Чего за это время сумел добиться глава военного ведомства? Какие проблемы реформы армии уже решены, а какие предстоит решить? На эти и другие вопросы военного обозревателя «КП» Виктора Баранца отвечает директор Центра анализа стратегий и технологий, член Общественного совета при Минобороны России Руслан Пухов.
РАСТВОРИМЫЕ... ДЕНЬГИ
- Руслан Николаевич, как вы оцениваете результаты работы Сердюкова за минувшие три года?
- Сердюкову удалось в значительной мере реорганизовать и перетрясти аппарат Минобороны и отчасти добиться более рационального расходования средств военного бюджета. Но самое главное - Сердюкову удалось в 2008 - 2009 годах совершить кардинальный рывок в совершении оргмероприятий по военной реформе. Всего за год, к 1 декабря 2009 года, наши Вооруженные силы претерпели, вероятно, самые глубокие организационные изменения со времен Великой Отечественной войны. Расформировано большое количество частей и соединений , армия и ВВС приведены к «новому облику» с новой оргштатной структурой. Плюс масштабные перемещения войск и техники, значительные сокращения личного состава и устаревших вооружений. Добавим реорганизацию системы военных учебных и научно-исследовательских заведений, запуск программы «огражданивания» многих военныхдолжностей.
То есть собственно административные задачи реформирования Сердюков в основном выполнил.
- Но согласитесь: то, что создано в результате реформирования, - пока что в основном лишь структурная «скорлупа», просто новые оргструктуры и штаты. Их еще предстоит наполнить новым содержанием...
- Да, и полноценно оживить, сделать эффективными и боеспособными. А этa задача, судя по всему, будет более трудная, чем то, что сделано до сих пор. Уже мало кто сомневается, что армии нужна радикальная, а не «марафетная» реформа. И конфликт августа 2008 года вокруг Южной Осетии это показал.
ВТОРОЙ ПОСЛЕ ПЕТРА I
- И в чем же, по-вашему, этот самый радикализм сердюковских реформ?
- Теперь происходит не «реформа армии», а, по сути, создание новой армии России , армии «нового облика», создаваемой во многом на принципиально иных основах, чем прежняя Советская, а затем Российская армия. По масштабу это можно сравнить скорее с созданием Петром Великим новой русской регулярной армии европейского образца вместо московского стрелецкого и ополченческого войска.
На мой взгляд, если в чем и можно упрекать российское руководство, так это в том, что оно слишком долго тянуло с созданием Вооруженных сил «нового облика», отделываясь полумерами, что обернулось перманентной деградацией армии.
- Что вы считаете самым большим достижением Сердюкова, а что самым большим провалом?
- Самым большим достижением Анатолия Сердюкова является само осуществление военной реформы и твердая реализация ее первого этапа. Впервые за весь постсоветский период в России был выработан и принят действительно цельный и комплексныйплан радикального реформирования Вооруженных сил страны . А самое главное - есть политическая и административная воля, в том числе и на уровне Минобороны, для претворения этого плана в жизнь.
А основной неудачей Сердюкова, на мой взгляд, является то, что министр, проводя реформу, так и не смог заручиться поддержкой со стороны всего офицерского корпуса. И этим, к сожалению, настроил часть кадрового состава Вооруженных сил против себя.
Да, на личный состав Вооруженных сил шквал бюрократически подготовленных и слабо разъясняемых реорганизаций нередко оказывает деморализующее воздействие. Давайте говорить честно: все это в сочетании с не всегда продуманными сокращениями штатов вызывает недовольство военнослужащих, от контрактника до генерала. Есть люди, которые не принимают уже даже его разумные реформаторские идеи. Такое недовольство военных методами проведения реформ может дискредитировать сами реформы. Наконец, недовольство военных может сделать для верховной власти слишком политически обременительной дальнейшую поддержку Сердюкова. Хотя пока что, похоже, Кремль удовлетворен Сердюковым и его действиями в качестве своего рода «хирурга» по отношению к армии.
КЕЛЕЙНЫЕ ИГРЫ
- Но не слишком ли круто и безжалостно проводится реформа? Где гарантия, что реформы будут успешно завершены?
- Разумеется, многие мероприятия по реформированию крайне болезненны уже сами по себе - затрагивают судьбы сотен тысяч людей в погонах да и осуществляются зачастую чисто русским способом - не побоюсь сказать, через задницу. Во многом здесь сказывается тот самый «келейно-бюрократический» подход Минобороны к преобразованиям, о котором я уже говорил.
- А всегда ли за все, что делается в армии, несет ответственность лично министр?
- Будем откровенны. Подавляющая часть оргштатных мероприятий разрабатывается, планируется и осуществляется отнюдь не лично Сердюковым. А именно военными специалистами в соответствующихуправлениях Минобороны, Генерального штаба, штабах видов Вооруженных сил, в военных округах. Это те самые генералы, полковники, подполковники, майоры, которые сами тянули военную лямку в частях, а теперь зачастую одним росчерком пера швыряют таких же своих коллег из одного места страны в другое, сокращают, выводят за штат, «оптимизируют» и так далее. Да, все это может делаться, но по-человечески, с уважением к людям, их профессиональному опыту.
НЕ СЛИШКОМ ЛИ МНОГО ПЕРЕГИБОВ?
- По сути, мы наблюдаем давным-давно, уже на протяжении многих поколений, сложившийся в нашей армии бездушный стиль обращения с людьми...
- Вот именно! Отсутствие взаимоуважения, пренебрежение «человеческим фактором», отсутствие заботы о человеческом «материале» и человеческом «капитале». И этот стиль неуважения к людям, увы, пронизывает всю нашу военную систему и значительную часть всей нашей военной среды сверху донизу. Просто теперь ввиду крутости взятых преобразований значительная часть офицерского корпуса сама оказалась жертвой такого отношения, да еще и в «концентрированном» и «сжатом» в силу быстроты реформ виде.
Нынешнее военное руководство, к которому сейчас зачастую столько претензий со стороны «оптимизируемых» военных «низов», оно ведь не с Марса прилетело. Оно выросло именно «снизу», пройдя все ступени военной карьеры. И то, что сейчас происходит, в том числе и в связи с пресловутыми «перегибами» реформирования, на мой взгляд, дает серьезный повод задуматься о явной нездоровости многих морально-психологических установок и тенденций в наших Вооруженных силах, причем возникших задолго до Сердюкова и считающихся чуть ли не нормальными. И может быть, для успеха реформирования руководству страны следовало бы тоже обратить внимание на данный аспект и осознать, что армия - это прежде всего люди, а уже потом все остальное. И воюют тоже люди, а не железки.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Три года министерству Анатолия Сердюкова. Реформе военной, конечно, не три года — гораздо меньше, поскольку половина этого времени ушла на инвентаризацию состояния вооруженных сил. Не припомню, чтобы какая-либо реформа последних двадцати лет вызывала бы такое злобное отторжение у профессионально заинтересованного сообщества, включая даже гайдаровские шоковые эксперименты. Сообщество не сплачивалось ради спасения армии, когда ее морально и физически аннигилировали в начале 90-х. Оно не бросилось спасать армию, которую пустили в расход в первую чеченскую. Кстати, цифра, упоминаемая министром обороны, — 90 тысяч как предельная численность сухопутной группировки, которую способна сформировать российская армия, — в первый раз обнаружилась в связи с Чечней. Хотелось бы уточнить: это 90 тысяч необученных бойцов, собранных в сводные батальоны, не прошедших никакого боевого слаживания. Автор своими глазами видел, например, 165-й полк морской пехоты, «Тихоокеанский». Это полномасштабный полк — 2 тысячи человек. На момент выдвижения в район боевых действий опыт обращения с автоматом Калашникова имели около 30 морпехов…
Если численность центрального аппарата «Арбатского военного округа» за короткий срок сокращается с 52 до 7 тысяч , можно себе представить, что эти 45 тысяч офицеров, почему-то отказавшиеся от предложения поменять московские квартиры на службу в отдаленных гарнизонах и написавшие рапорта об увольнении, не стали мощной группой поддержки проводимой реформы. И их можно понять. Еще легче понять сотни тысяч офицеров и прапорщиков, которым придется покинуть вооруженные силы. Они ни в чем не виноваты. Но армия, в которой на одного командира приходится один боец, не армия, а цирк. Мы не можем, к сожалению, создавать дополнительные подразделения, чтобы трудоустроить всех желающих служить офицеров. Еще раз повторю: они ни в чем не виноваты, это мы довели армию до такого идиотизма. Но это не повод продолжать существовать в нем дальше. И те 84 полноценно укомплектованные бригады, которые сейчас сформированы, — это, конечно, еще не боеготовые соединения. Их надо обучить и перевооружить. Но во всяком случае есть кого обучать и перевооружать. Армию, состоящую на 90% из складов с устаревшим военным имуществом и сторожей при них, перевооружать невозможно и переобучать в ней некого. Теперь о системе военного управления: никого сильно не беспокоило, что наши военные округа превратились в обособленные вотчины, для которых весь смысл общения с центральными органами управления состоял в том, чтобы выбить лимиты. То же самое далее, по армиям, корпусам, дивизиям. Это типичная вассальная система: вассал моего вассала — не мой вассал.
Восстановление вертикальной управляемости также почемуто не вызвало бурных восторгов на местах. И, наконец, то, что называют «новым обликом вооруженных сил». Это концепция, выстраданная зарубежным и отечественным опытом. Характерно, что августовская операция на Кавказе не вызвала ни у политического, ни у военного руководства России победной эйфории. Ровно наоборот.
Военная доктрина, построенная на позиционном выдавливании противника силами фронтов, ушла в прошлое. Кстати, это ничего общего не имеет с политкорректными рассуждениями о том, что на смену конфликтам высокой интенсивности идут локальные конфликты и антитеррористические операции. В конфликтах любой интенсивности в современной войне упор делается на высокомобильные группировки, способные самостоятельно решать задачи на большом удалении от мест дислокации. Нашей дореформенной кадрированной армии для полномасштабного развертывания нормативно требовалось полтора года. Поищите в современном мире противника, который дал бы нам эти полтора года.
Нынешняя военная реформа делается по живому. Отсюда такой вой. Хорошо хоть, что не по мертвому. Кстати, петровские военные реформы также не встречали бурного восторга со стороны тогдашних вооруженных сил. Наглядный пример — картина Сурикова «Утро стрелецкой казни». При этом колоссальные преимущества петровской военной организации полностью доказаны практикой. Нынешней России эффективные современные вооруженные силы нужны ничуть не меньше, чем петровской, — достаточно просто взглянуть на исторические карты.
Автор: Михаил ЛЕОНТЬЕВ, главный редактор