В эпоху радиоэлектронных войн на передний план выходят системы РЭБ. В
этой области мы находимся на самых передовых позициях, считает Владимир
Михеев, советник первого заместителя гендиректора КРЭТ. О последних
разработках в сфере радиоэлектронной борьбы он рассказал в программе
«Открытым текстом».
– Что такое радиоэлектронная борьба?
– Сегодня мы на самом деле стоим на пороге РЭБ. В мире она уже идет,
от обычных способов применения вооружения мы идем в сторону
радиоэлектронной войны.
Системы РЭБ достаточно сложные. Они предназначены, прежде всего, для
защиты своих самолетов и блокирования применения оружия чужими
самолетами. Самолет становится беспомощным, если против него
использовали средства РЭБ. Сейчас все вооружение управляется с помощью
различных радиоэлектронных систем РЭБ, они позволяют разведать тот
комплект оборудования, который находится во вражеском самолете, и
полностью блокировать применение этого оружия. Самолет противника не
будет что-либо «видеть», он не сможет пустить ракету, не сможет
применить пушечное вооружение. Он будет «глухой» и «слепой». При этом
свой самолет будет выполнять все необходимые функции.
– А разве у противника нет таких же систем?
– Этот способ называется контррадиоэлектронная борьба, то есть мы на
самом деле взаимодействуем с противником, но уже мы меряемся не
ракетами и снарядами пушечными, а системами и средствами РЭБ,
радиоэлектронными волнами, радиоэлектронными сигналами.
– То есть кто кого подавит?
– Да, кто кого быстрее разведает, у кого наиболее оптимальная обработка сигнала.
– Кто сегодня впереди?
– В области РЭБ мы находимся на самых передовых позициях. Потому что
нам всю жизнь приходилось иметь дело с самым сильным электронным
противником. И мы всегда себя равняли под самые развитые страны, под
США, Израиль, европейские страны, и готовили им этот несимметричный
ответ в виде РЭБ. Мы понимали, какое оружие они хотят против нас
применить, и блокировали любые попытки применения этого оружия.
– То есть сегодня мы лучше США в этом плане?
– Я думаю, да.
– Несколько месяцев назад в КРЭТ рассказали о поставках
подвесного оборудования для бомбардировщика Су-34, благодаря чему он
превращается в самолет РЭБ. Существует ли перспектива работы такого
самолета в Сирии против террористов и как это будет выглядеть?
– Это зависит от того, будет ли применять их Министерство обороны,
Военно-космические силы РФ. Для этих самолетов поставлено самое
современное оборудование, как мы говорим, базовый комплект РЭБ, который
защищает единичный самолет, и наращиваемый комплект системы РЭБ, который
позволяет обычному самолету, не утрачивая при этом своей функции
применять оружие, одновременно защищать не только себя, но еще и группу
самолетов.
– Получается, что он как ведущий? Один самолет оснащен этой
системой подвесного оборудования, за ним может идти еще несколько
самолетов, и он их всех закрывает?
– Да, он их всех будет прикрывать, повышая при этом их живучесть. Но
самое главное, что этот самолет уже будет способен воевать в самой
современной радиоэлектронной обстановке. Не только против запрещенной на
территории России организации ИГИЛ, но в том числе, если это
понадобится, против достаточно серьезных современных армий, которые там
расположены.
– А с земли он прикрывает самолеты? Ведь у ИГИЛ с самолетами не очень, но с земли могут достать вполне.
– Комплекс универсальный, он работает по любым авиационным объектам и
по всем объектам, которые есть на земле. Любые зенитно-ракетные
комплексы, радиолокационные системы и системы связи и управления, они
будут разведаны и соответствующим образом подавлены. То есть они будут
полностью блокированы, ни одна РЛС не увидит, ни одна ракета
зенитно-ракетного комплекса в его направлении не выстрелит.
– КРЭТ завершил установку еще одного комплекса нового
поколения – «Рычаг-АВМ». Расскажите, в чем его принципиальная новизна и
отличие от «Рычага-АВ», более старой модели, которая пользуется успехом.
Минобороны, по крайней мере, его очень уважает.
– И не только Минобороны РФ.
– То есть все это идет на экспорт?
– Не все это идет, но то, что разрешено на экспорт – «Рычаг-АВ». Есть
паспорт экспортного облика, экспортный вариант этого изделия, и его мы
предлагаем.
– Экспортный вариант хуже, чем у нас?
– Нельзя сказать, что хуже, чем у нас, это просто средства, которые приспособлены для работы за рубежами нашей страны.
– А куда продаем?
– Это некая военная тайна (смеется). Это самый современный
радиоволновой комплекс специализированной системы РЭБ, который, в
отличие от Су-34, прикрывает не сам вертолет, а области пространства и
целые территории на расстоянии до тысячи квадратных километров.
– То есть Су-34 – это мобильная версия, а «Рычаг-АВМ»?
– Это вертолетный комплекс, который тоже мобильный. То есть вертолет
становится в какую-то определенную зону и на расстоянии несколько сотен
километров готов вести разведку и блокировать работу любых систем, будь
то какие-то корабельные системы.
– Суть такая же, как когда мы говорим про Су-34?
– Суть такая же, но возможности значительно шире. Это
специализированный вертолет радиоэлектронной борьбы, который работает с
любыми типами сигналов, с любыми объектами, и возможности у него
значительно более высокие. Потому что более высокая дополнительная
энергетика стоит на этом вертолете, значительно более серьезная антенная
система, более высокие мощности и более серьезная вычислительная
система. Если там мы пользуемся вычислительными системами
специализированного самолета, то здесь мы ставим специальные
суперкомпьютеры, которые управляют именно в интересах радиоэлектронной
борьбы, прикрытия огромных территорий на данном направлении.
– КРЭТ вложил немалые средства в исследования, которые направлены на импортозамещение.
– Отсечка произошла года два назад, мы понимаем, что КРЭТ попал одним из первых под санкции.
– А на Украину вы сильно были завязаны?
– Да, по целому ряду продукции, но мы поняли, что это для нас
тупиковый путь развития, примерно 2-3 года назад. И программу
импортозамещения в этом году мы окончательно закроем, а основную массу
вещей по импортозамещению мы закончили в прошлом году. Был выполнен
целый ряд целевых программ, и мы всю продукцию разместили на своих
предприятиях, включая разработку новых КД, причем это не обычная
продукция, это продукция со значительно более высокими качественными
показателями.
– А «Рычаг-АВМ», он на 100% импортонезависим или нет?
– На сегодняшний день у мировой экономики нет возможности полностью
быть независимой, даже самые крупные мировые концерны, будь то Airbus,
Boeing, Northrop Grumman, они в любом случае все у себя не
разрабатывают, потому что нет в этом большого смысла. Могу сказать одно:
проблем с импортозамещением для «Рычага-АВМ» вообще не существует.
Источник: сайт КРЭТ