В обзоре принимают участие самолеты, поступившие на вооружение до 1980 года.
При этом необходимо учитывать, что сейчас эксплуатируются не первые
модификации самолетов-ветеранов, а появившиеся спустя несколько лет и
даже десятилетий после принятия на вооружение базовых моделей. У них уже
и более современное приборное оборудование, и более мощные двигатели, и
обновленное вооружение, а порой и видоизмененный планер. И они вполне
успешно справляются с возложенными на них задачами.
«Русский Медведь»
Самый главный ветеран — стратегический бомбардировщик Дальней авиации
России Ту-95. Первый полет он совершил 12 ноября 1952 года. На
вооружение принят в апреле 1956 года. Первоначально самолет был
единственным в стране оружием сдерживания, позволявшим совершать перелет
через океан и доставлять на территорию США ядерный боезапас.
Межконтинентальные баллистические ракеты появились позже.
В
стратегическом отношении Ту-95, который в НАТО называют «Медведем»,
симметричен американскому Б-52. Технически же ОКБ Туполева решило задачу
по-своему. Если на «американце» установлены 8 турбореактивных
двигателей, то «Медведю» для перелета через Атлантический океан с 12
тоннами боевой нагрузки достаточно четырех турбовинтовых. При этом при
меньшей на 100 км/час максимальной скорости он имеет равную крейсерскую
скорость.
По живучести Ту-95 изначально не уступал В-52 за счет
прекрасной бронированности кабин и важнейших узлов самолета. В нем были
установлены 3 двуствольных пушки калибра 23 мм. «Боинг» же полагался
прежде всего на свой потолок, недоступный для истребителей. Поэтому на
нем были установлены лишь три 12-мм пулемета.
Однако к концу
десятилетия за счет развития истребительной техники ситуация существенно
изменилась. Высота полета В-52 уже не гарантировала ему полной
безопасности. Также появились мощные зенитно-ракетные комплексы. В
результате некоторый проигрыш в скорости и высоте полета у нашей машины
практически ничего не значил с точки зрения безопасности.
Самая
последняя модификация бомбардировщика — Ту-95МС — начала поступать на
вооружение в 1983 году. Этот самолет оснащен крылатыми ракетами Х-55 с
ядерной боеголовкой, имеющими дальность 3000 км. Сейчас появились ракеты
Х-102 с дальностью 5500 км. В связи с чем сверхвысокая дальность и
высокая скорость их носителя, не приближающегося к зоне действия
неприятельской ПВО, не играет существенного значения.
Герой Сирии
Российские самолеты истребительной и фронтовой авиации существенно
моложе американских. В ВВС США эксплуатируются три принятых на
вооружение до 1980 года самолета — истребители F-15 Eagle и F-16
Fighting Falcon и штурмовик A-10 Thunderbolt II. Причем они составляют
по численности главные силы авиации. В России к старослужащим относится
лишь один фронтовой бомбардировщик Су-24. Первый полет он совершил 17
января 1970 года и был принят на вооружение в 1975 году.
Это был прорывной самолет с изменяемой стреловидностью крыла. Главное
его достоинство заключается в возможности осуществлять низкий
сверхзвуковой полет с огибанием рельефа местности. Что способствует
успешному преодолению средств ПВО противника.
Также новизна
бомбардировщика состояла в использовании мощного
навигационно-прицельного комплекса «Пума». Комплекс весил полторы тонны,
что потребовало от конструкторов изрядной изворотливости для размещения
его на борту отнюдь не тяжелого самолета. Однако игра стоила свеч —
«Пума» обеспечивала не только безопасный низкий полет, но и позволяла
наносить точные удары сверхзвуковыми управляемыми ракетами Х-23 по
малоконтрастным целям. Также имелась возможность подавлять работу
радаров противника с помощью ракет Х-28.
Бомбардировщик получил
возможность сражаться и с истребителями противника, что было обеспечено
включением в боекомплект ракет «воздух — воздух».
В настоящий
момент бомбардировщик, прошедший глубокую модернизацию, получил название
Су-24М. Вся авионика на нем обновлена. Бомбардировщик получил новое
ракетно-бомбовое вооружение. Именно он наносит удары по позициям
террористов в Сирии.
Скорость у земли — 1400 км/час, на высоте — 1700 км/час.
Старослужащие самолеты преобладают в транспортной авиации. По большей
части они были спроектированы в ОКБ Антонова, которое специализировалось
именно в этой сфере военного авиастроения. В связи с «разводом» с
Украиной эти машины начинают заменяться новыми разработками ОКБ
Ильюшина.
Военно-транспортный самолет Ан-12 совершил первый полет в 1957 году. А
уже спустя полтора года начал поступать на вооружение в части ВВС.
Машина была универсальной, в частности, Ан-12 использовался и в
гражданской авиации, но наиболее эффективной и желанной она оказалась в
ВДВ. Это был первый советский самолет, позволявший выполнять операции по
массированному десантированию как парашютистов, так и бронетехники.
Ан-12 берет на борт 60 десантников или два бронетранспортера.
Для своего времени Ан-12 был очень мощным транспортником, оснащенным
4-мя турбовинтовыми двигателями мощностью 4250 л.с. каждый. Его полезная
нагрузка составляет 20 тонн. При этом самолет обладал очень достойными
для времен своей молодости летными качествами: максимальная скорость —
660 км/ч, крейсерская — 570 км/ч, предельный потолок — 10000 м,
перегоночная дальность — 5500 км.
Ан-12 имеет артиллерийское и
бомбардировочное вооружение. В кормовой башне находятся две 23-мм пушки с
боекомплектом из 700 снарядом. В отсеке могут находиться от 70-и
100-килограммовых авиабомб до 18-и 500-килограммовых.
Грузовик с крыльями
Ан-26, появившийся позже Ан-12 и принятый на вооружение в 1973 году,
обладал более скромными возможностями. Двухмоторный турбовинтовой
самолет поднимает в небо 5500 килограммов полезного груза. Изначально
его не предполагалось использовать в боевой обстановке. Не предназначен
он и для десантирования. Ан-26, выпущенный в количестве полутора тысяч
машин, стал средством для перевозки грузов и личного состава. Во время
войны ему была отведена роль доставки к линии фронта пополнения и
боеприпасов и эвакуации раненых. То есть это типичный грузовик с
крыльями. Выпускалась также модификация для комфортабельной перевозки
высшего офицерского состава.
Античный герой
В 1969 году в части ВТА СССР начали поступать тяжеловесы-рекордисты —
Ан-22 «Антей». Это был первый советский широкофюзеляжный турбовинтовой
самолет. Причем единственный в мире тяжелый самолет, способный взлетать и
садиться на грунтовые площадки. Всего до 1976 году на Ташкентском
авиационном заводе было произведено 68 машин.
Ан-22 способен поднимать в воздух 60 тонн полезного груза. В его салоне
размещаются 290 солдат, 202 раненых с носилками или 160 парашютистов.
Максимальная скорость — 650 км/час, практическая дальность — 5225 км, потолок — 9000 м.
«Антей» стал первым отечественным транспортным самолетом, на котором
была широко использована автоматизация и механизация
погрузочно-разгрузочных операций. Предусмотрена возможность перевозки
грузов на подвеске под крылом.
Габариты этого гиганта таковы: длина — 57 м, высота — 12,5 м, размах крыла — 64 м.
Сохранивший молодость
Производство «Антеев» свернули довольно скоро по той причине, что
необходимо было освобождать производственные мощности Ташкентского
авиазавода для построения более перспективных транспортных самолетов ОКБ
Ильюшина — Ил-76. Ил хоть и имел меньшую грузоподъемность, но
государственная комиссия пришла к выводу о том, что его турбореактивные
двигатели более предпочтительны в эксплуатации. К тому же они
обеспечивают более высокую скорость полета.
Ил-76 был принят на вооружение в 1974 году. Тогда его грузоподъемность равнялась 40 тоннам, сейчас она доведена до 60 тонн.
Но уже в первые годы эксплуатации самолет устанавливал рекорды, которые
намного превосходили его официальные характеристики. В июле 1975 года
на первом серийном самолете Ил-76 экипаж Заслуженного летчика-испытателя
СССР, Героя Советского Союза Я.И.Берникова в полете с грузом массой
70,121 кг достиг высоты 11,875 м. В этот же день экипаж Заслуженного
летчика-испытателя А. М. Тюрюмина в полетах по замкнутому маршруту
показал рекордную среднюю скорость (857,657 км/ч с грузом 70 т на
дальность 1000 км; с грузом 70 т на дальности 2000 км достигнута
рекордная средняя скорость 856,697 км/ч.).
Что же касается
самой последней модификации — Ил-76МД-90А, — это глубокая модернизация
машины, по сути, новый самолет. Прототип впервые поднялся в небо в 2012
году, первый серийный самолет произведен в 2014 году.
Ил-76МД-90А приобрел не только повышенную возможность доставлять грузы
повышенных габаритов и массы, производить десантирование личного состава
и техники, но и черты бомбардировщика, способного «постоять за себя» в
зоне боевых действий. На самолете установлены две пушки, прицеливание
которых может осуществляться при помощи как традиционного оптического
прицела, так и РЛС. Также есть средства радиоэлектронной борьбы и
автоматы, отстреливающие тепловые ловушки. Есть и 4 точки подвески,
которые могут использоваться как для ракетно-бомбового вооружения, так и
для подвесных топливных баков.
В настоящий момент Ил-76
является главным самолетом ВТА. Эксплуатируется около 120 машин
различных модификаций. Заказано 39 самолетов Ил-76МД-90А.
ЛТХ Ил-76МД-90А
Длина: 46,6 м
Размах крыла: 50,5 м
Масса пустого: 88500 кг
Максимальная взлетная масса: 210000 кг
Грузоподъемность: 60 т
Тяга двигателей: 4×14500 кгс
Максимальная скорость: 880 км/ч
Крейсерская скорость: 850 км/ч
Дальность: 6500 км
Практический потолок: 12000 м
Количество перевозимых военнослужащих: 128 десантников или 245 солдат
Объем грузовой кабины: 321 куб.м.
Вооружение: 2 пушки 23-мм.
Высоко лечу, далеко гляжу
Самолет радиоэлектронной разведки Ил-20 совершил первый полет 21 марта
1968 года и уже на следующий год был принят на вооружение. Создан на
базе пассажирского турбовинтового лайнера Ил-18, но отличается от него
более мощными двигателями и большим запасом топлива.
В его компетенцию входит радиоэлектронная разведка, фоторазведка,
радиоперехват. Укомплектован всем необходимым «шпионским» оборудованием,
которое периодически осовременивается. Имеется спутниковая связь.
Изготовлено 20 самолетов, которые числятся в частях центрального
подчинения. В настоящий момент ОКБ Ильюшина выполняет ОКР по
модернизации самолета Ил-20.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+