Во времена Холодной войны экономическое положение США и СССР, было не самым лучшим. Военное производство в буквальном смысле слова, просто пожирало средства. Но если бы милитаристическая «красная» машина работала в другом темпе, то вряд ли бы мы с вами смогли увидеть сегодня столь уникальную боевую технику. Именно «холодная» школа подарила нам великих конструкторов и инженеров, а также их великолепных стальных «детищ».
Как всё начиналось
Изначально советский стратегический подводный флот сильно отставал по всем параметрам от американского. Малое количество ракет и торпед не внушало доверие, а шумящий на весь океан винт выдавал лодку даже без использования врагом средств обнаружения. И такое отставание было совершенно нормальным. Дело в том, что на тот момент Хрущёв и команда делали акцент на баллистические творения тандема Королёв/Сахаров, которые с лёгкостью могли достигать североамериканских берегов.
Американские же оппоненты не сидели на месте, а активно совершенствовали свои системы противоракетной обороны, вкладывая в прогресс бешеные средства, и, естественно, добились в этом хороших результатов. Эффект неожиданности при такой мощной защите будет уже неосуществим, вот тут-то и вспомнились старые добрые подводные лодки, которые по данному параметру подходили идеально, вот только не дотягивали до современного уровня.
Лишь в середине 70-х удалось нагнать «глубинный потенциал» по отношению к США.
У американских оппонентов в арсенале было 40 атомных подводных лодок, несущих 668 ракет.
У нас, в свою очередь, на вооружение состояло 62 ПЛА с 950 ракетами.
Ясень
Уже в те года советские умы прекрасно понимали, что находящиеся в арсенале подводные лодки совсем скоро потеряют свою актуальность. Необходимо было разработать многоцелевую субмарину с повышенной незаметностью и способностью нести новые виды вооружения.
Инженеры из петербургского «Малахита» с удовольствиям принялись творить. И в конечном итоге на чертежах вышел проект 885, который позже получил название «Ясень».
Примечателен тот факт, что «Ясень» - подлодка четвёртого поколения, а на тот момент конструктора только начинали строить лодки третьего поколения. Именно поэтому закладку перенесли на куда поздний срок, а именно на 90-е и 00-е года.
«Перстройка» болезненно отразилась на постройке первого корабля типа «Ясень» - «Северодвинск». Лишь через 17 лет «малахитовцы» всё-таки смогли осуществить спуск субмарины на воду. Но это того стоило.
Характеристики
Корпус «Северодвинска» выполнен из маломагнитной стали. На сам корпус нанесено резиновое покрытие, которое значительно снижает шумность лодки и уменьшает отражение гидроакустических локаторов противника. В носовой части субмарины, занимающий почти всё её пространство, находится гидроакустический комплекс «Иртыш-Амфора» с габаритной сферической антенной. Стандартные носовые торпеды уступили место новым «глазам» подводной лодки, наградив её тем самым способностью улавливать даже самые слабые сигналы.
«Сердце» корабля – сверхновый атомный реактор. Данная энергетическая установка построена по интегрально-моноблочной схеме, с помощью которой подлодка выделяет куда меньше тепла (наведение ракет).
Лодка вооружена десятью торпедными аппаратами и восемью счетверенными вертикальными пусковыми установками универсального корабельного стрельбового комплекса (УКСК) для различного типа ракет. Данный комплекс позволяет применять с борта атомной субмарины широкий спектр новейших крылатых и противокорабельных ракет, в том числе «Оникс» (класса «корабль-корабль») и «Калибр» (класса «корабль-земля»).
- Водоизмещение нормальное, т. 8600
- Водоизмещение полное, т. 13000
- Длина, м 139,2
- Ширина, м 13
- Осадка, м 9,4
- Скорость в подводном положении, узлов 28–33
- Глубина погружения рабочая, м 520
- Глубина погружения предельная, м 600
- Экипаж, чел. 85-93
Морской волк
По сути своей лодки типа «Seawolf» создавались как контра советской АПЛ «Щука-Б». Акцент делался на повышенную бесшумность, мощнейшие гидроакустические системы и современное вооружение. Собственно, американцам удалось добиться создания лодки последнего поколения куда раньше, чем их оппонентам.
Скорость хода повышена за счёт применения нового движителя-водомета, который был впервые применен на британской АПЛ «Turbulent». Также водомёт существенно снижает шумность работы из-за отсутствия гребного вала.
В состав гидроакустического вооружения «Seawolf» была включена новая носовая сферическая гидроакустическая станция ГАК AN/BQQ-10, низкочастотная подковообразная гидроакустическая антенна, а также размещенные по бортам АПЛ гидроакустические антенны AN/BQG-5D. В саму субмарину внедрены порядка 600 датчиков шума.
Что касается вооружения, то у «Морского волка» с ним всё в порядке.
Торпедный арсенал включает в себя: 8 ТА калибра 660 мм, 50 торпед, или 50 ракет, или 100 мин.
Ракетное вооружения: до 50 ракет «Гарпун» (противокорабельные), «Томагавк»(стратегического действия).
- Водоизмещение нормальное, 7 460 т
- Водоизмещение полное, 9 137 т
- Длина, 107,6 м
- Ширина, 12,6 м
- Осадка, 11 м
- Скорость в подводном положении, узлов 25–35
- Глубина погружения рабочая, 580 м
- Глубина погружения предельная, 610 м
- Экипаж, чел. 126
Кто лучше?
Основной задачей атомной многоцелевой подводной лодки является нанесение ударов по надводным целям и высокоточных ударов по береговым целям. Российская субмарина проекта «Ясень» с этой задачей справится куда лучше, чем её оппонент «Морской волк».
Дальность поражения «Ясеня» на порядок выше. Ракета X101 бьёт на расстояние 5500 км, в отличие от стратегического «томогавка», радиус действия которого составляет 2400 км. К тому же, американская тактическая ракета «Морского волка» имеет дозвуковую скорость и не может маневрировать, тем самым становясь лёгкой добычей сил ПРО. Противокорабельная ракета П-800 «Оникс» летит на 300 км дальше, чем американский UGM-84 «Гарпун» и обладает более мощным функционалом, чем примитивная «крылатая» из США.
Поисковый потенциал у подлодок относительно одинаковый. Обе субмарины имеют в наличии современные цифровые гидроакустические станции. Уровень бесшумности на «Ясене» ровно такой же, как и на «Сивулфе».
Что касается стоимости постройки одной подводной лодки типа «Ясень», то цена для российского ВПК довольно серьёзная – 47 млрд. рублей. Но если сравнить с «космическим» ценником «Морского волка», который составляет 4,3 млрд. долларов, то сумма вполне такая «демократичная».
Если же столкнуть два корабля лбами, то, скорее всего, выиграет не та субмарина, в которую напичкано больше электроники и современного вооружения, а та, где действия экипажа и командующего будут более слаженными. Однако по функционалу «Ясень» выглядит более привлекательным и практичным, чем американская подводная лодка «Морской волк». Источник: Слово и Дело.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 1053
Рейтинг поста:
это ж ппц