Рассказывая о "бомбардировщике будущего" ПАК ДА, СМИ
часто используют изображения самолета фантастических очертаний: с очень
широким плоским фюзеляжем, выдвижными крыльями и широко расставленными
килями. Реальных изображений ПАК ДА в открытом доступе нет - самолет в
проекте, а тот глубоко засекречен, - и не все знают, что на картинках
"самолета будущего" изображен перспективный ракетоносец Т-4МС,
разработанный КБ Сухого в начале 70-х годов, пишет "Оружие России".
Несмотря на то, что разработка Сухого победила в объявленном ВВС
конкурсе, в серию - по разным причинам, - пошла машина конкурентов из КБ
Туполева, знаменитый Ту-160.
"Сотка"
Предшественником Т-4МС был просто Т-4 (изделие 100 или "сотка"),
сверхзвуковой ударно-разведывательный ракетоносец, предназначенный для
поиска и уничтожения авианосных групп.
Самолет получился фантастическим:
титановый корпус, новые принципы управления, новейшая электроника…
Одних изобретений в Т-4 было применено порядка 600.
Крейсерская скорость у "сотки" была под 3000 км/ч, поэтому на
сверхзвуковом режиме экипаж летел вслепую - после взлета носовой
обтекатель устанавливался в горизонтальное положение и закрывал фонарь
кабины, стекла которого на такой скорости неминуемо расплавились бы. На
всякий случай у командира имелся перископ, но толку от него было мало.
Первый опытный экземпляр поднялся в воздух 22 августа 1972 года.
Испытания прошли успешно, военные заказали 250 машин, но после 10
удачных полетов проект закрыли. Причин тому было несколько.
КБ Сухого в
то время занималось тяжелым истребителем Т-10 - из него впоследствии
получился великолепный Су-27, - и в правительстве решили не распылять
силы. Базовый для КБ Тушинский машиностроительный завод не потянул бы
серийное производство инновационного ракетоносца, а предполагавшийся для
этого казанский авиазавод Сухому передан не был.
Когда в Совете Министров стали готовить постановление о производстве
Т-4 в Казани, главный конкурент Павла Сухого Андрей Туполев понял, что
теряет серийное предприятие, где выпускали его Ту-22... И приложил все
усилия, чтобы этого не допустить. В частности, он предложил наладить в
Казани выпуск модификации Ту-22М - для этого якобы достаточно было лишь
слегка перепрофилировать производство. И хотя на выходе получился
совершенно новый самолет, казанский завод остался за Туполевым.
Из-за титанового корпуса Т-4 выходил очень дорогим и даже ноу-хау КБ
по сокращению расхода металла при производстве и сварке не смогли
переубедить промышленников и экономистов. Те довольно справедливо
рассудили, что применить передовые разработки на опытном производстве -
одно, а внедрять их на другом заводе при поточной сборке - совсем
другое.
К тому же в 1969 году ВВС изменило требования к летно-техническим
характеристикам ракетоносца и уже созданный к тому времени проект
"сотки" им не отвечал. В 1976 году министр авиационной промышленности
Петр Дементьев подписал приказ о закрытии проекта Т-4 и передаче всех
наработок по нему КБ Туполева для создания Ту-160. Единственный
экземпляр "сотки" отправили в музей ВВС в Монино, а поднимающийся
обтекатель получил Ту-144 - правда, с окнами. Благо крейсерская скорость
у первого в истории пассажирского "суперсоника" была не столь высока -
"всего" 2300 км/ч.
"Двухсотка"
Потерпев неудачу с "убийцей авианосцев", КБ Сухого переработало
проект для участия в конкурсе на стратегический бомбардировщик. Так
родился Т-4МС (модернизированный стратегический). По краям треугольного
фюзеляжа появились небольшие крылья изменяемой стреловидности, киль
раздвоился, двигатели в подкрыльевых гондолах сместились назад,
освобождая место для вооружения. По проекту самолет нес 24
баллистических ракеты Х-2000 либо четыре больших крылатых ракеты Х-45 во
внутренних отсеках и на внешней подвеске в специальных контейнерах,
улучшавших аэродинамику на сверхзвуковых скоростях. Т-4МС получил шифр
"изделие 200" по взлетной массе, которая приближалась к 200 тоннам.
Испытания модели в аэродинамической трубе показали, что "двухсотка"
обладает фантастической аэродинамикой: 17,5 на дозвуковых скоростях и
7,3 на 3 Маха. Малая площадь поворотных консолей крыла и жесткий
центрплан делали возможным полет на высоком сверхзвуке у земли. На
военных самолет произвел большое впечатление - помимо аэродинамки их
прельстила скорость, в три раза превышавшая звуковую, и малая
радиолокационная заметность.
По общему мнению, Т-4МС являлся "самолетом
прорыва", который не могли перехватить существующие и перспективные
системы ПВО.
В конце совещания, посвященного итогам конкурса на разработку
стратегического бомбардировщика, выступил главнокомандующий ВВС
Советского Союза, маршал авиации Павел Кутахов: "Знаете, давайте решать
так. Да, проект ОКБ Сухого лучше, мы отдали ему должное, но оно уже
втянулось в разработку истребителя Су-27, который нам очень и очень
нужен. Поэтому примем такое решение: признаем, что победителем конкурса
является КБ Сухого и обяжем передать все материалы в КБ Туполева, чтобы
оно проводило дальнейшие работы…"
Фирма Туполева к тому времени уже делала Ту-160 и от наработок Сухого
отказалась. Однако революционные решения "сотки" и "двухсотки" со
временем появились в Ту-160, Су-27, МиГ-29 и самолетах XXI века.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #1 написал: C.K.A. (16 февраля 2016 16:39) Статус: |
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 194
Рейтинг поста: