-35 Joint Strike Fighter
(хотя уже известно: он не оправдал возложенных на него надежд — его
прекрасно видно на радарах) американские авиаконструкторы потратили
около $1,7 млрд. А каждый экземпляр такого самолета предлагается
покупателю за $169 млн.
В этом случае возникает вопрос: не
проще ли вложить сотню тысяч долларов в разработку аппаратуры РЭБ
(ящичка не самых больших размеров), боевая эффективность которой
доказана, нежели вбухивать сотни миллионов в создание целого самолета,
пусть даже 5-го поколения, применение которого в плане боевой
эффективности на сегодня вызывает сомнения?
Ведь если самолет
4-го поколения оборудовать приборами электронного подавления, системами
РЭБ, то он станет таким же незаметным для радаров противника (причем без
потери маневренности), как и дорогостоящая стелс-новинка 5-го
поколения. Именно по такому пути сегодня предпочли пойти российские
военные. На самолеты Су-27СМ, Су-30, другие машины, а также на различные
наземные станции устанавливается аппаратура, которая с успехом слепит
радары противника.
Именно поэтому Минобороны не спешит с
крупносерийными закупками самолетов 5-го поколения, компенсируя их
отработанными, надежными машинами предыдущих поколений, боевая
эффективность которых повышается за счет куда более дешевых и
продвинутых технологий, нежели стелс.
Причем, судя по всему,
это уже не только российская, но и общемировая тенденция. Правда, от нее
могут пострадать фирмы, которые вложили в создание стелс-самолетов
огромные средства. Они, конечно же, будут сопротивляться и всячески
настаивать на дальнейших разработках в этой области. Современем это,
возможно, приведет к каким-то новым открытиям. Но это будет уже совсем
другая история…
Напоследок один маленький штрих в качестве
послесловия: в соцсетях гуляет мнение, что советский физик Уфимцев,
открытия которого легли в основу американских разработок
самолетов-стелс, якобы вполне мог быть «засланным казачком» — подбросил
идею, выкачавшую из американского военного бюджета сотни миллиардов
долларов, и все впустую. Версия, конечно, интересная, хотя и
бездоказательная. А впрочем, чем спецслужбы не шутят…
Олег Божов
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментарий 1221
Рейтинг поста:
--------------------