Время
от времени в российских СМИ и соцсетях разгораются дискуссии
относительно перспектив отечественного подводного флота. Одни авторы
говорят о сложностях, которые преодолевают российские инженеры, создавая
новые дизель-электрические подводные лодки, другие недоумевают, зачем
это нужно, если у нас есть недоступная для большинства стран мира
возможность строить и содержать атомные субмарины...
Проект подводных лодок 677 (шифр
"Лада"), известный своими экспортными модификациями "Амур", собрал
много противоречивых отзывов. То его называют мегаперспективным, то
ругают и предлагают забыть о нем, бросив высвободившиеся ресурсы на
производство АПЛ. Буквально за один месяц - январь 2016 года - ТАСС и
РИА "Новости" со ссылкой на различные источники в военном ведомстве
распространили полностью противоречащие друг другу сообщения.
Одно - о том, что проект фактически закрывается, другое - о том, что
вопрос прекращения строительства "Лад" даже не оговаривался...
С чего вдруг такие противоречия, споры?
Чтобы
понять это, стоит сказать пару слов об истории подводного флота. Еще
несколько десятилетий назад часть инженеров и военных моряков уверовала в
то, что "дизельные" подводные лодки себя изжили, и что магистральным
путем развития подводного флота является путь атомный. В связи с этим
США и Великобритания полностью прекратили строительство неатомных
подводных лодок. Три страны - Россия, Франция и Китай - сохранили
комбинированный подводный флот
(при этом Париж неатомные ПЛ сейчас строит только на экспорт). Остальные
государства не могли позволить себе атомный флот по
материально-техническим и научным причинам - и продолжали развивать
"дизели".
Казалось
бы, атомные державы могли наслаждаться своим преимуществом и навсегда
забыть об отживающий свой век "дизелях", но все оказалось не так просто.
Конечно, АПЛ обладают целым рядом неоспоримых преимуществ. Самое важное
из них - это автономность, возможность находится на глубине на
протяжении значительного промежутка времени. Но все же... Не все так
однозначно. Оказалось, что у подводных лодок тоже работает принцип
"кесарю кесарево". Во-первых, применение атомных двигателей в некоторых
морях ограничено на уровне международного права. В частности, это
касается такого сложного для нас сегодня Черного моря. Кто будет
защищать там российские интересы под водой, если АПЛ заводить туда
нельзя? Во-вторых, АПЛ проблематично использовать в небольших замкнутых
морях и невозможно - на мелководье. В-третьих, строительство и
эксплуатация АПЛ обходится в разы дороже своих дизель-электрических
собратьев.
Но
и этим преимущества неатомных подводных лодок не исчерпываются. У них
есть такие важнейшие черты, как малошумность и маневренность!
В
2003 году на учениях в Атлантическом океане шведская неатомная
подводная лодка типа "Готланд" уверенно победила в дуэли французскую
атомную субмарину. А затем в Средиземном море - американскую. Конфуз,
однако. У "дизелей", оказываются, есть перспективы! Да еще и какие!
Беда
только в том, что Россия долгое время не могла строить
дизель-электрические подводные лодки такого класса (4 поколения), как
шведы, немцы и представители еще некоторых "военно-морских стран".
Большим недостатком подводных лодок устаревающих моделей, к которым, к
сожалению, относятся и наши заслуженные "Варшавянки" в их сегодняшнем
виде, является необходимость регулярно пополнять запасы воздуха, без
которых субмарина не может длительное время идти с большой скоростью. А
когда подлодка "всплывает подышать" она становится чрезвычайно уязвима.
У
"Варшавянки" было множество преимуществ - например, малошумность, из-за
которой в НАТО ее даже прозвали "Черной дырой", но с автономностью у
нее - полная беда.
Однако
конструкторы целого ряда стран, в том числе и шведы, решили вопрос
автономности, разработав анаэробные энергетические установки,
позволяющие неатомным подводным лодкам погружаться на срок до 1000
часов. Советский Союз, бывший одним из флагманов в сфере строительства
подводных лодок, в этом конкретном направлении подотстал. А потом СССР
развалился, и исследования начали вообще пробуксовывать...
Надежду на решение проблемы дал проект ЦКБ "Рубин" "Лада".
Подводная скорость кораблей проекта должна достигать 21 узла, надводная - 10. Предельная глубина
погружения - 300 метров. Автономность плавания - до 45 суток. Экипаж -
35 человек. Вооружение - 6 торпедных аппаратов, 18 торпед, до 44 мин,
установка вертикального пуска на 10 ракет "Оникс" или "Калибр". И самое
главное - у них есть анаэробные двигатели!
Разработка
"Лады" началась еще в 1989 году, но первый корабль "Санкт-Петербург"
был заложен только в 1997-ом. На воду он был спущен в 2006 году, но, у
него был выявлен ряд проблем и недоработок (в том числе - с анаэробным
двигателем, который категорически не хотел показывать заявленную
мощность). СМИ сообщают, что "Санкт-Петербург" до сих пор находится на
опытной эксплуатации.
Ряд
военные руководителей достаточно нервно отреагировал на проблемы
субмарины с двигателем и акустикой. И уже в 2011 - 2012 году в ее адрес
начали "метать молнии". Время от времени звучали рассуждения о том, что
проект нужно закрывать... Строительство второй лодки проекта
замораживалось. Но, тем не менее, сейчас благополучно строится две
субмарины, и, судя по всему, проект будет продолжен.
Более того, к "Амуру" уже
проявили интерес военные Марокко и Индонезии.
Судя
по всему, новые лодки будут еще более малошумны, чем легендарная
"Варшавянка". И их неоспоримым преимуществом будет мощнейшее вооружение.
По
мнению инженеров, по акустике "Лада" в принципе превосходит все
строящиеся в мире лодки. А все проблемные вопросы с двигателями они
обещают решить. В этом случае Россия не только догонит, но и перегонит
основных конкурентов - шведов ("Готланд") и немцев (проект 212), так как
"Лады" будут, не уступая в энергетике, опережать их в вооружении и
акустике...
Правда, в ряде стран уже
идут работы над
созданием подводных лодок принципиально нового, 5-го поколения, у
которых будет единый двигатель для подводного и надводного хода. И очень
важно догнать команды, работающие в этом направлении. Ведь, как
показывает опыт, несмотря на серьезные преимущества, атомные подводные
лодки могут решить далеко не все задачи, стоящие перед нашими военными
моряками. В отличие от американцев, сразу от берега выходящих на
океанские просторы, мы должны защищать свое черноморское и балтийское
побережье...