Они будут сканировать воздушно-космическое пространство над Россией, а также за тысячи километров от ее границ по всему их периметру. Первую такую станцию "Воронеж-М" (М обозначает, что станция метрового диапазона) начали строить в мае 2005 года в поселке Лехтуси Ленинградской области. А уже в декабре 2006 года она была поставлена на опытно-боевое дежурство. Это стало мировым рекордом по скорости строительства и введения в эксплуатацию, пусть и пробную, столь сложного радарного комплекса.
Как оказалось, специалисты НИИ дальней радиосвязи и других предприятий, входящих в специализированный концерн "Радиотехнические и информационные системы", разработали не просто новейшую и очень мощную РЛС, но и первыми в мире реализовали технологию так называемой высокой заводской готовности.
Радар, способный обнаруживать малоразмерные и высокоскоростные цели на удалении в тысячи километров, имеет модульную конструкцию, собирается из построенных и отлаженных еще на заводе блоков. Раньше станции с аналогичными характеристиками возводили в сроки от пяти до девяти лет. Сейчас за полтора года.
Станции метрового диапазона очень органично дополняют станции дециметрового диапазона "Воронеж-ДМ".
В феврале 2009 года в районе города Армавир в Краснодарском крае на опытно-боевое дежурство была поставлена первая РЛС "Воронеж-ДМ". Два корпуса РЛС имеют высоту с десятиэтажный дом.
В них расположен, образно говоря, электронный мозг станции. Немаловажно, что самая современная аппаратура в основном отечественного производства.
На огромном экране командного пункта высвечивается сектор обзора в юго-западном и юго-восточном стратегических направлениях от Европы до Индии. Армавирская РЛС способна засекать старты баллистических и крылатых ракет с воздуха, земли и с подводных лодок на дальности до шести тысяч километров.
Сверхскоростной компьютер мгновенно определяет траекторию полета ракеты и место вероятного падения боеголовки.
Всего лишь один "Воронеж-ДМ" под Армавиром дает ту информацию, которую раньше собирали с трех огромных РЛС, находившихся на территории Азербайджана и Украины.
РЛС "Воронеж-ДМ" создана под руководством генерального конструктора НИИ дальней радиосвязи Сергея Сапрыкина.
Для читателей "РГ" Сергей Дмитриевич раскрыл некоторые секреты.
По его словам, модульность конструкции отечественных РЛС высокой заводской готовности позволяет строить и вводить в эксплуатацию мощнейшие радарные комплексы в любой точке России всего за полтора - два года. Обслуживать их могут не более двухсот специалистов. Для сравнения, на аналогичных объектах, построенных по старым проектам, должны служить и работать тысячи специалистов высокой квалификации.
Про то, что США активно создают ЕвроПРО, знают, наверное, все.
Американцы всегда утверждали о высочайшей эффективности противоракетной обороны, которую они навязали европейцам.
Однако недавно появилась информация, что защита ЕвроПРО не очень и эффективна. Впрочем, для наших специалистов это никогда секретом и не было.
Генконструктор Сергей Сапрыкин считает, а в компетентности его мнения сомневаться не стоит, что у американцев есть всего одна-единственная радиолокационная станция ПРО, которая имеет характеристики, схожие с теми, которыми обладает "Воронеж-ДМ".
Это циклопическая по размерам и весьма дорогая в обслуживании РЛС UEWR, которая стоит на острове Гренландия и входит в систему национальной ПРО США. По облику она схожа с еще советскими противоракетными радарами типа "Дарьял". Работает в дециметровом диапазоне, имеет две антенны. Других РЛС, близких по своим характеристикам к возможностям "Воронежа-ДМ", ни в Соединенных Штатах, ни в других странах НАТО нет. А у нас сборка таких радаров поставлена на конвейерный поток.
Российские технологии позволяют, например, в перспективе собирать модульные РЛС не только военного назначения, но и те, которые будут способны отслеживать космические опасности глобального масштаба, в частности, своевременно обнаруживать астероиды и крупные метеориты, опасно сближающиеся с нашей планетой. Получается, "воронежи" могут защищать не только Россию, но и всю Землю.
Сейчас идет строительство радиолокационных станций нового поколения как метрового, так и дециметрового диапазонов в Оренбургской области и в Республике Коми. На боевое дежурство заступили РЛС типа "Воронеж-ДМ" под Калининградом и "Воронеж-М" недалеко от Иркутска. А еще две РЛС под Красноярском и в Алтайском крае на юге Средней Сибири начнут работать в режиме опытно-боевого дежурства.
В дальнейшем планируется построить и ввести в строй еще несколько РЛС типа "Воронеж-М" и "Воронеж-ДМ" в Амурской области, недалеко от Орска, Воркуты и Мурманска. Дальность действия этих станций будет не менее шести тысяч километров.
Россия обретет радиолокационную защиту не только воздушного, но и космического пространства.
Появление РЛС типа "Воронеж" оказалось очень своевременным. И будет вполне уместно вспомнить недавнюю историю.
В СССР существовала одна из лучших для своего времени система предупреждения о ракетном нападении. В ее основе были РЛС, находившиеся на территории Азербайджана, Белоруссии, Латвии и Украины. Распад Союза разрушил ее целостность. В Прибалтике демонстративно взорвали вполне работоспособную станцию типа "Дарьял" вскоре после обретения независимости. Как предполагают эксперты, под давлением НАТО Киев закрыл свои противоракетные радары типа "Днепр". Еще одна РЛС была в Азербайджане в районе поселка Габала. Считалась самой мощной в мире. Но и она прекратила свою работу. Лишь Беларусь выполняла и выполняет договор с Россией по своей РЛС "Волга".
К 2000 году Россия фактически потеряла возможность получать своевременные данные о ракетном нападении. Более того, еще в середине 1990-х с деградацией радиотехнических служб Войск ПВО наша страна лишилась единого радиолокационного поля.
Если в СССР все воздушное пространство над огромной страной круглосуточно контролировалось многочисленными радарными комплексами, то РФ это было уже не по силам.
Об этом не говорилось, но и секретом не являлось - небо над новой Россией оказалось в очень многих местах бесконтрольным. Не то что легкие самолеты, но и большие авиалайнеры могли летать без всякого радиолокационного сопровождения. И случалось, когда пассажирский самолет, а тем более вертолет, падал где-нибудь в тайге, его искали неделями, так как не было точно известно, где именно он пропал.
И вот сейчас благодаря введению в строй мощнейших РЛС типа "Воронеж" единое радиолокационное поле над территорией России практически воссоздается заново.
Поскольку делается это на новой технологической базе, плотность контроля воздушно-космической обстановки над всей территорией нашей страны и на самых дальних подступах к ней будет выше, чем в советские времена.