МиГ-35: веский аргумент России в небе
Фото: Politrussia.com
Российская самолетостроительная
корпорация «МиГ» 17 марта презентовала первую
партию новейших истребителей МиГ-35, производящихся в рамках контракта на
опытно-конструкторские работы с министерством обороны России. В случае, если
испытания самолета пройдут успешно, ВКС РФ получат еще одну точку опоры в небе
в виде самолета «4++».
В ходе презентации, проходившей в г.
Луховицы Московской области, гендиректор самолетостроительной корпорации Сергей
Коротков дал следующий комментарий:
«Мы выполнили первый этап этой
работы — эскизно-технический проект защищен и принят Минобороны. Поэтому мы
идем в соответствии с тем графиком заключенного контракта, который нам
подписало Минобороны. Сегодня самолет, находящийся здесь, проходит все этапы
сборки, и в этом году будет собран и предъявлен заказчику для проведения
испытаний».
МиГ-35 начали создавать еще в
первой половине 2000-х годов. Изначально, с момента проектирования и
разработки, самолет назывался МиГ-29М2,
который хоть и был двухместными, но по оснащению бортовым вооружением и
оборудованием соответствовал одноместному истребителю МиГ-29М. Только чуть
позднее истребитель МиГ-29М/М2 был переименован в МиГ-35 для одноместной модели
и МиГ-35Д.
Производство МиГ-35 основывалось на
заделе, полученном при выполнении программы МФИ, руководителем которой Владимир
Барковский, директор центра инженерии ОКБ им. Микояна. Первая выкатка самолета
была проведена 9 января 2007 года. Тогда модели истребителей представили
Главнокомандующему ВВС РФ Владимиру Михайлову и тогдашнему Минобороны Сергею
Иванову. Позже, в 2010 году, увидели свет три прототипа данного истребителя,
которые присутствовали на различных выставках и проходили испытания.
Как сообщается в СМИ, на сегодняшний
день ожидается подписание
контракта на поставку новых МиГов между корпорацией и минобороны РФ. Ожидается,
что самолеты должны поступить на вооружение в воздушно-космические силы РФ уже в
2018-2020 годах.
Внешне новый истребитель весьма схож
со своим «предком» - МиГ-29, однако при этом он существенно
отличается от него по некоторым тактико-техническим характеристикам: у МиГ-35
на пол метра больше размах крыла, чем у «двадцать девятого»; площадь крыла
МиГ-35 превышает аналогичный показатель МиГ-29 на целых 4 квадратных метра; нормальная
взлетная масса нового истребителя также имеет большую величину (17 500 кг
против 15 180), а максимальная взлетная масса превышает
показатели предшественника более чем на 10 тысяч кг (29 700 кг против 18 480).
Что касается летных характеристик,
следует отметить, что показатели максимальных скоростей у земли и на высоте у
истребителей практически идентичны, а продолжительность полета МиГ-29 даже
немного превосходит показатели 35-го (2,5 ч против 2, 2 ч), однако у новой
модели уменьшена стоимость летного часа в 2,5 раза.
Главный конструктор самолета Николай
Николаевич Бутнин следующим образом комментирует отличия «тридцать
пятого» от предшественников:
«Практически это новый самолет. В
свое время по техническому заданию ВВС мы сделали самолет МиГ-29М. На его базе
разработали самолет корабельного базирования МиГ-29К. Эти машины прошли первый
этап испытаний совместно с ВВС РФ, получили предварительные заключения.
На базе "корабелки" был
разработан экспортный вариант - самолет МиГ-29К для ВВС Индии. В свою очередь
он послужил основой для сухопутного варианта - МиГ-29М2. Поскольку это
абсолютно новый самолет, он стал называться МиГ-35
Как летательный аппарат МиГ-35
максимально унифицирован с самолетом МиГ-29К. Конструкция планера, силовая
установка, система управления самолетом, кабины пилотов и всех самолетных
систем практически одинаковы. Разница состоит в том, что на МиГ-35
установлено облегченное шасси, вместо посадочного гака установлен тормозной
парашют, консоли крыла не складываются. Как самолет МиГ-35 - это фактически
"корабелка" наземного базирования, более легкая по весу планера.
Антикоррозионная защита конструкции выполнена по корабельным стандартам, для
того чтобы максимально унифицировать производство.
Но МиГ-35 значительно отличается от
МиГ-29К по авионике. На нем установлена радиолокационная станция с активной
фазированной решеткой, развитый комплекс обороны на основе комбинации радиотехнических,
оптических систем и систем пассивной защиты. Кроме того, в состав оборудования
входит универсальный оптический контейнер, который решает три задачи:
навигация, целеуказание и разведка».
Очень много внимания уделено надежности
самолета: все системы в нем дублированы. Яркий пример – система электроснабжения:
МиГ-35 имеет четыре генератора вместо двух на истребителе МиГ-29.
Новый истребитель оснащен и
усовершенствованной системой вооружений. В частности, 30 мм
встроенной пушкой ГШ-30-1, УРВВ малой дальности Р-73 и средней дальности Р-27 и
РВВ-АЕ, противокорабельными: Х-31А и Х-35, противорадиолокационными Х-31П, УРВП
Х-25, Х-29, НАР, бомбами, авиационными минами. Хотя предшественник «тридцать
пятого» МиГ-29 также оснащен 30 мм авиационной пушкой ГШ-31,
противокорабельных ракет Х-31А и Х-35 и
противорадиолокационных Х-31П, УРВП Х-25, Х-29 он не имеет.
Помимо вышеперечисленного, новые истребителиоснащены новой
электронной системой управления двигателя РД-33МК, открытой архитектурой БРЭО,
защитой от коррозии металла, более низким уровнем заметности, новыми топливными
возможностями - дозаправкой в воздухе, встроенной оптико-локационной станцией,
трехканальной электродистанционной системой управления с четырёхкратным
резервированием, комплексом обороны со средствами РЭБ, детекторами
атакующих ракет, а также автоматами выброса ложных целей.
Примечательно, что МиГ-35 в 2011
году принимал участие в
индийском тендере MMRCA, однако выбыл из конкурса, уступив своим основным
конкурентам: французскому Dassault Rafale и общеевропейскому Eurofighter
Typhoon. Помимо них, в тендере участвовали американские
истребители F-16IN Super Viper и F/A-18E/F Super Hornet, а также шведский JAS
39 NG(IN).
По официальной информации, индийских военных не устроили его бортовая
радиолокационная станция и двигатели. Однако организаторы
конкурса могут сколько угодно убеждать общественность, что они
руководствовались лишь тактико-техническими характеристиками представленных
машин. Но торговля оружием слишком политизированная сфера, чтобы
в это поверить. Нет сомнения, что индусы руководствовались
и мотивами, от техники далекими.
Посудите сами: российские
истребители на данный момент составляют основу мощи индийских ВВС, государства
имеют огромную историю военно-технического сотрудничества, объем которого уже
превысил 40 миллиардов долларов США. Однако такое доверие к отечественной
авиации едва здорово подставило индийских летчиков в 1990-х. Развал российской «оборонки»
лишил их сервисного обслуживания и запчастей. После этого, индийцы перестали
рассчитывать исключительно на Россию.
Однако МиГ-35 банально по своим ТТХ
выглядел куда убедительнее других фаворитов тендера: «Рафалем» и «Тайфуном».
Помимо того, что отечественный
истребитель не уступает по своим возможностям европейским, так еще обладает и рядом
преимуществ. Например, радиолокационной станцией «Жук-АЭ» с активной
фазированной антенной решеткой. Она разработана корпорацией «Фазотрон-НИИР»
на базе серийного радара «Жук-МЭ», который устанавливается
на предыдущих моделях подобных истребителей МиГ-29К/КУБ и МиГ-29СМТ.
Станция обеспечивает сопровождение 30 воздушных целей, одновременную атаку
до 8 воздушных и наземных целей на дальностях до 130
километров.
Вопрос защиты своего воздушного
пространства для России сегодня крайне важен. Не удивительно, что наравне с
возрождением нашей стратегической авиации, максимальные усилия прилагаются и к
тому, чтобы вооружить наши ВКС истребителями пятого поколения и поколения «4++»,
которые смогут стоять на страже нашей Родины как минимум ближайшие 30 лет (а с
учетом темпов и успехов развития иностранной авиации – еще дольше).
И новые МиГ-35 в такой ситуации будут
как нельзя кстати для отечественных Вооруженных сил.
Источник: politrussia.com.
Рейтинг публикации:
|