Сегодня российской истребительной авиации - 100 лет.
Поздравляю летчиков-истребителей и всех причастных!
12 (25) марта 1916 года начальником штаба Верховного главнокомандующего генералом от инфантерии М.В.Алексеевым был подписан приказ №329, в соответствии с которым во 2-й, 7-й и 12-й армиях были начаты формирования первых штатных истребительных авиационных отрядов, соответственно 2-го, 7-го и 12-го.
При этом Россия, помимо того, что является родиной "высшего пилотажа" (спасибо Петру Николаевичу Нестерову) - может считаться и родиной творческого осмысления и обоснования понятий "завоевание господства в воздухе" и "воздушный бой".
В 1908 году в газете "Русский инвалид" была опубликована статья "Военное применение аэропланов", где впервые выдвигалась идея борьбы "за господство государства в воздушной стихии" и для выполнения этой специфической задачи требовалось создать специальный тип самолета - истребитель.
В начале сентября 1915 года руководителем авиации в действующей армии князем Александром Михайловичем Романовым был представлен на рассмотрение Ставки Верховного главнокомандующего "Проект новой организации авиационных частей", определявший развитие русской авиации на ближайшую перспективу. В нем были учтены предложения многих русских летчиков. Так, начальник 20-го корпусного авиаотряда есаул В.М. Ткачев обоснованно выступил с предложениями о создании истребительных авиационных отрядов.
Предложенный Проект был одобрен Верховным главнокомандующим и признавался в качестве нового плана в дальнейшем развитии русской авиации. Но имеющиеся скудные возможности по снабжению фронта авиационной техникой и вооружением не позволили в 1915 году приступить к формированию истребительной авиации в России.
После бомбардировки немцами Минска зажигательными бомбами 6 января 1916 года - поняли, что медлить нельзя и формированию истребительных авиаотрядов дали зеленый свет.
Уже 16 апреля 1916 года подпоручик И.А. Орлов, командир 7-го истребительного авиаотряда, отрапортовал князю Александру Михайловичу, что первый русский истребительный авиационный отряд сформирован и готов к выступлению на фронт.
25 мая 1916 года военный совет постановил в дополнение к ранее сформированным истребительным авиационным отрядам создать еще девять, присвоив им нумерацию - 1,3,4,5,6,8,10 и 11-й истребительные отряды.
На вооружении первых истребительных отрядов состояли как одноместные, так и двухместные самолеты "Ньюпор-Х", "Кодрон" и другие. Летчик-наблюдатель на таких самолетах выполнял роль воздушного стрелка.
Далее о начале пути русских истребителей и их первых самолетах - камрад vikond65 (который раньше вспомнил о памятной дате).
В
июне того же года первые русские истребительные отряды вступили в бой, а
к осени их количество было увеличено до 12 - по одному на каждую
действующую армию. Всего за годы Первой мировой войны наши авиаторы
сбили не менее 200 вражеских самолетов, из них порядка 120 - на счету
истребителей-асов. Конечно, на фоне их коллег из германских, английских и
французских ВВС эти результаты выглядят более чем скромно, однако надо
учитывать, что интенсивность воздушной войны на Восточном фронте и
количество задействованных в ней авиасил были во много раз ниже, чем на
Западном.
Далее - небольшая подборка рисунков и фотографий боевых аэропланов, на которых сражались первые российские летчики-истребители.
SPAD A-2
Nieuport-X
Nieuport-X c надкрыльевой пулеметной установкой
"Складной" истребитель "Моска" МБбис
Morane-N на лыжном шасси
Далее - небольшая подборка рисунков и фотографий боевых аэропланов, на которых сражались первые российские летчики-истребители.
SPAD A-2
Nieuport-X
Nieuport-X c надкрыльевой пулеметной установкой
"Складной" истребитель "Моска" МБбис
Morane-N на лыжном шасси
Начав наступление к лету 1916 года русские войска столкнулись с немецкими специальными "авиационными отделениями для борьбы с неприятельскими летчиками", осуществлявшими интенсивное истребительное противодействие нашим разведчикам.
В связи с этим Александр Михайлович Романов 3 июля 1916 года обращается в Ставку с докладом, в котором еще раз обосновывает необходимость создания истребительной авиации и определяет те задачи, которые она должна решать. Верховный главнокомандующий император Николай II с предложенными доводами соглашается.
И, наконец, 20 июля 1916 года в качестве немедленной организационной меры издается приказ начальника штаба Верховного главнокомандующего № 918 об изменении штата корпусного авиационного отряда путем введения в него истребительного отделения двухсамолетного состава.
Этот день может считаться днем окончательного формирования истребительной авиации русской армии.
. Русские истребители сегодня .
Начав свой путь с взятых на Западе "Фарманов", "Ньюпортов" и "Моранов" русские пришли в итоге к собственной авиастроительной школе, подарившей миру передовые реактивные истребители, являющимися по многим показателям лучшими в своем классе.
Сегодня на вооружении российских ВВС (ВКС) состоят:
Су-27СМ
Су-30М2
Су-30СМ ("русифицированный" Су-30МКИ, недавно рвавший Еврофайтеры в Индии)
Су-35
МиГ-29
МиГ-29СМТ
МиГ-31Б + БС, ДЗ
МиГ-31БМ (БСМ)
Проходят испытания и готовятся к принятию на вооружение:
Истребитель 5 поколения Т-50 и преемник МиГа-29 - многофункциональный истребитель МиГ-35.
Т-50
МиГ-35