АТАКР «Ульяновск»: последний флагман советского флота
Советский авианосец, который Россия так и не получила. История «Ульяновска» — это трагичная история хорошего корабля.
Атомный тяжелый авианесущий крейсер (АТАКР) проекта
1143.7, седьмой по счету из «Кречетов» — серии советских авианесущих
крейсеров, он же «заказ № 107» для Черноморского судостроительного
завода. В истории отечественного флота 1143.7 чаще всего упоминается по
имени, данном ему при закладке. Назвали корабль в честь небольшого
города, в котором век с лишним назад родился создатель страны, служить
которой был призван крейсер.
Печальную историю «Ульяновска»
вспоминают редко, и не все, даже среди увлекающихся флотом, сейчас знают
о нем. Этому поспособствовал и скоропостижный конец корабля. Хотя
крейсер занимает особое место в истории отечественного ВМФ — это не
только первый отечественный «настоящий авианосец» — с катапультами для
самолетов, но и крупнейший военный корабль, когда-либо заложенный в
России.
Задание на разработку нового корабля было выдано Невскому
проектно-конструкторскому бюро (ПКБ) в декабре 1984 года. Проект 1143.7
стал логичным венцом развития советских авианесущих кораблей. Был
пройден долгий путь от противолодочного крейсера-вертолетоносца проекта
1123 типа «Москва», через «Киевы» (проекты 1143.1/4) — оснащенные
сквозной полетной палубой носители самолетов вертикального взлета и
посадки, и «Риги» (проекты 1143.5/6, после достройки — «Адмирал
Кузнецов» и «Варяг») с трамплинами.
Несмотря на возможность
базирования на кораблях проектов 1143.5/6 обычных истребителей,
трамплинная схема накладывала на самолеты высокие требования по
тяговооруженности. Для базирования сбалансированной авиагруппы,
включающей в себя, в частности, самолеты дальнего радиолокационного
обнаружения (ДРЛО), было необходимо оснастить корабль катапультами.
Таким образом, на новом авианесущем крейсере
должны были быть внедрены сразу два фундаментальных новшества — реактор и
катапульты.
Реактор создали на основе КН-3, которые
устанавливались на ракетных крейсерах проекта 1144 типа «Киров» (к этому
типу принадлежит, например, «Петр Великий»). Для 1143.7 их форсировали —
продлили ресурс без замены активной зоны до 12 лет. Новые реакторы
получили обозначение КН-3−43. На будущем «Ульяновске» их должно было
стоять сразу четыре. При этом корабль смог бы нести запас топлива и
вооружения для авиагруппы, более чем вдвое превосходящий аналогичный у
1143.5.
Реактор достался кораблю практически готовым. Работа над
отечественной катапультой проходила гораздо длительней и драматичней.
Научно-производственное объединение «Пролетарский завод» совместно с
Невским ПКБ занималось этой темой с середины 70-х годов. Известный
крымский центр НИТКА строился во многом именно под нее. К концу 80-х
удалось создать полностью рабочую и готовую к установке на корабль
катапульту «Маяк».
Сам корабль официально был заложен 25 ноября 1988
года, на освободившемся в тот же день — после спуска на воду корабля
проекта 1143.6 «Рига» — стапеле.
В списки ВМФ СССР корабль был
занесен 4 октября того же года. Строительство шло по графику, корабль
планировали спустить на воду в 1992 году. После достройки,
дооборудования и испытаний в 1995−96 годах корабль должен был быть
передан флоту. Однако вмешались обстоятельства непреодолимой силы…
В ноябре 1991-го прекратилось финансирование строительства. Корабль был исключен из состава еще советского ВМФ.
К этому моменту готовность по корпусу составляла примерно 70%, общая — 18%.
В
начале 1992 года новые власти молодого украинского государства, имевшие
планы на «нулевой стапель», где находился корпус «Ульяновска» (там
планировалось строить крупные танкеры для Норвегии), потребовали срочно
его освободить и даже нашли деньги на порезку корабля на лом. Было
предложение за те же деньги достроить корпус до состояния, при котором
он смог бы держаться на воде, освободить стапель и отложить принятие
решение о судьбе корабля. Однако новые российские власти также
демонстрировали полное безразличие к «Ульяновску», и завод рисковал
получить просто еще одну громоздкую обузу — у него уже был почти готовый
и тоже повисший в неопределенности «Варяг».
На фоне этого, а
также заманчивых предложений зарубежных дельцов о приобретении лома, в
начале февраля 1992 года приняли решение «Ульяновск» утилизировать. К
концу года корпус был разрезан.
Было ли это несчастливым стечением
обстоятельств или чьей-то сознательной операцией, но после того, как
началась разделка корпуса, скупщики лома передумали его покупать, а
когда освободили стапель, норвежцы отказались от планов постройки
танкеров…
К моменту прекращения строительства «заказа № 107» на
заводе полным ходом шли работы по следующему кораблю этого типа. № 108,
так и не получивший имя, должен был быть заложен в 1992-м, одновременно
со спуском на воду «Ульяновска». Его передача флоту планировалась в
1998−99 годах. В общей же сложности в серии должно было быть четыре
корабля.
«Ульяновск» мог бы стать уникальным кораблем. Его
авиагруппа составляла бы около 70 летательных аппаратов (ЛА), включая
истребители Су-33 и МиГ-29К, самолеты ДРЛО Як-44, противолодочные и
поисково-спасательные вертолеты Ка-27. Это делало ее как минимум равной
авиагруппе авианосцев типа «Нимиц» в задаче завоевания локального
господства в воздухе. Несмотря на теоретически большую вместимость,
«Нимиц» для удобства редко несет больше 80 ЛА.
При этом
«Ульяновск» — традиционно для отечественных авианесущих крейсеров — и
сам оснащался мощным вооружением: 12 противокорабельными сверхзвуковыми
крылатыми ракетами «Гранит» (в ряде источников — 16, однако на
сохранившихся макетах и чертежах видны 12 пусковых установок). Ракеты
П-700с ядерными или проникающими фугасными боевыми частями имеют
дальность более 550 км при высотной траектории полета.
По ряду
сообщений, начиная со второго корабля серии, ракеты «Гранит»
устанавливать не планировалось — советские авианесущие крейсеры стали бы
«чистыми» авианосцами. Связано это с тем, что значительную часть палубы
требовалось освобождать от людей и техники перед пуском ракет, которые
располагались под трамплином. Мало того, после пуска нужно было
длительное время очищать палубу от образовавшегося мусора, который мог
попасть в воздухозаборник авиадвигателя. Таким образом, наличие ударного
ракетного комплекса хоть и дает кораблю определенные дополнительные
возможности, но на практике малооправдано, особенно если учесть габариты
и массу ракет (стартовая — более 7 тонн) и техническую сложность
комплекса в целом (так, например, пусковые установки перед пуском должны
заполнятся водой).
Схема 1143.7 была уникальной — комбинированной
трамплинно-катапультной. На угловой палубе располагалось две катапульты,
а на носу — две стартовые позиции, ведущие на трамплин. Это решение
также, вероятно, носило переходный характер, хотя могло и доказать свою
полезность в ходе эксплуатации.
Будучи достроенным, АТАКР
«Ульяновск» по сей день оставался бы вторым по размерам военным кораблем
мира и обладал бы сопоставимыми, если не равными, боевыми возможностями
с американскими авианосцами.
К сожалению, давняя мечта многих
советских флотоводцев начала воплощаться в реальность слишком поздно — в
последние мгновения существования их страны. Корабль и страна ушли, но
мечта осталась. И в последние годы разговоры о перспективном авианосце
для ВМФ России ведутся все чаще и увереннее.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+