Индия — представляет собой крупнейший
рынок, потребляющий самое разнообразное вооружение у ведущих мировых
производителей. В связи с чем на Индостанском полуострове беспрерывно
кипит борьба между конкурирующими фирмами и странами. Закупочные тендеры
порой напоминают лихо закрученные детективные сюжеты, в которых чаша
весов находится в беспрерывном движении. В ход идут самые разнообразные
козыри — от технических и экономических до политических и
психологических.
В области морского вооружения Россия уверенно
сохраняет лидерство на индийском рынке, о чем мы недавно рассказывали.
ВМС предпочитает российские авианосцы и субмарины, совместно с Россией
создает крылатую ракету «Брамос». И авиагруппы, базирующиеся на
авианосцах, тоже наши. Это МиГ-29К и МиГ-29КУБ.
С самолетами
для ВВС дело обстоит сложнее. На прошлой неделе стало известно, что в
захватывающем и бесконечном сериале под названием «Индийский тендер»,
словно бы снимаемом в Болливуде, наступил очередной сюжетный поворот.
Шведы предприняли результативную атаку на позицию французов.
Все началось в далеком 2000 году, когда правительство Индии объявило о
внеконкурсной закупке для ВВС 126 легких французских истребителей Mirage
2000, которые должны были заменить устаревшие МиГ-21, МиГ-27 и Jaguar.
Однако до подписания контракта дело не дошло, потому что спустя два
года изменилось индийское законодательство, которое уже требовало
проведения тендера. Условия тендера сформулировали так, что его с
легкостью должен был выиграть Mirage. Однако в дело вмешались
американцы, используя тяжелую дипломатическую артиллерию, они добились
включения в число претендентов Boeing F/A-18E/F. Хоть он индийцам был и
не нужен, поскольку это был уже не легкий, а средний двухдвигательный
самолет. И тут же в схватку включились новые «середняки» —
евроистребитель Eurofighter Typhoon и российский МиГ-29. А также легкие
Lockheed Martin F-16 и шведский Gripen.
Надо сказать, что
Россия в тот момент переживала эйфорию от заключения контракта на
поставку Индии и лицензионного производства 225 тяжелых истребителей
Су-30МКИ.
При этом по условиям тендера на сей раз приобретались
лишь 18 самолетов, а остальные 108 должны были строиться по лицензии в
Индии.
Резкое изменение условий игры, которая теперь
происходила под давлением политиков и контролировалась местной
бюрократией, привело к столь чудовищному затягиванию конкурса, что в
конечном итоге он просто потерял смысл.
События развивались
столь медленно, что самолеты, принимавшие участие в конкурсе начинали
морально стариться. В 2005 году был разослан запрос о предоставлении
технической информации. Через два года — запрос на предоставление
коммерческих предложений. Конкурсное ристалище началось в 2007 году,
когда французы прекратили серийное производство «Миражей». Таким
образом, идея обновления парка нужных Индии легких истребителей
провалилась.
Французы начали раскручивать новый истребитель
среднего класса Rafale, который впоследствии был включен в тендер.
Любопытно, что в 2011 году, задолго до окончания тендера, министр
обороны Франции заявил, что производство этих самолетов будет свернуто,
если на него не найдется иностранных заказчиков.
Некоторое
время в лидерах находился американский F/A-18E/F. Однако к концу
десятилетия стало понятно, что США не намерены передавать Индии
технологии в полном объеме. В связи с чем в 2011 году был сформирован
шорт-лист, в который вошли Typhoon и Rafale.
Не попал в число
фаворитов и российский МиГ-35, который заменил в конкурсе постаревший к
тому моменту МиГ-29. Что объясняется, как минимум, двумя причинами. К
тому моменту ОКБ Микояна пребывало в Объединенной самолетостроительной
корпорации на правах Золушки. Это касалось не только финансирования и
структурирования с производственными мощностями, но и представления
интересов компании на международной арене. Ведущие мировые фирмы,
включая и наше ОКБ Сухого, имеют мощные лоббирующие структуры. И за счет
этого удается добиваться дополнительных преференций в борьбе за
внешнего заказчика.
Главная же причина заключается в том, что
МиГ-35 до сих пор не пошел в серию. И тут уж бесполезно внушать
заказчику, что это и самый дешевый самолет, и самый маневренный, и самый
скоростной из всех претендентов. И что разработчик готов передать
заказчику абсолютно все технологии и наладить у него серийное
производство. А в ответ: а что ж вы у себя не наладили?
Забегая
вперед, с горечью констатируем, что по той же причине МиГ-35 проиграл в
конце прошлого года «Рафаэлю» египетский тендер на поставку 24
истребителей. Хоть два года назад египтяне и относились к нему в высшей
степени благожелательно.
А в 2013 году Россия «пролетела» в
бразильском тендере на поставку 36 истребителей и лицензионного
производства еще 70-и уже по иной причине. Бразилии нужен был легкий и
дешевый истребитель. Но мы предложили тяжелый и дорогой Су-35С. Который
вполне естественным образом проиграл шведской машине стоимостью в 50
млн. долларов.
Немая сцена
В 2012 году был
объявлен победитель. Им стал французский истребитель Rafale. Однако до
реализации грандиозного проекта, на который правительство Индии выделило
в 2000 году 5,4 млрд. долларов, было далеко. Закупочная сумма к 2012
году подросла до 10 млрд.
Однако в 2013 году компания Dassault
заявила, что удовлетворить заказ индийских ВВС она вряд ли сможет и за
20 млрд евро. Но это была лишь вводная часть заявления. При изучении
производственно-технологического потенциала Индии французы установили,
что при его нынешнем уровне гарантировать качество своих истребителей
они не могут. И что потребуется неизвестно сколько средств, чтобы
подтянуть индийские технологии до мирового уровня.
Возникла
немая сцена, как в финале пьесы Гоголя «Ревизор». Обретя дар речи,
индийцы заявили: но мы же делаем самолеты поколения 4++, каковыми
являются российские Су-30МКИ.
Нет, ответили французы, российские технологии существенно отстают от французских.
В этот момент в сюжет вплелись политические мотивы. В процессе
предвыборной борьбы за парламентские кресла оппозиционные партии насели
на правящую, которая намеревалась разбазарить «народные денежки».
Проект забуксовал. Точнее — абсолютно обессмыслился. В случае его
реализации первые «Рафаэли» индийской сборки появились бы не раньше 2020
года. Весь заказ был бы выполнен к 2028 году. То есть спустя 40 лет
после первого полета истребителя. При этом истребитель должен прослужить
в Индии не менее 30 лет. Столь солидным возрастом обладают лишь
самолеты военно-транспортной авиации. Жизнь истребителей гораздо короче.
А в конце января этого года проект, условно говоря, ожил.
Индия подписала договор о намерениях (юридически никого ни к чему не
обязывающий) покупки 36 «Рафаэлей» за 9 млрд. долларов. То есть не 126, а
36. И при этом никакого лицензионного строительства налажено не будет.
Вполне понятно, что это был блеф. Желание не портить отношения с
французским президентом Олландом, который в тот момент посетил Индию с
визитом. И сейчас это стало почти очевидно. Индия заинтересовалась
шведским истребителем Grippen компании Saab, который она отвергла в ходе
скандального тендера. Правда, это уже не совсем тот истребитель, а
новый — Grippen NG, оснащенный современной авионикой. В частности, на
нем появилась РЛС с активной фазированной антенной решеткой.
Истребитель, конечно, тоже не совсем молодой, — свой первый полет он
выполнил в 1988 году. Был принят на вооружение в 1997 году. Но последняя
модификация относится уже к XXI веку.
Его боевые возможности
поскромнее, чем у «Рафаэля». Хотя бы потому, что относится к классу
более легких истребителей. Но при этом и существенно дешевле. Еще одно
громадное преимущество у шведов по сравнению с французами состоит в том,
что они с готовностью передадут все свои военные технологии. Потому что
не столь воинственны, как французы, которые по призыву Вашингтона
готовы наводить порядок в любой точке мира.
Правда, ситуация с
нескончаемым индийским тендером столь запутана, что можно ожидать еще не
одного резкого сюжетного поворота. Болливуд отдыхает.
ЛТХ Rafale, Grippen NG и МиГ-35
Длина, м: 15,27 — 14,10 — 17,30
Размах крыла, м: 10,80 — 8,40 — 12,00
Масса пустого, кг: 9500 — 7100 — 11000
Максимальная взлетная масса, кг: 24500 — 14300 — 23500
Тяга двигателей, кН: 2×50 — 1×62 — 2×53
Тяга на форсаже, кН: 2×75 — 1×98 — 2×88
Максимальная скорость, М: 1,8 — 2,0 — 2,25
Боевой радиус, км: 1400 — 800 — 1000
Практический потолок, м: 17000 — 15300 — 17500
Управляемый вектор тяги: нет — нет — есть
РЛС с АФАР: есть — есть — есть
Масса боевой нагрузки, кг: 9500 — 5300 — 6500
Количество узлов подвески: 14 — 10 — 10
Пушечное вооружение: 1×30-мм — 1×27-мм — 1×30-мм
Стоимость, млн. долл.: 120 — 48 — 45
Первый полет: 1986 — 1988 — 2002
Год принятия на вооружение: 2001 — 1997 — ориентировочно 2017.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 244
Рейтинг поста: