Единое
радиолокационное поле над всей страной создается впервые со времен
СССР. Его основу составят самые мощные в мире РЛС "Воронеж". Их
строительство сейчас поставлено на поток.
Они будут сканировать воздушно-космическое пространство над Россией, а
также за тысячи километров от ее границ по всему их периметру. Первую
такую станцию "Воронеж-М" (М обозначает, что станция метрового
диапазона) начали строить в мае 2005 года в поселке Лехтуси
Ленинградской области. А уже в декабре 2006 года она была поставлена на
опытно-боевое дежурство. Это стало мировым рекордом по скорости
строительства и введения в эксплуатацию, пусть и пробную, столь сложного
радарного комплекса.
Как оказалось, специалисты НИИ дальней радиосвязи и других предприятий,
входящих в специализированный концерн "Радиотехнические и информационные
системы", разработали не просто новейшую и очень мощную РЛС, но и
первыми в мире реализовали технологию так называемой высокой заводской
готовности.
Радар, способный обнаруживать малоразмерные и высокоскоростные цели на
удалении в тысячи километров, имеет модульную конструкцию, собирается из
построенных и отлаженных еще на заводе блоков. Раньше станции с
аналогичными характеристиками возводили в сроки от пяти до девяти лет.
Сейчас за полтора года.
Станции метрового диапазона очень органично дополняют станции дециметрового диапазона "Воронеж-ДМ".
В феврале 2009 года в районе города Армавир в Краснодарском крае на
опытно-боевое дежурство была поставлена первая РЛС "Воронеж-ДМ". Два
корпуса РЛС имеют высоту с десятиэтажный дом.
В них расположен, образно говоря, электронный мозг станции. Немаловажно,
что самая современная аппаратура в основном отечественного
производства.
На огромном экране командного пункта высвечивается сектор обзора в
юго-западном и юго-восточном стратегических направлениях от Европы до
Индии. Армавирская РЛС способна засекать старты баллистических и
крылатых ракет с воздуха, земли и с подводных лодок на дальности до
шести тысяч километров.
Сверхскоростной компьютер мгновенно определяет траекторию полета
ракеты и место вероятного падения боеголовки.
Всего лишь один "Воронеж-ДМ" под Армавиром дает ту информацию, которую
раньше собирали с трех огромных РЛС, находившихся на территории
Азербайджана и Украины.
РЛС "Воронеж-ДМ" создана под руководством генерального конструктора НИИ дальней радиосвязи Сергея Сапрыкина.
Для читателей "РГ" Сергей Дмитриевич раскрыл некоторые секреты.
По его словам, модульность конструкции отечественных РЛС высокой
заводской готовности позволяет строить и вводить в эксплуатацию
мощнейшие радарные комплексы в любой точке России всего за полтора - два
года. Обслуживать их могут не более двухсот специалистов. Для
сравнения, на аналогичных объектах, построенных по старым проектам,
должны служить и работать тысячи специалистов высокой квалификации.
Про то, что США активно создают ЕвроПРО, знают, наверное, все.
Американцы всегда утверждали о высочайшей эффективности противоракетной обороны, которую они навязали европейцам.
Однако недавно появилась информация, что защита ЕвроПРО не очень и
эффективна. Впрочем, для наших специалистов это никогда секретом и не
было.
Генконструктор Сергей Сапрыкин считает, а в компетентности его мнения
сомневаться не стоит, что у американцев есть всего одна-единственная
радиолокационная станция ПРО, которая имеет характеристики, схожие с
теми, которыми обладает "Воронеж-ДМ".
Это циклопическая по размерам и весьма дорогая в обслуживании РЛС UEWR,
которая стоит на острове Гренландия и входит в систему национальной ПРО
США. По облику она схожа с еще советскими противоракетными радарами типа
"Дарьял". Работает в дециметровом диапазоне, имеет две антенны. Других
РЛС, близких по своим характеристикам к возможностям "Воронежа-ДМ", ни в
Соединенных Штатах, ни в других странах НАТО нет. А у нас сборка таких
радаров поставлена на конвейерный поток.
Российские технологии позволяют, например, в перспективе собирать
модульные РЛС не только военного назначения, но и те, которые будут
способны отслеживать космические опасности глобального масштаба, в
частности, своевременно обнаруживать астероиды и крупные метеориты,
опасно сближающиеся с нашей планетой. Получается, "воронежи" могут
защищать не только Россию, но и всю Землю.
Сейчас идет строительство радиолокационных станций нового поколения как
метрового, так и дециметрового диапазонов в Оренбургской области и в
Республике Коми. На боевое дежурство заступили РЛС типа "Воронеж-ДМ" под
Калининградом и "Воронеж-М" недалеко от Иркутска. А еще две РЛС под
Красноярском и в Алтайском крае на юге Средней Сибири начнут работать в
режиме опытно-боевого дежурства.
В дальнейшем планируется построить и ввести в строй еще несколько РЛС
типа "Воронеж-М" и "Воронеж-ДМ" в Амурской области, недалеко от Орска,
Воркуты и Мурманска. Дальность действия этих станций будет не менее
шести тысяч километров.
Россия обретет радиолокационную защиту не только воздушного, но и космического пространства.
Появление РЛС типа "Воронеж" оказалось очень своевременным. И будет вполне уместно вспомнить недавнюю историю.
В СССР существовала одна из лучших для своего времени система
предупреждения о ракетном нападении. В ее основе были РЛС, находившиеся
на территории Азербайджана, Белоруссии, Латвии и Украины. Распад Союза
разрушил ее целостность. В Прибалтике демонстративно взорвали вполне
работоспособную станцию типа "Дарьял" вскоре после обретения
независимости. Как предполагают эксперты, под давлением НАТО Киев закрыл
свои противоракетные радары типа "Днепр". Еще одна РЛС была в
Азербайджане в районе поселка Габала. Считалась самой мощной в мире. Но и
она прекратила свою работу. Лишь Беларусь выполняла и выполняет договор
с Россией по своей РЛС "Волга".
К 2000 году Россия фактически потеряла возможность получать
своевременные данные о ракетном нападении. Более того, еще в середине
1990-х с деградацией радиотехнических служб Войск
ПВО наша страна лишилась единого радиолокационного поля.
Если в СССР все воздушное пространство над огромной страной
круглосуточно контролировалось многочисленными радарными комплексами, то
РФ это было уже не по силам.
Об этом не говорилось, но и секретом не являлось - небо над новой
Россией оказалось в очень многих местах бесконтрольным. Не то что легкие
самолеты, но и большие
авиалайнеры могли летать без всякого радиолокационного сопровождения. И
случалось, когда пассажирский самолет, а тем более вертолет, падал
где-нибудь в тайге, его искали неделями, так как не было точно известно,
где именно он пропал.
И вот сейчас благодаря введению в строй мощнейших РЛС типа "Воронеж"
единое радиолокационное поле над территорией России практически
воссоздается заново.
Поскольку делается это на новой технологической базе, плотность контроля
воздушно-космической обстановки над всей территорией нашей страны и на
самых дальних подступах к ней будет выше, чем в советские времена.
Инфографика: Леонид Кулешов, Сергей Птичкин
Текст: Александр Бабакин, Сергей Птичкин