Сирийская армия готовится вернуть под свой контроль древнейший город мира. Тем временем курды стремительно продвигаются к Ракке
Подразделения ливанской Хезболлы и иранского спецназа, иракские ополченцы и сирийские регулярные части, но главное – краса и гордость Башара Асада: штурмовые отряды специального назначения бригады «Тигров» и «Ястребы пустыни». Самые боеспособные и опытные солдаты сегодня сконцентрированы под Пальмирой. Если речь не идёт о громадной мистификации и военной хитрости, можно смело утверждать, что уже в ближайшее время ключевой стратегический населённый пункт в самом центре Сирии будет взят. Как ожидается, это будет крупнейшая операция правительственных сил за всё время войны.
Важна скорость наступления
Сирийский театр военных действий за полторы недели перемирия практически не претерпел особых изменений. Российские воздушно-космические силы (ВКС РФ) в разы сократили количество авиаударов. Наблюдались переход отдельных отрядов так называемой умеренной оппозиции к режиму прекращения огня, локальные стычки боевиков друг с другом, десятки населённых пунктов объявили о начале переговорного процесса с Дамаском. Впрочем, соглашение о перемирии затронуло незначительную часть сирийской земли. Операции против джихадистов продолжались особенно активно в Восточной Гуте и на севере Латакии. В центре страны в районе города Ханассер был ликвидирован опасный прорыв боевиков запрещённой в России организации Исламское государство. Этим занималась спецбригада «Тигров», до этого успешно расчистившая территорию к востоку от Алеппо и освободившая ТЭС. Следующей наступательной операцией для подразделения станет Пальмира, что внушает оптимизм: эти воины знают и умеют побеждать «чёрных».
За несколько дней правительственным силам уже удалось серьёзно потеснить джихадистов в этом районе. К западу от Пальмиры отбит ряд важных участков. Армия вошла в Пальмирский замок (Калъат Тадмор) и древние каменоломни. Южнее силы Асада штурмуют позиции вокруг города Карьятейна. По всей видимости решено взять оплот боевиков в тиски, отрезав все горные дороги, по которым идёт снабжение джихадистов. Ранее все атаки на Карьятейн «влоб» заканчивались неудачно и с большими потерями.
По всей видимости, сражение за саму Пальмиру не будет долгим. Для этого здесь и концентрируются многочисленные подразделения Сирийской Арабской Армии (САА) и иностранные контингенты. Во-первых, необходимо спасти культурные ценности древнейшего города (или хотя бы то, что от них осталось) от многодневных бомбардировок. По слухам, боевики ИГ ещё и заминировали все архитектурные памятники. Во-вторых, стремительная операция не позволит «чёрным» подбросить подкрепление с других фронтов. В-третьих, быстрое продвижение САА на плечах отступающих террористов может легко докатиться до местных нефтяных месторождений и до блокированного годами оазиса Дейр-эз-Зор – это следующий крупный пункт на пустынном шоссе. Причём сделать это нужно быстрее курдов, которые активно развивают своё наступление с севера.
Наши курды и их курды
Курдские вооружённые формирования становятся важнейшим фактором в сирийской военной кампании. За последний месяц они показали выдающееся продвижение далеко за пределы своих исторических земель и весьма успешно бьют боевиков Халифата при поддержке российских и западных ВКС. Гранд-задача: выйти на линию реки Евфрат. Ключевые цели особенно чётко видны на этой карте (позиции курдов отмечены жёлтым цветом).
На северо-востоке «Отряды народной самообороны» (YPG) курдов и вооружённые формирования арабо-ассирийско-курдской коалиции «Демократические силы Сирии» (ДСС) практически взяли под контроль всю провинцию Хасаке. До сирийского анклава Дэйр-эз-Зор остаётся около 60 километров. Впрочем, недалеко Ирак, и отряды «чёрных», регулярно присылаемые на подмогу, не дают курдам быстро развернутся.
На северо-западе – курдские формирования уже как пару месяцев назад форсировали Евфрат и захватили плотину Тишрин, остановившись всего в 8 километрах от важного населённого пункта Манбидж. Предполагалось, что именно с этого плацдарма курды разовьют наступление вдоль турецкой границы на соединение с собратьями в «афринском» анклаве, чтобы таким образом образовать единую неразрывную курдскую провинцию на севере Сирии – страшный сон Эрдогана и турецких националистов. Но пока фронт здесь также стабилен.
А вот по направлению к Ракке курды демонстрируют быстрое продвижение, оставляя в тылу одну отбитую деревню за другой. До столицы Исламского государства остаётся уже менее 30 километров. По идее, это наступление должно волновать российско-сирийскую коалицию, ведь ещё недавно борьба за Ракку преподносилась как ключевая история всей кампании – кто скорей добьётся репутации низвергателя ИГ: диктатор Асад или США за спиною курдов. Но нет! Дамаск как будто вовсе не заботит битва «Берлин 1945». Штурмовые отряды «Тигров» снимаются с направления Ханассер-авиабаза Табка-Ракка и перекидываются под Пальмиру. В чём тут дело?
Ходят слухи, что российские советники и министры Асада заключили с курдами соглашение, оказавшись куда более конкретнее в своих обещаниях, чем суетливые американцы с нервным Эрдоганом «на руках». Речь идёт о широкой курдской автономии на исконных землях этого народа. Более того, курдам была оказана мощная военная помощь без оглядки на истерики турок. Им поставили и новейшее вооружение (понятно чьего производства), и организовали массовою подготовку бойцов. Поговаривают, военная база в Камышлы, которая изначально позиционировалась молвой как авиабаза для российских ВКС, на деле работает, как большой тренировочный лагерь курдов и арабо-ассирийско-курдской коалиции ДСС. Первые обученные подразделения бойцов уже атакуют позиции Халифата на севере от Ракки. При поддержке авиаударов наших бомбардировщиков.
В пользу этой версии говорит и предыдущая операция российско-сирийской коалиции на севере Алеппо, когда удалось наладить прекрасное взаимодействие с курдским анклавом («афринским») и нанести здесь сокрушительное поражение протурецким боевикам.
После того, как САА отрезали Алеппо и центральные районы страны от северной границы с Турцией и маршрутов снабжения боевиков, волны правозащитной истерии, западной дипломатии и регулярные обстрелы турецкой артиллерии сирийской территории вынудили Асада остановить продвижение. Заключенное перемирие в ряду прочего остановила разгорячённого Эрдогана от вторжения – турки не могли допустить усиления афринских курдов. В итоге, на севере Алеппо осталась небольшая «зелёная» зона с центром в городе Азаз, которую турки накачали боевиками и оружием. Перемирие не позволяет им атаковать позиции курдов и армии, зато разрешает расширять территорию за счёт ИГ. Чем протурецкие террористы пока и занимаются. Возможно, курдов удалось уговорить повременить с наступлением на севере Алеппо, соединением с «афринскими» братьями и окончательной закупоркой турецкой границы. Предложив пока заняться Раккой.
Курдские провинции довольно прилично разжились территориями за последний год. Впрочем, заплатив за землю немалую цену и до сих пор не получив официального заверения в достижении заветной цели – хотя бы ограниченной независимости.
Халифат ещё силён
Впрочем, рано сдавать Ракку курдскому ополчению. Исламское государство сумело укрепить здесь свои позиции. По некоторым данным, из Ирака в последние дни прибыло мощное подкрепление, как для защиты рубежей, так и для вероятной контратаки. Халифат очевидно переходит на диверсионную войну: вслед за атакой на важнейшую магистраль в районе Ханассера, «чёрные» предприняли ещё ряд похожих рейдов, разрывая растянутые пути снабжения сирийской армии и пользуясь фактором внезапного появления перед позициями необстрелянных новобранцев в тылу.
Недавно появились сообщения о том, что в Ракке местные жители якобы подняли восстание против ИГ и даже вывесили сирийские национальные флаги. Всё бы ничего, вот только жители столицы Исламского государства наблюдают публичные и кровавые расправы с несогласными не в интернете, а воочию. Уже поэтому могло возникнуть недоверие к информации. По некоторым данным, в одном из отрядов боевиков из Туниса вспыхнул конфликт, причиной которого стал денежный вопрос. В ходе перестрелки погиб лидер тунисских джихадистов и командир военных операций ИГ на севере Ракки и несколько других боевиков. Как итог: доблестные сирийские СМИ в момент состряпали пропагандистскую историю о народном восстании в столице Халифата.
К слову, споры из-за урезанных пособий и зарплат у террористов возникают всё чаще – сказывается экономический кризис Халифата, спровоцированный ударами российских ВКС по нефтяной инфраструктуре и торговым караванам джихадистов.
Другие успехи
В завершении несколько слов по другим фронтам. На юге в провинции Деръа наблюдается самая спокойная обстановка – перемирие там было на руку всем сторонам конфликта.
В горах Латакии установилась плохая погода, которая сильно затрудняет работу российских ВКС и сирийских солдат. Там идёт медленная зачистка притурецкой территории. На юге провинции Идлиб армия постепенно вываливается с гор на плато для занятия удобных позиций в пригородной зоне важнейшего города Джиср-аль-Шугур. Здесь орудует филиал Аль-каиды – запрещённая в России группировка ан-Нусра, и аффилированные с ней банды, причисляемые к умеренным. Они часто ротируются, населённые пункты переходят из рук в руки, чтобы затруднить работу правительственных войск, соблюдающих условия прекращения огня.
Наконец, буквально накануне бойцы САА добились крупного успеха в Восточной Гуте под Дамаском: взяли хорошо укреплённое здание Сельскохозяйственного института, затем отбили контратаку боевиков ан-Нусры, и, воспользовавшись паническим бегством террористов, отвоевали ещё два посёлка, захлопнув крышку котла. Позиции противника теперь рассечены на две части, что открывает новую перспективу наступления в ближайшие дни.