Куда уйдет новый «МиГ»
Опытный образец нижегородского «тридцать пятого» обещают показать в этом году
Российские Воздушно-космические силы уже в этом году получат первый
опытный образец легкого многофункционального истребителя МиГ-35. Об этом
на днях сообщил вице-президент Объединенной авиастроительной компании, гендиректор корпорации «МиГ» Сергея Короткова.
Причем, на авиационно-космической выставке FIDAE-2016 в Чили Коротков
заявил: контракт с Минобороны по новому МиГ-у «мы готовы заключить хоть
сейчас».
Что в имени тебе моем
Вообще, осваивать серийное производство этих новых
МиГ-ов-истребителей на заводе «Сокол» в Нижнем Новгороде начали еще
в 2008 году. Впрочем, разобраться в истории и всех предысториях Миг-35 —
занятие не из легких. Например, по некоторым источникам, такое
обозначение поначалу должен был носить серийный вариант малозаметного
фронтового истребителя МиГ-1.44, но его прототип, по сути, так и остался
прототипом, в 1999 году был выпущен всего один экземпляр, после чего
проект свернули. Кроме того, ведь был еще «апгрейд» МиГ-29М2,
истребителя с повышенной дальностью и увеличенной боевой нагрузкой. Его
неофициально прозвали МиГ-33, а дальнейшие модификации МиГ-29М3
и МиГ-29М4 — вполне логично, Миг-35.
Ясно одно, тот «тридцать пятый», о котором мы говорим сегодня, больше
взял не от «соседа по очереди», легендарного Миг-31 (о нем чуть ниже),
а от все того же Миг-29, вернее его «корабельного» варианта МиГ-29К.
«Как летательный аппарат МиГ-35 максимально унифицирован с самолетом
МиГ-29К. Конструкция планера, силовая установка, система управления
самолетом, кабины пилотов и всех самолетных систем практически
одинаковы. Разница состоит в том, что на МиГ-35 установлено облегченное
шасси, вместо посадочного гака установлен тормозной парашют, консоли
крыла не складываются. Как самолет МиГ-35 — это фактически „корабелка"
наземного базирования, более легкая по весу планера. Антикоррозионная
защита конструкции выполнена по корабельным стандартам, для того чтобы
максимально унифицировать производство. Но МиГ-35 значительно отличается
от МиГ-29К по авионике», — говорил главный конструктор самолета Николай Бунтин.
Кому проиграл наш экспортный потенциал
Информация о планах Минобороны РФ приобрести первую партию новых
«тридцать пятых» МиГ-ов появилась в 2009 году. Вроде бы тогда даже было
запланировано к 2015 году создать две эскадрильи, укомплектованные
именно этими истребителями. Однако никакого соглашения в итоге так
и не было подписано.
Зато в 2011 году МиГ-35 принял участие в тендере на поставку 126
боевых самолетов для ВВС Индии (общая сумма конкурса — более 6
миллиардов долларов). Причем, непосредственно перед этим представители
корпорации «МиГ» заявили, что «тридцать пятый» изначально проектировался
в расчете на международную кооперацию, что, понятное дело, будет
способствовать его выходу на международный рынок. Тогдашний министр
обороны Сергей Иванов пообещал,
что продвижение МиГ-35 на экспорт будет всемерно поддержано
государством, и пояснил: «Если говорить о перспективах (экспортных — СП)
МиГ-35, то они уже есть, и это перспектива недалекого будущего». Увы,
из индийского тендера наши истребители выбыли — по официальной причине,
из-за неудовлетворительных показателей по работе радиолокационной
станции, тяге двигателей и ряду других пунктов. Уже потом, задним
числом, появились данные, что с самого начала российский МиГ якобы
уверенно лидировал в испытаниях, но индийская сторона по неизвестным
причинам решила тогда не объявлять победителя, а вдруг попросить
остальных производителей доработать двигатели (в частности топливную
систему) их самолетов. Так или иначе, но победили в этом достаточно
знаковом конкурсе французский истребитель «Rafale» и «Typhoon»
производства компании «Еврофайтер» со штаб-квартирой в Германии.
Конспирология гуще, а результат — тот же
Снова об истребителе Миг-35 вспомнили год спустя. В октябре 2012 года гендиректор корпорации «МиГ» Сергей Коротков сообщил журналистам, что массовое поставки «тридцать пятого» в войска начнутся
в 2014 году и на сей раз это даже прописано в государственной программе
вооружений России на 2011−2020 годы. Якобы первый контракт
предусматривает поставку 37 новых истребителей на общую сумму в 37
миллиардов рублей, а всего, к 2020 году должно быть поставлено 70 штук.
Увы, но снова мимо. Через какое-то время Минобороны перенесло подписание
контракта еще на три года, решив вместо этого приобрести 16
истребителей МиГ-29СМТ. По одной из версий, виноват в этом Минфин,
«попросивший» оборонное ведомство перенести часть расходов на более
позднее время (правда, коснулось это только лишь проекта по МиГ-35).
По другой — российская промышленность оказалась не готова выполнить
столь крупный заказ на 37 самолетов. В пользу этой версии выступил
и зампред правительства РФ Дмитрий Рогозин.
«Президентом решение принято одно: отдельные задания госпрограммы
вооружения могут смещаться вправо только в случае неготовности
промышленности их исполнить в установленные сроки, но сама программа,
объем выделенных на нее средств не подлежат пересмотру», — заявил он тогда «Коммерсанту». Но журналисты как обычно все поняли по-своему, заявив, что военные, похоже, мало заинтересованы в покупке
нового истребителя, предпочитая заказывать проверенные временем машины
(типа того же МиГ-29СМТ).
Истребитель «легкого» нового поколения
История развивается по спирали. И наша — не исключение. В прошлом,
2015-м году в очередной раз заговорили об экспортном потенциале
«тридцать пятого». «В этой марке есть перспективные модели, например
МиГ-35. Есть перспективы развития его до уровня „легкого" пятого
поколения, поэтому у него очень большой экспортный потенциал», — заявил журналистам РИА «Новости» глава «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин.
И тут же возникла тема возможных поставок этих истребителей во Вьетнам,
где они могли бы заменить устаревшие МиГ-21. «В отличие
от „классического" МиГ-29, от которого МиГ-35 унаследовал
аэродинамическую концепцию, новая машина является многофункциональной.
Она способна применять высокоточное вооружение по любым — воздушным,
наземным, надводным — целям и даже выполнять некоторые функции, которые
ранее возлагались на разведывательные самолеты», - привычно «рекламировал» многострадальный «тридцать пятый» глава РСК «МиГ» Сергей Коротков.
Правда, что же касается поставок МиГ-35 в российскую армию,
то в сегодняшнем приближении тема зазвучала осторожнее. Даже заявив
журналистам на выставке FIDAE-2016 в Чили о том, что уже в 2016 году ВКС
получат первый опытный образец истребителя, Коротков оговорился, что
теперь военные предъявили к МиГ-35 «специфические требования» и что
«мы должны сначала провести заводские испытания, потом представить
самолёт на испытания министерства обороны. После того, как военные
проведут такие испытания, и будут приниматься объективные решения».
Чилийский эпилог или минус 31
При этом тогда же в Чили, глава корпорации «МиГ» публично сделал
прогнозы относительно еще одной модели, пусть и чисто «арифметически»,
но «встающей» в цепочку между МиГ-29 и МиГ-35. Речь идет о первом еще
советском боевом самолете четвертого поколения, сверхзвуковом
истребителе-перехватчике МиГ-31, производство которого на том же
нижегородском «Соколе» было прекращено еще в 90-х, но который до сих пор
еще эксплуатируется. В материале «Есть только МиГ»
(СП-Поволжье, 25.01.2016) мы писали о том, что к 2020 году в России
на базе именно «тридцать первого» должен быть создан новейший
сверхскоростной истребитель-перехватчик. Так вот, на этой международной
авиавыставке все тот же Коротков заявил:
«К 2028 году истребитель-перехватчик МиГ-31 закончит свое существование
чисто физически» и, добавив, что модернизацию нельзя производить вечно,
продолжил: «Пока у нас есть время, чтобы создать новый самолет
на замену». Да, время пока есть, но, судя по опыту «тридцать пятого»,
и в двенадцать лет можно запросто не уложиться.
Оригинал: http://pfo.svpressa.ru/war21/a... Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|