Ил-80 (на главном фото) был разработан на ОКБ Ильюшина на излете
«холодной войны». Свой первый полет он совершил 29 мая 1985 года. После
чего его начали укомплектовывать оборудованием, необходимым для
осуществления главной функции — приема и передачи на наземные пункты
командной информации. Бортовой комплекс технических средств,
разработанный НТП «Полет», был создан и испытан к концу 1991 года. На
вооружение самолет был принят в 1992 году. Было построено 4 самолета с
регистрационными номерами СССР-86146, СССР-86147, СССР-86148 и
СССР-86149. В 1993 году номера были изменены на RA-86146, RA-86147,
RA-86148 и RA-86149.
Самолет на этапе его изготовления и
испытания был строго засекречен. В связи с чем его фотографии появились в
открытом доступе лишь в 1992 году. В соответствии с требованиями
обеспечения режима секретности самолеты были окрашены по схеме, принятой
для самолетов гражданской авиации. Как и большинство бортов специальной
авиации, Ил-80 не имеет вооружения.
Все четыре самолета были
приписаны к Отдельной авиационной эскадрилье управления и ретрансляции
8-й Авиационной дивизии особого назначения. В 1997 году были переданы в
сформированную 3-ю Авиационную эскадрилью в/ч 22737, базирующуюся на
подмосковном аэродроме «Чкаловский» при Государственном
летно-испытательном центре Министерства обороны РФ.
При
создании Ил-80 в качестве базового самолета был выбран широкофюзеляжный
авиалайнер Ил-86, который, по мнению экспертов, и поныне является самым
надежным гражданским самолетом в мире. Из 106 произведенных самолетов
было потеряно лишь 4. При этом не погиб ни один пассажир. К тому же
самолет довольно вместителен, принимает на борт до 350 пассажиров.
В случае возникновения реальной угрозы применения противником ядерного
оружия Ил-80 поднимается в воздух, взяв на борт Верховного
главнокомандующего Вооруженными силами, сопровождающих его лиц, а также
боевой расчет воздушного пункта управления, состоящий из оперативной
группы Генерального штаба во главе с дежурным генералом и технической
группы, отвечающей за бесперебойную работу специального оборудования
самолета.
Самолет максимально защищен от воздействия поражающих
факторов ядерного оружия, что частично можно определить по его внешнему
виду — по отсутствию иллюминаторов. В связи с секретностью, фотографии
салона и приборных отсеков отсутствуют. Но можно предположить, что
фюзеляж имеет защиту от проникающей радиации.
Все бортовые
приборные комплексы имеют защиту от электромагнитного импульса,
возникающего при взрыве ядерного заряда. Также внедрена система
радиоэлектронной борьбы. Все каналы приема и передачи информации
защищены, благодаря чему предотвращен перехват, а также подавление
информации.
Бортовой комплекс средств автоматизации
предназначен для сбора, хранения, обработки, отображения и передачи
информации, циркулирующей в сетях боевого управления Генерального штаба.
Он состоит из ЭВМ «Аргон-50», автоматизированных рабочих мест,
аппаратуры передачи данных и специальной аппаратуры, позволяющей
осуществлять доведение команд боевого управления до пунктов управления
пуском межконтинентальных баллистических ракет, атомных ракетных
подводных лодок и самолетов стратегической авиации.
Бортовой
узел связи обеспечивает многоканальную телеграфную и телефонную связь, а
также передачу данных по ультракоротковолновым, коротковолновым,
сверхдлинноволновым радиоканалам и космическим каналам.
Сверхдлинноволновая (СДВ) связь осуществляется при помощи выпускающейся
тросовой антенны, имеющей длину около 4 километров. Она позволяет
передавать команды на борт стратегических ракетных подводных лодок,
находящихся в погруженном положении. Поскольку лишь сверхдлиннные
радиоволны способны проникать сквозь толщу воды в несколько сотен
метров. СДВ обладает и еще одним положительным свойством, она не зависит
от состояния земной ионосферы, испытывающей значительные
электромагнитные возмущения из-за множественных ядерных взрывов.
В 2015 году на один из Ил-80 было установлено новое оборудование,
разработанное в НПП «Полет», которое позволяет более эффективно
реализовывать командные функции в чрезвычайных обстоятельствах.
Предполагается модернизация и трех других самолетов.
Следует
сказать, что Ил-80 входят в состав системы «Звено» наряду с двумя
самолетами-ретрансляторами Ил-82. Ретрансляторы созданы на базе
военно-транспортных Ил-76МД.
К самолету ВКП также относится
Ил-96−300ПУ, предназначенный для полетов президента. В нем установлена
аппаратура, которая позволяет вести управление вооружёнными силами в
случае ядерного конфликта. Также имеется оптоэлектронная станция
постановки помех для головок самонаведения ракет.
НПП «Полет»
сообщает, что в настоящий момент проводится разработка ВКП третьего
поколения. Он будет создан на базе авиалайнера Ил-96−400.
США
Американцы ввели в строй свой первый ВКП в 1962 году, модернизировав
топливозаправщик КС-135А, который в свою очередь был модернизированным
лайнером Boeing-707. Параллельно строили и ретрансляторы. И тоже на базе
топливозаправщика. Всего было построено 11 машин, получивших
обозначение ЕС-135.
Когда появился широкофюзеляжный
Boeing-747−200, то на его базе построили 4 ВКП Boeing Е4А. Смена
поколений «самолетов Судного дня» произошла в 1975 году.
Пассажирская кабина Е-4А разделена на шесть отсеков: рабочий кабинет
высшего военного руководства, две комнаты для совещаний, помещение для
оперативной группы, узел связи и комната отдыха. На верхней палубе
самолета была оборудована комната отдыха летного экипажа.
В 1985 году произошла модернизация самолетов, получивших название Е-4В.
В них была установлена штанга топливоприемника, благодаря чему
продолжительность полета с дозаправкой в воздухе была доведена до 72
часов. Была обновлена и приемо-передающая аппаратура. Существенным
новшеством стало появление канала сверхдлинноволновой связи, когда на
самолете была установлена тросовая антенна длиной около 8 километров.
Аппаратура связи аналогичная той, что установлена на Ил-80.
Экипаж E-4B может включать до 114 человек, включая команду операторов,
летный экипаж, группы обслуживания, связи и безопасности. E-4 оснащены
средствами защиты от различных поражающих факторов ядерного оружия,
включая электромагнитный импульс. Имеется система фильтрации от
радиоактивной пыли в системах забора и кондиционирования забортного
воздуха для вентиляции кабины и отсеков.
Помимо ВКП
объединенное стратегическое командование США располагает и 16-ю
самолетами-ретрансляторами Е-6 В, переделанными из Boeing-707−320С. На
них используется оборудование, снятое со списанных ЕС-135.
В
контексте статьи нельзя не упомянуть и американский борт номер один
С-32, созданный на базе Boeing 757−200. В 1998—1999 годах было выпущено 4
таких самолета, предназначенных для перевозки особо важных персон,
включая президента и его окружение. Они поступили в 1-ю эскадрилью 89-го
авиакрыла авиабазы Эндрюс.
Самолет оснащен новейшим
радиосвязным оборудованием, которое можно использовать и для
осуществления командой функции в экстренных ситуациях.
В 2006
году министр обороны США Дональд Рамсфельд объявил о намерении заменить
весь флот E-4B модернизированными до уровня ВКП на случай ядерной войны
президентскими С-32. Пока эти планы не реализованы. Однако в январе 2015
года главный финансист Министерства обороны США Майк МакКорд подал
заявку в конгресс на перепрограммирование и модификацию
коммуникационного оборудования президентского самолета с целью
приведения его к уровню требований, возлагаемых на ВКП.