Испытания
морской компоненты американской ПРО осуществляются на Тихоокеанском
ракетном полигоне ВМС США «Баркинг Сэндз». Он был основан в 1966 году
после передачи находившейся здесь базы ВВС флоту. Основная береговая
инфраструктура полигона сосредоточена на западном побережье острова
Кауаи. На участке побережья протяженностью 11 км и общей площадью 14,7
км² находятся: центр управления, пункты контроля воздушной, надводной и
подводной обстановки, стартовые площадки с оборудованием для запуска
ракет и аэродром с полосой размером 1830х45 м. Частью полигона является
прилегающая акватория площадью около 3,1 тыс. км². Для контроля
подводной обстановки в близлежащих водах на глубинах от 700 до 4 600
метров установлено более 60 гидрофонов. Формально в состав полигона
входит также контролируемое воздушное пространство вокруг Гавайских
островов, площадью более 100 тыс. км², известное как "Зона ПВО Гавайских
островов". Достоинствами полигона являются его удалённость от
густонаселённых участков суши и мягкий тропический климат.
Созданный
здесь комплекс системы объективного контроля служит для обеспечения
учебно-боевой подготовки экипажей подводных лодок, надводных кораблей и
самолетов. На полигоне велись испытания и оценка вооружения и
военно-морской техники в условиях, приближенных к боевым. Для этого в
ходе учений и испытаний создаётся сложная помеховая обстановка
средствами РЭБ. Работы в рамках разработки противоракетных систем
начались здесь практически с самого момента основания полигона. Со
стартовых площадок острова Кауаи осуществлялся запуск ракет-мишеней
"Стар" при испытаниях противоракет "Спартан", стартовавших с атолла
Кваджелейн.
Всего
с 1958 года на полигоне «Баркинг Сэндз» проведено более 6000 различных
испытаний и учений в интересах Министерства обороны, Министерства
энергетики США и НАСА. Также в проводимых на полигоне учениях принимали
участие боевые корабли и авиация вооруженных сил Австралии, Канады,
Республики Корея и Японии. В 1962 году с ракетного крейсера "Этен
Аллен" в акватории полигона «Баркинг Сэндз» стартовала ракета с ядерной
БЧ. Пролетев 2 200 км, она взорвалась на высоте 3 400 метров в районе
острова Рождества в Тихом океане.
Снимок Google earth: радарный комплекс полигона «Баркинг Сэндз»
С
ракетного полигона на острове Кауаи для тестирования и настройки систем
раннего ракетного предупреждения производились пуски ракет-мишеней
STARS. Эта ракета-носитель создана с использованием первых двух ступеней
БРПЛ «Поларис-A3», в качестве третьей ступени применён твердотопливный
блок ORBUS-1A.
В последние годы на полигоне «Баркинг Сэндз»
проходили заключительные этапы испытаний противоракетных систем "Иджис" и
THAAD. Во время проведения наиболее ответственных испытаний по
программе ПРО, к имеющимся на полигоне средствам объективного контроля
подключаются РЛС и телеметрические станции на Гавайях. Так
телеметрическая информация принимаемая средствами ВВС на острове Оаху,
по оптоволоконному кабелю передается в командный центр полигона.
Видеофиксацию обеспечивают оптические станции ВВС на острове Мауи.
Наиболее
значимыми работами, выполненными на Тихоокеанском ракетном полигоне,
считаются испытания, проведённые в ходе разработки и совершенствования
корабельной многофункциональной системы управления оружием "Иджис".
В
ходе испытаний противоракета «Стандарт-3» мод. 1 (SM-3 Block I),
запущенная 24 февраля 2005 года с борта крейсера УРО "Лейк Эри",
уничтожила ракету-мишень, стартовавшую с наземной пусковой установки
«Баркинг Сэндз».
Снимок Google earth: ракетный полигон «Баркинг Сэндз»
Работы
по программе противоракетной обороны, осуществляемые на полигоне, не
ограничиваются только запуском ракет-мишеней. Так, 4 августа и 28
августа 2005 года были запущены суборбитальные ракеты. Целью этих
запусков являлось тестирование систем обнаружения и выполнения работ по
сбору базы сигнатур баллистических целей.
В 2006 году в «Баркинг
Сэндз» с континентальной части США с полигона «Уайт Сэндз» для
проведения завершающего этапа испытаний была доставлена противоракетная
система сухопутных войск THAAD. В данной противоракетной системе
реализована концепция кинетического перехвата, подразумевающая прямое
попадание противоракеты в цель. В ходе испытаний была успешно поражена
мишень, имитирующая ракету типа «Скад», запуск которой был осуществлён с
мобильной платформы в Тихом океане. В качестве имитаторов БР «Скад»
использовались ракеты-мишени "Шторм" (первой ступенью служит
модернизированный двигатель ОТР "Сержант", а второй - третья ступень МБР
"Минитмэн-1 ") и "Гера" (на базе второй и третьей ступеней МБР
"Минитмэн-2").
В конце октября 2007 года, после окончания
испытаний одна батарея THAAD приступила к несению опытно-боевого
дежурства в восточной части острова Кауаи. 5 июня 2008 года с плавучей
платформы была запущена еще одна ракета-мишень типа, успешно
перехваченная на высоте около 22 км. Из четырнадцати пусков на полигоне
«Баркинг Сэндз», осуществлённых с ноября 2006 по октябрь 2012 года,
одиннадцать были успешными. Мобильная противоракетная система наземного
базирования для высотного заатмосферного перехвата ракет средней
дальности THAAD в настоящий момент принята на вооружение в США. Поставки
комплектов для пятой батареи в Форт-Блиссе (шт. Техас) должны были
завершиться в 2015 году. Известно о намерении Катара, ОАЭ и Южной Корее
приобрести противоракетные системы THAAD.
В ходе испытаний для
уточнения параметров полёта ракет-мишеней задействовалась РЛС морского
базирования SBX с АФАР, представляющая собой плавучую радиолокационную
станцию, установленную на самоходную полупогружающуюся нефтяную
платформу CS-50. Данная платформа построена в 2001 году на российской
Выборгской судоверфи. CS-50 изначально строилась для нефтедобычи на
шельфе Северного моря. Радиолокационная станция SBX предназначена для
обнаружения и слежения за космическими объектами, в том числе
высокоскоростными и малогабаритными, а также выработки данных для
целеуказания системам ПРО. По американским данным дальность обнаружения
целей с ЭПР 1 м² доходит до 4 900 км. На Аляске в порту Адак для
плавучей РЛС SBX сооружен специальный пирс. Предполагается, что SBX,
находясь в этом месте, будет нести боевое дежурство, контролируя
западное ракетоопасное направление и выдавать в случае необходимости
целеуказание американским противоракетам, развёрнутым на Аляске.
Снимок Google earth: РЛС ПРО SBX во время стоянки в Пёрл-Харборе
27
апреля 2007 года в акватории полигона успешно прошла проверка
возможности уничтожения с использованием системы "Иджис" двух
баллистических ракет одновременно. С октября 2009 по август 2010 года
здесь проходили испытания корабельных противоракетных систем с
привлечением боевых кораблей ВМС Южной Кореи и Японии.
21 февраля
2008 года с борта крейсера УРО "Лейк Эри" была запущена противоракета
"Стандарт-3" мод. 1А (SM-3 Block IA), успешно поразившая потерявший
управление американский ИСЗ на высоте 247 км.
30 июля 2009 года в
ходе учений ВМС США с полигона на острове Кауаи стартовала
баллистическая ракета, она была перехвачена противоракетой с эсминца УРО
DDG-70 «Хоппер».
ВМС
США планируют оснастить противоракетной системой «Иджис» 62 эсминца и
22 крейсера. В результате общее количество противоракет SM-3 на боевых
кораблях ВМС США в 2015 году должно было быть доведено до 436 единиц, а в
2020 до 515 единиц. Кроме того на острове Кауаи в апреле 2015 года была
сдана в эксплуатацию база для испытания системы «Иджис», адаптированной
для наземного базирования.
На
наземной испытательной базе системы «Иджис» предусмотрено возведение
здания для размещения систем обработки информации, позиции для установки
антенны в радиопрозрачном обтекателе, стартовой позиции ракет,
резервного электрогенератора и других элементов инфраструктуры. Также
предусматривалось строительство наземного объекта системы «Иджис» на
континентальной части территории США в Мурстауне, штат Нью-Джерси.
Таким
образом можно отметить, что Тихоокеанский полигон ВМС США «Баркинг
Сэндз» играет ключевую роль в испытаниях противоракетной системы
сухопутных войск THAAD и корабельной противоракетной системы «Иджис».
Самым
северным американским ракетным полигоном тихоокеанской зоны является
Стартовый комплекс «Кадьяк» - расположенный на одноимённом острове у
берегов Аляски. Стартовые сооружения были возведены на мысе Нэрроу
острова Кадьяк. Этот объект вступил в строй в 1998 году и был построен
частным подрядчиком на деньги акционеров, контрольный пакет акций
комплекса «Кадьяк» контролирует правительство штата Аляска.
Стартовый
комплекс «Кадьяк» является успешным примером сотрудничества
американского правительства с частным подрядчиком. Примечательно, что с
объекта, который не принадлежит правительству США, в процессе отработки
элементов ПРО, с конца 1998 по 2008 год включительно осуществлялись
запуски ракет-мишеней. В этом качестве использовались снятые с
вооружения БРПЛ "Поларис-A3".
Согласно официально
декларированным заявлениям, стартовый комплекс у берегов Аляски в первую
очередь предназначен для вывода на полярные либо высокоэллиптические
орбиты небольших космических аппаратов с помощью ракет-носителей лёгкого
класса. Однако, по мнению ряда экспертов, этот объект был специально
построен, чтобы стартовавшие с острова Кадьяк ракеты-мишени как можно
ближе к реальности имитировали траекторию полета МБР, запущенных в
сторону США с территории России. Можно отметить, что после выхода США из
договора по ПРО, тенденцией последнего десятилетия является увеличение
интенсивности работ по противоракетной тематике и постепенный перенос
основной доли испытаний противоракетного оружия в Тихоокеанскую зону.
Ракета-носитель «Минотавр» на стартовом комплексе «Кадьяк»
Другой
интересной особенностью комплекса «Кадьяк» стало использование здесь
для запуска космических аппаратов ракет-носителей «Минотавр».
Американские твердотопливные ракеты-носители семейства «Минотавр»
разработаны компанией «Орбитальная научная корпорация» по заказу ВВС США
на основе маршевых ступеней МБР «Пискипер» и «Минитмен». Так как
законодательство США запрещает продажу правительственного оборудования
военного назначения, ракеты «Минотавр» могут использоваться только для
запусков правительственных космических аппаратов, и не доступны для
коммерческого использования.
Пуск ракеты-носителя «Афина-1» со стартовой площадки на острове Кадьяк
По
всей видимости, стартовый комплекс «Кадьяк», не смотря на статус
акционерного общества, в ближайшем будущем будет заниматься запусками
только в интересах Министерства обороны США. С 1998 года здесь, помимо
военных стартов, планировалось запускать ракеты лёгкого класса
«Афина-1». Первый и, скорей всего, последний пробный запуск этой ракеты с
мыса Нэрроу, вывезшей на орбиту лёгкий спутник Starshine-3, состоялся
29 сентября 2001 года в интересах НАСА.
25 августа 2014 года
через несколько секунд после запуска с острова Кадьяк по команде с земли
по причине сбоя в системе управления была подорвана трехступенчатая
твердотопливная ракета STARS IV. При создании ракеты-носителя STARS IV
использованы две ступени от ракет «Поларис-A3» и твердотопливный блок
ORBUS-1A. Целью запуска было испытание перспективного гиперзвукового
летательного аппарата - AHW. Это оружие создаётся в рамках проекта
«Быстрый глобальный удар». Согласно этой концепции Министерства обороны
США ведётся разработка глобальных систем вооружения, способных поражать
цели в любых регионах мира не более чем через один час после запуска.
Космодром
«Уоллопс» является одним из наиболее старых американских ракетных
испытательных центров. Его стартовые площадки находятся на одноимённом
острове, отделённом от восточного побережья мелководным заливом Богс.
Космодром состоит из трёх отдельных участков общей площадью 25 км²:
острова Уоллопс, где находится стартовый комплекс, основной базы и
аэродрома на материке.
Первоначально космодром был основан в 1945
году как «Испытательный центр на острове Уоллопс». Здесь велись
аэродинамические исследования и испытания реактивных двигателей, лёгких
ракет, высотных аэростатов и беспилотных летательных аппаратов. В первые
годы существования исследования, проводимые в Уоллопс,
концентрировались на получении данных о движении на околозвуковых и
низких сверхзвуковых скоростях. С самого начала большей частью
исследовательских работ в испытательном центре руководили гражданские
специалисты. После создания в 1958 году НАСА испытательный центр перешел
в ведение Космического агентства и был подчинён «Центру космических
полетов Годдарда».
Старт ракеты «Маленький Джо»
По
мере накопления опыта сотрудниками центра и совершенствования
материально технической базы росли масса и габариты запускаемых ракет.
Если в начале 40-х это были в основном лёгкие метеорологические ракеты
типа «Супер Локки», то к концу 50-х здесь для отработки пилотируемых
капсул и средств спасения начали запускать исследовательские ракеты
«Маленький Джо».
В 50-е годы в США много внимания уделяли
разработке эффективных рецептур для твердотопливных реактивных
двигателей ЗУР, БРПЛ, МБР и РН. Как известно твердотопливные ракеты
более безопасны и имеют меньшие эксплуатационные расходы.
Неудачная
попытка запуска опытной двухступенчатой твердотопливной ракеты
«Скаут-Х» с острова Уоллопс была предпринята 18 апреля 1960 года. Сам
старт прошел успешно, но ракета рассыпалась в воздухе в процессе
отделения первой ступени. В дальнейшем ракета прошла доработку,
количество ступеней возросло до четырёх и в ней были использованы узлы и
компоненты, успешно апробированные в ракетах военного назначения UGM-27
Polaris и MGM-29 Sergeant.
Старт РН «Скаут»
Первый
удачный запуск ракеты-носителя лёгкого класса «Скаут» со спутником
Explorer 9 для исследования верхних слоёв атмосферы состоялся 15
февраля 1961 года. Было создано несколько вариантов ракет-носителей
семейства «Скаут», отличавшихся друг от друга двигателями, количеством
ступеней и системой управления. Эти достаточно надёжные ракеты-носители
использовалась как военными, так и НАСА, в том числе и в ходе реализации
международных космических программ. Всего до 1994 года включительно
было запущено более 120 ракет «Скаут».
Снимок Google earth: контрольно-измерительный комплекс космодрома «Уоллопс»
В
1986 году NAСА построило на территории космодрома
контрольно-измерительный комплекс для слежения и управления полетом.
Приёмо-передающая аппаратура с диаметром антенн 2,4—26 м обеспечивает
прием и высокоскоростную передачу данных, поступающих с объектов
непосредственно их владельцам. Технические характеристики
контрольно-измерительного комплекса позволяют осуществлять траекторные
измерения объектов на удалении 60 тыс. км с точностью 3 м по дальности, и
до 9 см/с по скорости. Центр управления космодрома «Уоллопс»
осуществляет научное сопровождение и участвует в управлении полетами
всех орбитальных космических аппаратов и межпланетных станций научной
направленности и задействуется в интересах Восточного ракетного полигона
ВВС. За время существования с космодрома «Уоллопс» осуществлено свыше
15 000 запусков ракет различных типов.
В
2006 году часть космодрома была сдана в аренду частной аэрокосмической
корпорацией и стала использоваться для коммерческих запусков под
названием «Среднеатлантический региональный космопорт». В 2013 году с
острова Уоллопс РН «Mинотавр-V» был запущен зонд Lunar Atmosphere and
Dust Environment Explorer, предназначенный для изучения Луны.
В
90-е американская компания «Аэроджет Рокетдайн» заключила контракт с
СНТК им. Кузнецова на закупку 50 кислородно-керосиновых ракетных
двигателей НК-33 по цене 1 млн. долларов США. В США эти двигатели после
модернизации компанией «Аэроджет» и получения американских сертификатов
получили обозначение - AJ-26. Они используются в первых ступенях РН
«Антарес», запуски которых также осуществляются с Космодрома «Уоллопс».
28 октября 2014 года при попытке запуска, едва оторвавшись от стартового
стола, взорвалась ракета-носитель «Антарес» с кораблём «Сигнус». При
этом стартовые сооружения были серьёзно повреждены.
В последнее
время администрация космодрома вынуждена тратить значительные средства
на укрепление береговой линии и возведение дамб. Из-за повышения уровня
моря остров Уоллопс ежегодно теряет 3-7 метров берега. Некоторые
подъездные пути и сооружения за последние пять лет были восстановлены
несколько раз. Но, учитывая важность космодрома для американской
космической программы, НАСА вынуждено мериться с этим.
Кроме
вышеперечисленных испытательных ракетных полигонов и космодромов в США
есть ряд объектов, где проводятся испытания ракетной техники и
исследования, связанные с космической отраслью. Традиционно наиболее
крупные испытательные центры находятся в ведении оборонного ведомства.
Особое
место в истории американской авиации и космонавтики занимает Авиабаза
«Эдвардс», известная также как – «Центр летных испытаний ВВС США». Она
была основана в 1932 году как тренировочный полигон для бомбометаний. На
авиабазе имеется самая длинная в США посадочная полоса, протяженностью –
11,9 км. Она предназначена для приземления «челноков». Рядом с полосой,
на грунте, изображен огромный компас диаметром около мили. Здесь
испытывались, а затем неоднократно совершали посадки после пребывания в
космосе многоразовые космические корабли "Спейс Шаттл". Достоинством
базы является уникальное географическое положение. Она расположена в
пустынной малонаселенной местности, на месте дна высохшего соляного
озера, где довольно гладкая и прочная поверхность. Это существенно
облегчает строительство и расширение взлётно-посадочных полос. Сухая и
солнечная погода с большим количеством солнечных дней в году
благоприятствует проведению лётных испытаний авиационной и ракетной
техники.
Снимок Google earth: Авиабаза «Эдвардс»
19
июля 1963-го здесь на экспериментальном пилотируемом реактивном
аппарате Х-15 установлены рекорды скорости (6,7 М) и высоты полета
(106 км). В 1959 году с опытной ШПУ было запущено 8 первых
твёрдотопливных МБР "Минитмен". В рамках программы создания многоразовых
пилотируемых космических аппаратов "Спейс Шаттл" на авиабазе с 22
декабря 1966 по 17 июля 1970 года проходил испытания ракетоплан с
несущим корпусом Northrop HL-10 Lifting Body.
Ракетоплан Northrop HL-10 на вечной стоянке авиабазы «Эдвардс»
Весьма
необычно выглядящий HL-10 Lifting Body использовался для изучения и
проверки возможности посадки и безопасного маневрирования на летательном
аппарате с низким аэродинамическим качеством. Он имел почти круглую в
миделе верхнюю поверхность с тремя килями и плоское, немного выгнутое
днище. Ракетоплан оснащался двигателем, который до этого применялся на
Х-15. Во время испытательных полётов HL-10 поднимался в воздух, будучи
подвешенным под бомбардировщик В-52. За весь период испытаний было
выполнено 37 полётов. При этом HL-10 достиг рекордных для всех
ракетопланов с несущим корпусом показателей скорости (1,86 М) и высоты
полета (27,5 км).
13 сентября 1985 года авиабаза «Эдвардс» стала
местом, откуда взлетел модернизированный истребитель F-15, уничтоживший
ракетой ASM-135 неработающий спутник Р78-1 "Солуайнд".
Северо-восточную
часть территории авиабазы занимает «Филиал научно-исследовательской
лаборатории ВВС», основанный в 1953 году. Здесь создаются и проходят
испытания твёрдотопливные и жидкостные реактивные двигатели и ракеты.
Специалисты филиала внесли большой вклад в создание и испытания
двигателей ракет: "Атлас", "Бомарк", "Сатурн", "Тор", "Титан" и MX, а
также основного двигателя "Шаттла". Последним достижением является
участие в реализации программы по созданию противоракетных систем нового
поколения, включая противоракетный комплекс театра военных действий
THAAD.
«Лётно-исследовательский центр им. Армстронга» (до 1 марта
2014 года им. Драйдена), находящийся в ведении НАСА, делит территорию
авиабазы «Эдвардс» с военными. В настоящее время основными направлениями
работ центра являются создание двигателей, работающих на альтернативном
топливе, двигателей, использующих солнечную энергию, исследования
полётов в атмосфере на гиперзвуковых скоростях и создание беспилотных
аппаратов с непрерывной продолжительность полёта более 100 часов.
Снимок
Google earth: твердотопливные ракетные ускорители, использовавшиеся для
запуска "Спейс Шаттл" рядом с тяжелым БПЛА «Глобал Хок»
На
авиабазе наряду с другими программами ведутся исследования в области
криогенных ракетных двигателей с целью создания гиперзвуковых крылатых
ракет. Разработка ракет X-51A идёт в рамках концепции «быстрого
глобального удара». Основная цель программы — сократить подлётное время
высокоточных крылатых ракет.
«Западный испытательный полигон ВМС»
в основном используется для испытаний морских ракетных систем
вооружения. Инфраструктура и средства объективного контроля полигона
используются в интересах ВВС, сухопутных войск, НАСА, а также для
обеспечения совместных учений с вооруженными силами дружественных
иностранных государств. На полигоне в Калифорнии для проведения
комплекса испытаний имеется вся необходимая инфраструктура: стартовые
позиции ракет, пункты слежения и траекторных измерений и центр
управления. Все объекты расположены вдоль побережья на общей территории с
измерительным комплексом Пойнт-Мугу. На Западном полигоне ВМС с 1955 по
2015 год было запущено около 3000 ракет. По большей части это были
зенитные, противокорабельные и крылатые ракеты, предназначенные для
поражения наземных целей, в том числе и иностранного производства.
Однако здесь также проходили испытательные и контрольно учебные пуски
ОТР и БРПЛ. В 2010 в этом районе прошло очередное испытание боевого
лазера, установленного на борту самолета Боинг 747-400. Мишенями служили
баллистические ракеты, запущенные с плавучей платформы в акватории
полигона и с острова Сан-Николас в 100 км от Пойнт-Мугу.
Снимок Google earth: самолёты С-2 и Е-2С на стоянке аэродрома Пойнт-Мугу
В
Пойнт-Мугу находится одноименная авиабаза морской авиации с основной
ВПП длиной 3380 м. С 1998 года она является местом приписки палубных
самолетов ДРЛО Е-2С "Хокай" авианосцев Тихоокеанского флота ВМС США. На
прилегающих к взлётной полосе участках имеется подготовленные
бетонированные площадки для пусковых установок ракет. Ближе к побережью
развернуты оптические, радиолокационные средства слежения и траекторных
измерений, а также аппаратура приёма телеметрической информации и
станция службы единого времени.
Снимок Google earth: самолеты, используемые для имитации противника на аэродроме Пойнт-Мугу
На
аэродроме также базируются самолёты специальной авиагруппы обеспечения и
контроля учебных и испытательных пусков ракет. К проведению масштабных
учений боевых кораблей и морской авиации для создания максимального
реализма боевой обстановки привлекаются боевые самолёты иностранного
производства, принадлежащие частной компании АТАК. Кроме авиационной
техники в распоряжении компании имеется аппаратура постановки помех и
имитаторы противокорабельных ракет.
В последнее время в США
активно развивается «частная космонавтика». На рынок услуг доставки
грузов на орбиту и «космического туризма» стали выходить относительно
небольшие компании, основанные энтузиастами космических полётов.
Пожалуй, наиболее необычным является «космический туристический самолёт»
SpaceShipOne компании Scaled Composites LLC.
В
разработке этого аппарата принимал участие широко известный
авиаконструктор Бёрт Рутан. В воздух с аэродрома Мохаве SpaceShipOne с
«космическими туристами» на борту поднимается специальным самолётом
White Knight. После отстыковки на высоте 14 км и запуска реактивного
двигателя, работающего на полибутадиене и двуокиси азота, SpaceShipOne
набирает ещё 50 км, где продолжает движение по баллистической
траектории. В космосе аппарат находится около трёх минут и его пассажиры
испытывают невесомость. После снижения до высоты 17 км SpaceShipOne
переходит в управляемый планирующий полёт и совершает посадку на
аэродроме.
Но аппарат SpaceShipOne, разработанный для целей
«космического туризма» является скорей экзотикой. Большая часть частных
космических компаний пытается зарабатывать на разработке и строительстве
ракет-носителей и доставке грузов на орбиту по контрактам с НАСА. Это
явление для НАСА во многом вынужденное. После окончания полётов
«космических челноков» и отмены программы «Созвездие» США столкнулись с
проблемой отправки грузов на орбиту, и американское космическое
агентство, испытывающее значительные финансовые затруднения, решило
минимизировать риски, связанные с созданием перспективных
ракет-носителей и допустило на этот рынок новых игроков, таких как:
Orbital Sciences, SpaceX , Virgin Galactic, Bigelow Aerospace, Masten
Space Systems. Счет госзаказов частным аэрокосмическим компаниям новой
волны в США идет уже на миллиарды долларов. Как известно, спрос рождает
предложение. В данном случае с частными космическими компаниями
бюджетные деньги американских налогоплательщиков идут на оплату конечной
услуги, то есть оплачивается доставка полезного груза с космодрома на
орбиту. Безусловно, США это весьма выгодно, поскольку не приходится
отвлекать ресурсы и средства на разработку ракет. НАСА в настоящее время
- самый крупный заказчик, никакой космический бизнес, за исключением,
пожалуй, телекоммуникационного и в какой-то мере «космического туризма»,
не сможет долго существовать без государственных заказов.
Автор выражает признательность за помощь в подготовке публикации Антону (opus).
По материалам:
http://www.thelivingmoon.com/45jack_files/04images/Pacific_Range/Makaha_000.png
http://pentagonus.ru/publ/osnovnye_amerikanskie_poligony_i_drugie_raketno_ispytatelnye_obekty_tikhookeanskoj_zony_2013/13-1-0-2409