Объем гособоронзаказа в 2015 году составил 1,8 трлн рублей. Сегодня
эти колоссальные средства означают не только военный потенциал
России, но и функционирование тысяч научно-исследовательских
организаций и производственных предприятий. О том, какую продукцию
выпускает российский оборонно-промышленный комплекс России, что
экспортируют и как справляются с внешнеэкономическими вызовами,
сайту телеканала «Звезда» рассказали участники отрасли.
Введение
санкций в отношении России стало импульсом для введения
импортозамещения в экономике, и в том числе в оборонно-промышленном
комплексе. Нельзя сказать, что прошедший
год стал простым для гособоронзаказа в силу его объема и сложности.
Об этом еще в начале прошлого года в своем блоге в Twitter писал
вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. Тем не менее,
возможности российского ОПК подстроились к внешним условиям
благодаря своей истории и программе поддержки, разработанной
правительством. Так, Государственная программа вооружений до 2020
года предусмотривает более 19 трлн рублей.
В конце февраля в Кировской области открылся завод по производству ракет для зенитно-ракетных комплексов С-400 и С-500.
В строительство первого завода средств ПВО в постсоветской
России, построенного с нуля, концерн воздушно-космической обороны
«Алмаз-Антей» инвестировал 20 млрд руб.
АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» — российский концерн, объединяющий
предприятия, разрабатывающие и выпускающие вооружения (ПВО и ПРО). Кроме того, задачи концерна включают реализацию,
сопровождение эксплуатации, ремонт и утилизацию для федеральных
государственных нужд и иностранных заказчиков систем, комплексов
и средств противовоздушной обороны и средств не стратегической
противоракетной обороны.
Стоит отметить, что многие заводы, которые пережили сокращение
гособоронзаказа в 90-х, сегодня представляют из себя современные
предприятия. Они выпускают не только конкурентноспособную
продукцию, но модернизируют собственное производство и подстраиваются под внешнеэкономические условия.
Тяжелое
машиностроение
Одним из уникальных предприятий, выполняющим гособоронзаказ
досрочно, является «Уралвагонзавод». Данный показатель он держит
уже несколько лет, ежегодно поставляя 1500 новых,
модернизированных и отремонтированных машин для российской армии,
а также сотни единиц военной бронетехники на экспорт.
Как сообщили в пресс-службе предприятия телеканалу «Звезда»,
сорок заводов корпорации загружены государственным оборонным
заказом и многомиллиардными иностранными заказами на военную
технику. Доля техники, выпускаемой заводом, для сухопутных войск
составляет 60%.
По данным Стокгольмского института исследований проблем мира
(SIPRI), «Уралвагонзавод» увеличил продажу вооружений на 72,5%,
что является наивысшим показателем среди рассмотренных
исследователями российских компаний. Портфель экспортных
контрактов корпорации в 2016 году превышает 240 млрд. рублей.
При этом стоит отметить, что корпорация развивает и гражданское
направление, выпуская вагоны и цистерны для российских и иностранных заказчиков Азербайджана, Ирана, Туркмении и Казахстана.
АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.
Э. Дзержинского» — российская корпорация, занимающаяся
разработкой и производством военной техники, дорожно-строительных
машин, железнодорожных вагонов. В корпорацию входят
научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и производственные предприятия.
Модернизация
оборудования
Предприятия, которые входят в корпорацию «Уралвагонзавод»,
перевооружаются и увеличивают долю гражданской продукции.
В первом
квартале 2016 года НПО «Электромашина», входящая в корпорацию
«Уралвагонзавод», приступит к реализации проекта по строительству
единого испытательного центра.
В настоящее время АО «НПО «Электромашина» является разработчиком
и производителем более 300 изделий специального назначения.
Предприятие производит продукцию для нужд МО РФ, РЖД и МЧС.
Этот проект, а также ряд других, в том числе по реконструкции
теплоэнергетического комплекса, проходит в рамках исполнения
Федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного
комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы», которая
реализуется на многих предприятиях корпорации «Уралвагонзавод».
В результате техперевооружения механозаготовительного
производства на «Электромашине» внедрено 43 единицы оборудования.
По словам специалистов корпорации, текущая инвестиционная
деятельность сводится к автоматизации бизнес-процессов на предприятии.
«В этом году предприятие внедрит автоматизированную
информационную систему для опытного производства, которая даст
возможность планировать затраты и вести учет при реализации
НИОКР», — сообщил директор по стратегическому и инновационному
развитию АО «НПО «Электромашина» Леонид Зелепухин.
Он отметил, что сегодня ведется актуализация стратегии развития
предприятия до 2020 года, основным направлением которой останется
производство продукции специального назначения для объектов
вооружения и военной техники.
«При этом большая часть продаж будет приходиться на изделия для
новых перспективных колесных и гусеничных шасси», — пояснил
Зелепухин, добавив, что это позволит обеспечить распределение
производства военной и гражданской продукции в соотношении,
близком к 50/50.
Стоит отметить, что заводы с огромной историей продолжают
модернизацию производства. Например, основанное в 1924 году
ивановское предприятие легкой промышленности по производству
парашютов и специальной одежды для российских военнослужащих
«Полет».
АО «Полет» — предприятие полного цикла по производству парашютных
систем. В структуру предприятия входят: собственные швейное
производство и металлопроизводство, конструкторское бюро,
текстильная и химическая лаборатории, собственная группа
испытателей.
«В 2011
году завод полностью развернул свои мощности на базе
новой площадки, которая в 2007-2011 гг. подверглась полной
реконструкции и модернизации. Тогда завод инвестировал в строительство
и реконструкцию производства, покупку раскройного и швейного
оборудования, ввод в эксплуатацию новой котельной,
благоустройство территории», — рассказала директор завода «Полет»
Юлия Портнова.
Она отметила, что на предприятии принята пятилетняя программа
дальнейшего развития технического перевооружения: закупка
современной автоматизированной техники, что позволит значительно
сократить сроки ввода в эксплуатацию новой производимой
предприятием техники.
Программа
импортозамещения
Из-за разрыва отношений с Украиной и западных санкций некоторые
российские заводы, использующие в своем производстве иностранные
комплектующие, оказались в сложной ситуации. Однако программа
импортозамещения, которая была утверждена российским
правительством, должна помочь справится с этой ситуацией.
Например, газотурбинные аппараты для российских десантных
кораблей, которые производились украинскими предприятиями,
сегодня могут разработать российские предприятия.
«Двигатели к катерам «Мурена» относятся к авиационному типу,
подобные установлены на вертолетах Ми-8. Двигатели к кораблю
способно разработать НПО «Сатурн» в городе Рыбинске», — сообщили
в «Объединенной судостроительной корпорации».
НПО «Сатурн»
(ОАО «Научно-производственное объединение «Сатурн»)
— российская машиностроительная компания, специализирующаяся
на разработке и производстве газотурбинных двигателей для авиации
и военно-морского флота. НПО «Сатурн» — единственная компания
Ярославской области, вошедшая в Перечень системообразующих
организаций России. Входит в состав госкорпорации «Ростех». НПО
Выпускает военные авиационные двигатели IV поколения АЛ-31Ф,
АЛ-31ФН, АЛ-31ФП, авиационные двигатели V поколения АЛ-41Ф1 для
ПАК ФА, семейство двигателей АЛ-55, двигатели для беспилотных
летательных аппаратов: 36МТ, 37-01Э, а также морские корабельные
двигатели М70ФРУ, М75РУ, М90ФР.
Подобная ситуация сложилась и с авиастроением. В этой отрасли
двигатели для некоторых самолетов также производились на Украине.
В этой связи российские предприятия начинают собственное
производство двигателей для самолетов. Сроки, стоит отметить,
сжатые. Так, Уфимское моторостроительное производственное
объединение (УМПО) в 2018 году начнет выпуск двигателей семейства
РД-33 для самолетов МиГ.
«Сроки нам установили до 31 декабря 2017 года, когда УМПО должно
полностью выйти на серийное производство этих двигателей. Данные
двигатели будут иметь четыре модификации. Если говорить о товарной продукции — это порядка 100-150 двигателей в год до 2025
года, это наш дополнительный объем, на который мы рассчитываем»,
— рассказал в интервью ТАСС управляющий директор завода Евгений
Семивеличенко.
УМПО — крупнейший производитель авиационных двигателей в России.
Входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию. Основными
видами деятельности являются разработка, производство, сервисное
обслуживание и ремонт турбореактивных авиационных двигателей и газоперекачивающих агрегатов, производство и ремонт узлов
вертолетной техники.
Также, на самарском предприятии Объединенной
двигателестроительной корпорации ПАО «Кузнецов» возобновляется
производство стратегических бомбардировщиков Ту-160. По словам
замминистра обороны РФ Юрия Борисова, уже в этом году Минобороны
РФ должно получить пять двигателей установочной партии в соответствии с заключенным контрактом.
Высокоточное
производство
Кроме того, предприятия «Объединенной приборостроительной
корпорации» продолжают запускать новые технологии по производству
микроэлектроники. По словам замгендиректора ОПК Андрея Чендарова,
в России завершили создание технологии под названием «Крутизна».
Он отметил, благодаря новой технологии увеличится
функциональность устройств, повысится производительность,
уменьшатся габариты новых приборов.
В этой связи доминирование иностранных компаний на рынке
микроэлектроники и их влияние на российское производство станет
меньше благодаря укреплению отечественной промышленности. Именно
поэтому создание электронно-компонентной базы — одна из главных
задач на повестке дня.
В этом плане космическая отрасль, которая также работает и на военных, продолжает наращивать производство.
Очередным успехом отрасли стало выведение на орбиту в начале
февраля космического аппарата «Глонасс-М» № 51 производства
компании «Информационные спутниковые системы» имени академика
М.Ф. Решетнёва».
Новый космический аппарат системы ГЛОНАСС сменил на орбите самый
долгоживущий в группировке спутник «Глонасс-М» № 14, который
переведён в орбитальный резерв. В итоге в орбитальной группировке
ГЛОНАСС по целевому назначению используются 22 космических
аппарата.
«Мы постоянно следим за современными тенденциями в области
спутникостроения, используем и создаем передовые технологии на всех этапах создания космических аппаратов. Ежегодно наша
компания вкладывает серьезные средства в модернизацию
производства, чтобы обеспечить изготовление конкурентоспособной
продукции в соответствии с высочайшими международными
стандартами», — сообщил генеральный директор «ИСС» им. Академика
М. Ф. Решетнева» Николай Тестоедов.
Компания «Информационные спутниковые системы» имени академика
М.Ф. Решетнева» — ведущее предприятие России по созданию
космических аппаратов связи, телевещания, ретрансляции,
навигации, геодезии.
Стоит отметить, что качественную связь для российской армии
обеспечивают не только спутники, но и наземные станции
производства «Рязанского Радиозавода». Техническое перевооружение
завода позволили дополнить парк оборудования заготовительного
производства, а рационализаторские предложения сотрудников завода
позволило сэкономить предприятию 788 тысяч рублей за 2015 год.
Рязанский радиозавод — российское государственное предприятие
электротехнической промышленности, структурная часть концерна
Созвездие, являющееся крупнейшим поставщиком средств связи для
Министерства обороны России.
«Разработки «Рязанского радиозавода» интересны и зарубежным
странам. В частности, переговоры о поставках ведутся с Ираком,
Саудовской Аравии, Кувейтом, Египтом, Нигерией», — рассказал
начальник отдела Рязанского радиозавода Александр Зинков.
В этом плане, российский оборонно-промышленный комплекс может не только обеспечить выполнение гособоронзаказа 2016 года, внедрив
программу импортозамещения, но и обеспечить выполнение
международных контрактов на поставку вооружений.
Автор: Михаил
РычаговФото: «ИСС» имени академика М. Ф.
Решетнёва"/Алексей Иванов ТРК «Звезда"/Минобороны РФ