В предыдущей статье я в общих чертах В общем, ровесница МСУО - основная модернизированная многофункциональная трехкоординатная РЛС AN/SPY-1 работает на частотах диапазона S (3,1-3,5 ГГц) и оснащена четырьмя пассивными фазированными антенными решетками (ФАР).
Модификации РЛС SPY-1. В качестве ключевых особенностей для модификации B/D выделяют
высокую степень многозадачности, а для модификации D(V) повышенные
возможности проведения операций в прибрежной зоне и противодействие
противокорабельным крылатым ракетам
У данной РЛС есть ряд модификаций, нас интересуют самые мощные - модификации B и D, именно такими в настоящее время оснащены крейсеры и эсминцы с системой ПРО Aegis.
В РЛС указанных модификаций каждая ФАР размером 3,65×3,65 м и состоит из 2175 подрешеток с двумя элементами, в общей сложности 4350 элементов. Ширина луча - 1,7 град. Пиковая мощность излучения составляет 58 МВт и средняя мощность - 4-6 МВт. Согласно официальным данным ВМС США, дальность обнаружения РЛС SPY-1 модификаций B/D цели с ЭПР 0,03 м2 равна 310-320 км.
Структурная схема РЛС AN/SPY-1D
Можно очень подробно рассматривать данную РЛС, ее достоинства и недостатки в плане выполнения задач ПВО. По ней уже достаточно много открытой информации. Но в рамках заданной темы ПРО я не вижу в этом много смысла по одной простой причине - при всех достоинствах данной РЛС для региональной системы ПРО Aegis она однозначно слабая.
Как признаются сами разработчики, ФАР РЛС AN/SPY-1 с эффективной площадью каждой ФАР 12 м2, являются недостаточно большими и мощными для результативного выполнения задач обнаружения, сопровождения и селекции небольших боевых блоков баллистических ракет на расстояниях в тысячи километров. Ввиду чего кораблям с системой ПРО Aegis необходимо или постоянно находиться вблизи районов предполагаемых запусков БР, или получать данные целеуказания от других датчиков. Сейчас вовсю работают над вторым вариантом.
Эсминец USS Halsey (DDG-97). Большими желтыми квадратами выделены 2 фронтальных полотна ФАР РЛС AN/SPY-1 и 3 РЛС подсветки целей AN/SPG-62
Между тем, для замены исчерпавшей свой ресурс модернизации РЛС AN/SPY-1D уже разрабатывается новый более мощный радиолокационный комплекс (РЛК) AMDR (Air and Missile Defense Radar). Сейчас главной РЛСке диапазона S данного проекта уже дали номенклатурное обозначение AN/SPY-6. Ее будут ставить на модернизированные эсминцы проекта DDG-51 Arleigh Burke новой серии Flight III. Первый такой эсминец планируется сдать флоту не раньше 2023 года. Поэтому мы еще успеем подробнее рассмотреть РЛК AMDR как-нибудь в другой раз.
Стоп-кадр из видео об РЛС AMDR (SPY-6) компании Raytheon. Здесь разработчики обещают, что РЛС, состоящая из 69 так называемых Radar Module Assemblies (RMA), будет видеть вдвое меньшую цель на расстоянии в 4 раза большем, чем нынешняя SPY-1
Для полноты картины вкратце опишу еще две штатные корабельные РЛСки, имеющие непосредственное отношение к Aegis Weapon System (AWS) и функциям ПВО-ПРО - AN/SPG-62 и AN/SPQ-9A/B.
РЛС AN/SPG-62 работает в диапазоне X (8-10 ГГц), имеет диаметр отражателя 2,3 м, пиковую мощность передатчика 10 кВт и дальность действия 110 км. Выполняет функцию непрерывной подсветки цели на конечном участке наведения противоракет SM-2 и SM-3 и этим разгружает основную РЛС SPY-1. Может использоваться и как обзорная. На крейсерах их ставят 4, на эсминцах 3.
Расстановка РЛС на ракетном крейсере CG-60 USS Normandy. Здесь можно рассмотреть 3 РЛС SPG-62 (всего их 4) и одну РЛС SPQ-9 ранней модификации A
Многоцелевая РЛС обзора и управления корабельными артустановками AN/SPQ-9 также работает в диапазоне Х (6-10 ГГц), ее пиковая мощность составляет 1,2 кВт, скорость вращения 30 об/мин, дальность до 37 км, максимальная высота – 6 км. Говорят, очень неплохая РЛС, устойчивая к помехам, исходящим от волн, дождя и ландшафта в прибрежной зоне. Предназначена специально для работы по скоростным низколетящим малоразмерным целям.
Ранее ее не ставили на эсминцы "Арли Бёрк", только на крейсеры "Тикондерога" и еще некоторые корабли. Однако теперь данную РЛС модификации B собираются включить в состав перспективного РЛК AMDR, чтобы на начальном этапе сэкономить на разработке новой РЛС диапазона Х, и ставить на эсминцы DDG-51 "Арли Бёрк" новой серии Flight III. Одну уже развернули на эсминце DDG-79 USS Oscar Austin в испытательных целях. И если будут хорошие результаты, то и старые эсминцы DDG-51 могут ею оснастить.
Но главное в общем-то в том, что решающую информационную поддержку системе ПРО AEGIS должны оказывать не штатные корабельные РЛС, а РЛС AN/TPY-2 в варианте передового базирования, большой корабельный радиолокационный комплекс Cobra King, спутниковые системы SBIRS/DSP и STSS. Кроме того, ведутся работы по отладке информационного взаимодействия системы ПРО AEGIS с системой ПРО GMD. Система AEGIS уже сейчас полностью совместима с системой оперативного управления и связи C2BMC, через которую поступают данные с удаленных источников.
Эта особенность, собственно, и делает данную систему ПРО сетевой. На это в первую очередь нужно обращать внимание при оценке ее возможностей, а не на ТТХ штатных корабельных РЛС, которые без внешней информационной поддержки функции ПРО не потянут - цель заблаговременно не обнаружат и точное целеуказание ПР не выдадут.
Это только часть разворачиваемой глобальной информационной сети ПРО США, в которую входят наземные РЛС и РЛС морского базирования. Здесь не указаны спутниковые системы, а также модернизируемые и строящиеся РЛС специально под цели селекции
О выстраиваемой американцами информационной сети для своей глобальной ПРО я планирую написать отдельно. Там же и затрону проблему селекции целей. Которая пока никем не решена. Но американцы в этом направлении закусили удила и упорно данную проблему решают. Так что могут и, ней дай бог, решить.
К сожалению, не вписался в один пост по кол-ву знаков, поэтому противоракеты и ПУ будут описаны в следующем.