Крадущиеся в воздухе. Истребители 5 поколения
Есть в современной войне важная штука - господство в
воздухе. Оно, конечно, не панацея (как можно увидеть по примерам
Ливии-2011 или Югославии-99), т.е. не гарантирует победы в войне... но
определенно можно сказать, что без него успешно вести боевые действия
крайне проблематично.
Концепция захвата господства в воздухе менялись вместе с возможностями техники и изменением концепций войны.
Сегодня передовым «бойцом воздуха» в военной науке считается истребитель пятого поколения.
О них и поговорим.
Что такое пятое поколение и «с чем его едят»?
Концепция
пятого поколения у разных стран и авиапроизводителей несколько
отличается. Это понятно - все хотят, чтобы их самолет был «зачислен» в
престижное пятое поколение. Обобщая, можно выделить следующие основные
критерии:
- малозаметность в радиолокационном и инфракрасном диапазоне (в т.ч. внутренняя подвеска вооружения);
- крейсерская сверхзвуковая скорость полета;
- усовершенствованное БРЭО (бортовое радио-электронное оборудование) с повышенной автоматизацией управления и РЛС (радиолокационная станция) с АФАР;
- наличие круговой информационной системы;
- всеракурсный обстрел целей в БВБ (ближнем воздушном бою).
Российские военные прибавили к этому еще один критерий (реализованный, правда, уже на истребителях поколения 4++):
- сверхманевренность.
Плюс
- от российских военных не раз звучало, что у самолета пятого поколения
стоимость летного часа должна быть ниже самолетов предыдущего
поколения.
На западе это требование изначально вроде бы мелькало,
но позже замяли. Там стоимость летного часа при переходе на 5-е
поколение, наоборот - увеличивается.
На самом деле, если подойти дотошно, всем критериям одновременно не соответствует ни один из представленных самолетов.
Распределение различных самолетов по поколениям можно оценить по данной картинке:
Претенденты
К 2011 году единственным принятым на вооружение истребителем 5-го поколения был F-22 Raptor (2001 г.), созданный по программе ATF (Advanced Tactical Fighter).
В сравнительно высокой степени готовности находятся: российский Т-50 (программа ПАК ФА - Перспективный Авиационный Комплекс Фронтовой Авиации), американский F-35 Lightning II (программа JSF - Joint Strike Fighter) и китайский J-20.
Уже реализован «в железе», но находится в начале пути и вообще является всего-лишь демонстратором технологий японский ATD-X Shinshin.
Некоторые склонны относить к истребителям пятого поколения европейский Eurofighter EF-2000 Typhoon и французский Dassault Rafale (как, якобы проходящие по критериям)... но это очень большие оптимисты.
Ибо есть вопросы, начиная от «символического» крейсерского сверхзвука
(без подвешенного вооружения) и заканчивая малозаметностью.
Троица из НАТО. Сверху вниз: ЕФ2000 «Тайфун», Ф-22 «Раптор», Рафаль
Кстати, о малозаметности.
Небольшое отступление, которое нам впоследствии еще пригодится.
Количественной мерой малозаметности принято считать ЭПР (Эффективную Поверхность Рассеивания), которая показывает - насколько
хорошо от самолета отражаются радиоволны. Величина может серьезно
отличаться даже при небольшом повороте самолета. Фронтальная ЭПР
истребителей 4 поколения (таких как F-15, Су-27, МиГ-29 и т.п.) обычно
находится в пределах 10-15 м².
При чтении
характеристик РЛС - обращайте внимание для цели с какой ЭПР указывается
дальность обнаружения. А то некоторые производители любят писать
фантастические цифры (не оговаривая, что подобная дальность достижима
только по целям с огромной ЭПР вроде пассажирского авиалайнера или
древнего тяжелого бомбардировщика).
Так вот -
производители Еврофайтера и Рафаля заявляют о ЭПР на уровне менее 1 м²,
что сравнимо с ЭПР нашего ПАК ФА / Т-50 (усредненная ЭПР которого
0,3-0,5 м²). Это весьма удивительно, учитывая титановое ПГО (переднее
горизонтальное оперение) и внешнюю подвеску вооружения обоих
европейцев... а у Рафаля, так вообще - впереди штанга дозаправки
топливом торчит.
Серийные Еврофайтеры, кстати, до сих пор не получили обещанные в 2013 г. (в рамках партии «Транш-3») РЛС с АФАР «CAESAR».
Помимо
вышеперечисленных самолетов, есть еще несколько претендентов на звание
самолета пятого поколения, находящихся в стадии разработки или
демонстрационных концептов: китайский J-31, индийский FGFA (на базе российской программы ПАК ФА) и AMCA (программа приостановлена в 2014 г.), турецкий TF-X, корейско-индонезийский KF-X/IF-X и иранский Qaher F-313.
Их (а также японца) мы в данном материале рассматривать не будем ибо зелены еще. Японцу выделим отдельный пост.
:)
Японский ATD-X
«Ни фунта по земле» - Lockheed Martin F-22 Raptor (США)
Таким девизом руководствовались разработчики из Lockheed Martin дорабатывая прототип YF/A-22, победивший в рамках программы ATF - Advanced Tactical Fighter прототип YF-23 от Northrop/McDonnell Douglas.
Первоначальное
ТТЗ (тактико-техническое задание) 1981 года по программе ATF
предусматривало работу самолета в качестве ударника, но уже в 1984 году
Пентагон требования к программе ATF обновил, практически исключив работу
в режиме «воздух-поверхность».
F-22 cоздавался, главным образом, для борьбы с
советскими истребителями Су-27 и Миг-29 и должен был постепенно заменить
истребители F-15.
Первоначально ВВС запросили 1000 шт. Но в 1991
году называлась уже более скромная цифра - 750 машин. В январе 1993 года
программу вновь «урезали» до 648 самолетов, а через год - до 442
единиц. Наконец, в 1997 году ВВС «скостили» планы закупок до 339
истребителей... Построили в итоге 187 серийных. Последний самолет был
спущен с конвейера завода в Мариетте (штат Джорджия) в декабре 2011 г.
Из
критериев самолета 5 поколения Раптор пасует в двух позициях:
всеракурсном обстреле и наличии круговой информационной системы.
Аэродинамика
его конечно пострадала в угоду малозаметности, но не была принесена ей в
жертву, как у F-117 Nighthawk или B-2 Spirit. Кроме того, самолет
получил управляемый вектор тяги (правда только в вертикальной
плоскости), расширяющий его возможности.
О малозаметности Раптора ходит много баек. Очень любят
информбойцы (простите - «воспеватели американооружия») повторять на
военных форумах и везде, где можно и где нельзя, об ЭПР «Раптора» равной
0,0001 м².
А вот генеральный конструктор самолета Т-50 Александр Давиденко говорит: «У самолета F-22 - 0,3-0,4 м². У нас аналогичные требования к заметности».
В чем тут соль и почему такая огромная разница? Кто-то врет?
Самое
смешное, что, может быть, все говорят правду. Просто американцы любят
писать максимальные значения (даже не указывая мелким шрифтом и под
звездочкой)... и, видимо, пишут не усредненное значение ЭПР самолета, как мы, а минимальное, с идеального ракурса.
F-22 с мощной РЛС с АФАР позиционировался, как мини-АВАКС. Но тут вышла закавыка.
Дело
в том, что система связи самолета предусматривала только обмен данными в
группе F-22, между собой и со специальным беспилотником-ретранслятором.
От других самолетов информацию Раптор мог только получать. Потому
отрабатывать роль АВАКСа, наводя другие истребители на цели, пилоту F-22
пришлось бы голосом, либо через специальный беспилотник-ретранслятор
(коих построено 6 штук).
К тому же работая включенная РЛС будет демаскировать самолет, сводя его малозаметность на нет.
Компоновочная
схема Раптора с S-образными каналами воздухозаборников и отсеком
вооружения между ними определила скромные габариты отсеков вооружения
(«заточенных» под ракеты «Воздух-Воздух») и невеликий набор средств
поражения наземных целей: две 450-кг бомбы GBU-32 JDAM или восемь бомб
GBU-39, весом 113 кг.
Из ракет «воздух-воздух» F-22 может нести 6
ракет средней дальности AIM-120 AMRAAM в подфюзеляжных отсеках
вооружения и по одной ракете ближнего боя с ИК ГСН (инфракрасной
головкой самонаведения) AIM-9 в двух боковых отсеках. Итого: 8 ракет.
Помимо
8 внутренних Ф-22 также имеет 4 внешних точки подвески, но подвеска на
внешних узлах сводит на нет его преимущества - лишает самолёт малой
радиолокационной заметности и сказывается на аэродинамике и
маневренности.
Новые ракеты «Воздух-Воздух» (AIM-9X и AIM-120D)
планировали интегрировать при модернизации самолетов до уровня Блок-35
(программа «Increment 3.2.» - Дополнение 3.2). Модернизация по этой программе должна была начаться с 2016 года и предусматривала обновление только 87 самолетов (менее половины парка).
Кстати,
режим картографирования земной поверхности с синтезированной апертурой
(SAR), обещанный с первого дня производства (как и некоторые другие
возможности), РЛС Раптора получила только в Increment 3.1..
Несмотря
на то, что самолет уже более 10 лет на вооружении и постоянно
модернизируется - он до сих пор не вышел на уровень ТТЗ 1984 года
(предусматривавшее использование всей номенклатуры вооружения F-15,
работу с 600 метровой полосы, снижение времени межремонтного интервала и
упрощение системы технического обслуживания из 3-х уровневой в 2-х
уровневую), а первоначальное ТТЗ 1981 года вообще предусматривало
плотную работу по земле.
Кроме того, уже после постановки на вооружение самолет преподносил немало сюрпризов.
Это
и нашумевшие проблемы с бортовой системой регенерации кислорода. И
проблема с катапультными креслами. И выявление в 2009 году нестабильной
работы электронных систем самолета и охлаждения вычислительных
компонентов в условиях повышенной влажности (исправили ли этот недочет -
неизвестно, говорят, что с тех пор F-22 во влажном климате больше не
применялся). И ненадежное покрытие из РПМ (радиопоглащающих материалов),
которое приходится обновлять почти перед каждым вылетом. И курьезные
ошибки с программным обеспечением: в феврале 2007-го ВВС США решили
впервые вывести эти истребители за пределы страны, перегнав несколько
машин на базу ВВС «Кадена» на Окинаве. Звено из шести F-22, вылетевших с
Гавайев, после пересечения 180-го меридиана - международной линии
перемены дат - полностью лишилось навигации и частично связи. На базу
ВВС на Гавайях истребители вернулись, визуально следуя за
самолетами-заправщиками. Причиной неполадки стала ошибка в программном
обеспечении, из-за которой произошел сбой в работе компьютера при смене
времени.
Только начиная с 2005 года, когда Раптор был официально
поставлен на вооружение ВВС США, с истребителями произошли десятки
аварий различной сложности, в том числе пять крупных (потеряно 5
самолетов), а также две авиакатастрофы, унесшие жизни двух летчиков.
На сегодняшний момент F-22 является самым дорогим истребителем в мире.
Один Раптор обошелся бюджету США более чем в 400 млн. $ (стоимость производства + стоимость НИОКР + стоимость модернизации).
Кто-то считал, что если отлить его из золота - и посчитать себестоимость... золотой выйдет дешевле. :)
Горыныч, пекущий блинчики - ОКБ «Сухой» Т-50 (Россия)
Пока
одни люди спорят - какой индекс серийный самолет получит в российских
ВВС (литера «Т» - это наименование прототипов ОКБ «Сухого»): Су-50,
Су-57, или еще чего-нибудь круче... Другие ломают копья по поводу
названия его в классификации НАТО - самый смешной вариант родился из «PolarFox» (Песец), когда вспомнили, что истребители НАТОй именуются на «F» и нарастили до «FullPolarFox» (Полный песец). :)
А
между тем, у самолета уже появилось шутливое прозвище «Горыныч» - после
эффектной струи пламени из поймавшего помпаж двигателя на МАКС-2011.
Это лучше, чем например «Пингвин», как окрестили F-35 поклонники авиации.
Разрабатывая Т-50 в рамках программы ПАК ФА,
конструкторы КнААПО пошли по пути, отличному от американских коллег.
Между малозаметной геометрией и аэродинамикой был найден компромисс (в
пользу последней).
Главные претензии к малозаметности Т-50 -
прямые каналы воздухозаборников (в которых видно лопатки компрессора,
являющиеся очень хорошим отражателем радиоволн) и не плоские круглые
сопла.
Хотя еще большой вопрос - что стоит выбрать: S-образный
воздухозаборник (не показывающий лопатки двигателя противнику) с
падением мощности двигателя и маленькими отсеками вооружения... или
нормальный прямой воздухозаборник, прикрытый радар-блокером с нормальной
мощностью двигателя и большими отсеками вооружения? Глядя на итоговый
результат, можно сделать вывод, что второй вариант (с приоритетом летных
характеристик и больших отсеков вооружения) был оправдан.
Во
многом, наверное поэтому, даже с менее мощными двигателями первого этапа
ПАК ФА превосходит по летным характеристикам своего оппонента.
Даже по забугорным данным:
Максимальная скорость: 2440 км/ч у Т-50 против 2410 км/ч у Раптора.
Дальность полета: 3500 км у Т-50 против 2960 км у Раптора.
Хотя точные цифры мы узнаем еще очень не скоро.
Похожи ли эти цифры на правду?
Учитывая уменьшение миделя и взлетного веса самолета (по сравнению с тем же Су-35С )
при увеличившейся тяге двигателей - вполне. Тем более, что во время
испытаний в 2013 году проскакивала информация (неподтвержденная,
само-собой - дураков нет), что: «при полной загрузке топливом и
массогабаритными макетами вооружений 4-й борт (054) взлетел с 310
метров, достиг крейсерской скорости 2135 км/ч и максимальной - 2610
км/ч, при этом был еще потенциал по разгону, а так же забрался на 24 300
метров - дальше не пустили».
Что будет, когда вместо «изделия
117» с максимальной тягой на форсаже 14500 кг поставят двигатель второго
этапа с тягой на форсаже 18000 кг?
Плюс к этому - наш истребитель
за счет всеракурсного УВТ (управляемого вектора тяги) обладает
сверхманевренностью и может творить в воздухе самые невероятные вещи,
как Су-35. В том числе и «блинчики» печь. :)
Второе серьезное преимущество Т-50 перед F-22 - БРЭО.
Российски
истребитель гораздо ближе к соответствию по предпоследнему критерию
(наличие круговой информационной системы), ибо в отличие от «Раптора»,
так и оставшегося с одной РЛС... Сухой несет их несколько!
БРЛС Н036 включает в себя пять АФАР:
1) Н036-01-1 - фронтальная (основная) АФАР, шириной 900 мм и высотой 700 мм, 1522 приёмо-передающих модуля.
2) Н036Б - две АФАР бокового обзора.
3) Н036Л - две АФАР L-диапазона в носках крыла.
Но, помимо радиолокаторов у Т-50 есть еще
оптико-электронный локатор «ОЛС-50М» (такой шарик на носу перед
кабиной), позволяющий обнаруживать цели и применять по ним средства
поражения, вообще не включая РЛС. Такие только попроще - ставились на
Су-27 и МиГ-29, давая нашим самолетам неслабое преимущество в воздушном
бою.
Третье преимущество - Т-50 вооружен лучше конкурента.
Помимо традиционной 30-миллиметровой авиапушки самолет может нести ракеты и бомбы на 6 внутренних и 6 наружных точках подвески.
Ракетное вооружение представлено гораздо более широкой номенклатурой.
Ракеты «Воздух-Воздух» (УРВВ).
Малой дальности:
РВВ-МД (К-74М2) - модернизированная Р-73.
К-МД («изделие 300») - новая ракета малой дальности, ближнего высокоманевренного воздушного боя и противоракетной обороны.
Средней дальности:
РВВ-СД («изделие 180») - модернизация ракеты Р-77.
РВВ-ПД («изделие 180-ПД»)
Большой дальности:
РВВ-БД («изделие 810») - дальнейшее развитие ракеты Р-37.
Кроме вооружения «Воздух-Воздух» Т-50 может нести широкую номенклатуру средств поражения «Воздух-Поверхность».
Это и корректируемые авиабомбы КАБ-250 и КАБ-500 различных модификаций.
И новая многоцелевая ракета для работы по земле Х-38М (с различными видами ГСН и БЧ).
И противорадиолокационные ракеты Х-58УШК и Х-31П/Х-31ПД (на внешней подвеске).
И противокорабельные Х-35У, Х-31АД (в перспективе авиационный вариант «Оникса»/»Брамоса»).
И многое другое. Наши оружейники обещали ПАК ФА 12 новых видов оружия, разработанных специально для него.
Сведения о стоимости самолета, как и многие другие
данные - минобороны России держит в секрете. В зарубежных источниках
встречается цифра 54 млн. $ (с нынешним курсом - делим на два) за
самолет. Стоимость FGFA для Индии озвучивалась в районе 100 млн. $.
Посему цифра внутренней стоимости самолета похожа на правду.
В
этом году должно начаться производство серийных истребителей для ВВС.
Так что скоро узнаем, как минимум, официальное «имя собственное»
самолета и перестанем его обзывать «Т-50». Ждем!
«Бюджетный» гром без молнии - Lockheed Martin F-35 Lightning II (США)
Если
F-22 создавался для завоевания господства в воздухе и главным образом
борьбы с советскими современными истребителями, то программа JSF (Joint Strike Fighter),
родившаяся как дешевый ответ на все вопросы, предусматривала создание
универсальной «рабочей лошадки» - ударного истребителя для американской
боевой авиации и их союзников.
F-35 «Lightning II» должен был в паре с F-22 заменить все прочие боевые самолеты ВВС США - от истребителей F-16 Fighting Falcon до штурмовиков A-10 Thunderbolt II (до сих пор слабо представляю F-35 в роли последнего). Плюс ко всему -
хитрые американцы решили получить три самолета по цене одного: для
армии, для корпуса морской пехоты и для авианосцев.
Помните поговорку про универсальный инструмент, который может делать все, но одинаково хреново?
Как раз тот случай. Получился, наверное, самый скандальный истребитель 5 поколения.
CTOL - наземный истребитель для нужд ВВС США, STOVL - истребитель с укороченным взлётом и вертикальной посадкой для Корпуса морской пехоты США и ВМС Великобритании и CV - палубный истребитель для нужд ВМС США.
Про
многострадальный F-35 можно говорить много и долго... но объем статьи
ограничен, да и наше с вами время - тоже. Потому долгие подробные
разборки оставим на потом, тем более, что к каждому из перечисленных
самолетов в последствии еще вернемся отдельно. Посему - тезисно.
Победители
программы «Единого ударного истребителя» раскатывали губу на
производство до 2027 года «4500 самолетов или больше»... Но аппетиты
пришлось умерить. Заказов поступило гораздо меньше. Сперва была цифра
2852 самолета. К 2009 году ее уменьшили до 2456 шт., а в 2010 «осетра
урезали» уже до 2443 единиц. Вспоминая программу F-22... это далеко не
предел. Особенно учитывая все возрастающую стоимость проекта.
Кстати,
первоначально стоимость НИОКР по проекту оценивалась в 7 млрд. $. К
началу реализации программы в 2001 году стоимость разработки назвали в
34 с копейками млрд. $, ну а сегодня она перевалила за 56 млрд. $ и
продолжает «толстеть».
F-35B для корпуса морской пехоты США
Первый
полет самолет совершил в 2000 году. Мелкосерийное производство началось
в 2006 году. Прошло 11 лет, а самолет до сих пор не готов.
Самое
интересное, что больше всех свой F-35 ждет корпус морской пехоты США
(ибо в отличие от ВВС и ВМС у них нет альтернативного кандидата)... Но
мало того, что морпеховский F-35B обрезали по бомбовой нагрузке (может
нести в отсеках вооружения только бомбы калибром 450 кг в отличие от
900-килограммовых в двух других модификациях). У него постоянно вылазят
какие-то проблемы. Доходило даже до того, что в 2012 году программу
F-35B собирались закрывать.
Последний скандал приключился недавно. Оказалось, что вопреки заявлению разработчиков он до сих пор не достиг боевой готовности.
Это при том, что первый полет F-35B состоялся в 2008 году, а планировали принять на вооружение его еще в 2012-м!
Морпехи США уже от безысходности продлили ресурс своих AV-8B (самолетов вертикального взлета и посадки, которые должен был сменить
F-35B) до 2030 года, прикупив у британцев 72 списанных «Харриера» для
потрошения на запчасти.
F-35 изначально должен был заменить даже... штурмовик А-10!
Вообще на данный момент уже выпущено 154 серийных (!) F-35 и 174 самолета всего. А принятие на вооружение все отодвигается и отодвигается.
То
супер-шлем, позволяющий летчику видеть обстановку сквозь самолет на все
360 градусов, не выходит (уже третьего подрядчика сменили по-моему).
То с программным обеспечением беда.
То
8 подряд «пролетов» - неудачных попыток посадить прототип палубного
Ф-35С на имитатор палубы авианосца. Гак самолета, расположенный слишком
близко к основным стойкам шасси не мог зацепить тросы аэрофинишеров.
То китайские запчасти обнаружили.
То катапультные кресла Martin-Baker US16E не той системы (и дорабатывать надо два года!).
То проблема с топливными баками.
То еще что-нибудь.
Только по проблемам F-35 можно отдельную серию статей написать. :)
Недавно F-35 даже попал в пятерку худших истребителей США за всю историю авиации, по версии журнала National Interest.
Главный минус F-35 это низкие
летно-технические характеристики: недостаточные тяговооруженность и
маневренность, и малая максимальная скорость.
Не зря австралийцы из аналитического центра «Air Power Australia» предъявляют претензии F-35, говоря, что он «не
соответствует большому числу требований к истребителю пятого поколения и
является истребителем поколения 4+ из-за невозможности полета на
сверхзвуковой скорости без использования форсажа, низкой
тяговооруженности, сравнительно высокой ЭПР, а также низкой живучести и
маневренности».
Но помимо минусов есть у Лайтнинга-2 перед
Раптором и преимущество: F-35 получил аналог нашего оптико-электронного
локатора (ОЛС). Электронно-оптическая система (ЭОС) AN/AAQ-37,
в отличие от наших ОЛС имеющая 360° постоянного обзора и расположенная в
низу фюзеляжа, «заточена» в основном на работу по земле.
РЛС с АФАР AN/APG-81 по заявлению разработчиков позволяет обнаруживать воздушные цели на дальности в 150 км.
Тут
надо сказать, что разработчики РЛС лукавят. Ибо речь идет о цели с ЭПР 3
м² и вероятности обнаружения 0,5 при сканировании в секторе 0.1 от
общего сектора РЛС в течении 2 сек.
Вооружение F-35 располагается на 4 точках подвески в
двух внутрифюзеляжных отсеках. Также у самолета есть еще 6 точек внешней
подвески.
Для работы по воздушным целям F-35 может нести УРВВ
средней дальности AIM-120 AMRAAM, а также ракеты малой дальности: AIM-9M
«Сайдуиндер», AIM-9X, либо британские AIM-132 ASRAAM.
Для работы по земле F-35 - КАБы JDAM, SDB и AGM-154 JSOW.
На
внешней подвеске он будет нести ракеты от уже проверенных временем
HARM'а и «Мейверика», до сравнительно новых AGM-158 JASSM или SLAM-ER;
ПТУР «Brimstone» и разовые бомбовые кассеты CBU-103/104/105.
Полную номенклатуру планируемого вооружения можно оценить на картинке:
При этом сообщается, что пока применять все это великолепие F-35 не научили.
Стоимость самолетов, тоже, кстати, отличается от изначально запланированных средних 69 млн. $ за штуку.
В 2014 году за самолет без двигателя просили: F-35A - 94,8 млн. $, F-35B - 102 млн. $ и F-35C - 115,7 млн. $.
Правда, в отчете сенатского комитета по ассигнованиям F-35B по факту в 2014 году обошлись государству в 251 млн. $.
Ну да ладно, будем верить в заявленную производителем стоимость. А двукратное удорожание самолета спишем на (очередной попил) честную дележку между «Локхид Мартин» и чинами КПМ США. ;)
Впору, кстати, вспомнить цену российского Т-50, озвученную выше.
«Утка по-Пекински» - Chengdu J-20 (Китай)
Китайский самолет J-20 (он же «Проект 718»), разрабатывался в рамках программы «2-03» в «611-м
Институте» (более известном как CADI - Chengdu Aircraft Design
Institute) в г. Чэнду. Этот один из самых закрытых и таинственных
китайских авиастроительных проектов уже успел несколько раз сменить
наименование: сперва он был XXJ, затем J-X и J-XX и вот теперь J-20.
Самолет, выполненный по необычной для 5 поколения
аэродинамической схеме «утка», при взгляде сверху напоминает
несостоявшийся истребитель 5 поколения МиГ МФИ (прототип которого мы
знаем под наименованием «МиГ 1.42»). Видимо, сотрудничество с российским
институтом ЦАГИ и АНПК «МиГ» в начале 90-х не прошло даром.
Но -
не вздумайте даже намекать китайцам о русской или чьей бы то ни было еще
помощи в разработке J-20 или легкого J-10 (похожего на некоторые
наработки МиГа по программе ЛФИ - Легкий Фронтовой Истребитель)...
Съедят живьем. Все сами сделали! :)
Самолет как сборная солянка - он одновременно похож... и непохож на другие самолеты 5 поколения.
Так,
если посмотреть спереди, то мы увидим «брата F-22». Форма
воздухозаборников, беспереплетный фонарь кабины, схожий силуэт... правда
его быстро выдают при взгляде спереди ПГО и нижние аэродинамические
гребни.
Форма воздухозаборников с так называемым внешним разворотом пограничного слоя - напоминает F-35.
ПГО и общий силуэт при взгляде сверху - напоминают прототип МиГа МФИ.
При этом самолет имеет S-образный изгиб воздухозаборников, как на F-22.
Хотя в вину китайскому самолету ставят слабую
параллельность передних и задник кромок горизонтального оперения, а так
же торчащие сзади аэродинамические гребни... самолет все-таки можно
отнести к малозаметным.
Некоторые высказывают сомнения по поводу
обладания Китаем технологией радиопоглощающего покрытия. Но РПМ
(радиопоглащающие материалы) - не священная корова. После уничтожения в
Югославии американского F-117 куски обшивки наверняка достались всем
заинтересованным сторонам - и России, и Китаю. Кроме того, многие
наверняка помнят, как в 2011 году в Иране «посадили» американский
беспилотник Lockheed Martin RQ-170 Sentinel, выполненный
по технологии «стэлс». В Соединенных Штатах тогда бурно негодовали.
Иранцы и в этом случае наверняка поделились с Китаем кусочком. :)
Американский БПЛА RQ-170 Sentinel
Самые уязвимые элементы программы J-20 это силовая установка и БРЭО.
Самолет
должен получить китайский двигатель WS-15 с тягой до 18000 кг,
разрабатываемый в «624-м Институте», известном сейчас под аббревиатурой
CGTE (China Gas Turbine Establishment). Но пока с двигателем проблемы. И
это у Китая традиционно.
Можно вспомнить проблемы китайского
WS-10 «Тайхан», устанавливаемого на китайские «клоны» семейства Су-27...
и последующую закупку в России большой партии двигателей АЛ-31Ф.
Аналогичные
проблемы испытывают с двигателем WS-13 для легкого экспортного
истребителя FC-1. Двигатель в разработке более 10 лет, а серийные
истребители летают на российских РД-93 (модификация двигателя РД-33).
По
оценкам экспертов - нормальная взлетная масса J-20 составляет порядка
35 тонн. Если это так, то двух АЛ-31Ф самолету явно недостаточно. Не
будет ни крейсерского сверхзвука, ни достижения максимальной скорости
2М.
Второй важный вопрос - БРЭО и РЛС.
Создание
радиолокационной станции для истребителя нового поколения, вероятно,
велось на конкурсной основе двумя институтами - LETRI (Leihua Electronic
Technology Research Institute) и NRIET (National Research Institute of
Electronic Technology). По имеющимся данным, предпочтение в итоге было
отдано нанкинскому NRIET, предложившему проект РЛС тип 1475, АФАР
которой, как ожидается, будет иметь порядка 2000 приемо-передающих
модулей.
Правда, тут ситуация, еще интереснее, чем с двигателями.
Поскольку максимальный уровень для Китая до сей поры был на уровне наших
РЛС 001 «Меч» 80-х годов. Откуда внезапно взяться АФАРу? Китайцам бы
суметь скопировать доделать РЛС тип 1473, разработанную на базе нашего
«Жемчуга» (который они закупают у нас для своих истребителей J-10).
Вооружение
J-20 наверняка будет включать ракеты «Воздух-Воздух» PL-10 (аналог
AIM-9X) и PL-12C (модификация ракеты PL-12 со сложенным крылом). PL-12 -
это аналог американской AIM-120 AMRAAM и российской РВВ-АЕ с дальностью
пуска более 70 км. Может быть, самолет получит новую УРВВ большой
дальности PL-21.
Пока сложно сказать, что есть китайский J-20. То ли
это действительно машина, планируемая в серию, то ли это прототип 5
поколения, то ли вообще - демонстратор технологий (как наш С-37 «Беркут»).
Одно
можно сказать точно - до пятого поколения китайский J-20 явно не
дотягивает. За отсутствие внятного БРЭО и РЛС с АФАР, вопросы к
малозаметности, а также явно недостаточную тягу двигателей (скорее
всего, не обеспечивающих крейсерский сверхзвук) его можно назвать
Демо-версией китайского 5 поколения. :)
У китайцев вышел тяжелый, габаритный, малозаметный самолет с низкой маневренностью и тяговооруженностью.
Какова может быть его роль на поле боя?
На
истребитель завоевания превосходства в воздухе не тянет вследствие
малой маневренности и слабой тяговооруженности. Для перехватчика - не
хватает скорости. Истребитель-бомбардировщик? А насколько велики отсеки
вооружения (возможный объем которых сокращается S-образными каналами
воздухозаборников) и боевая нагрузка?
Это все, конечно, прикидки, ведь достоверной информации пока слишком мало.
Итоги
О
многих возможностях большинства представленных самолетов говорить
что-то определенное пока рано. Во-первых - вследствие секретности
характеристик, а во-вторых - прототипы могут очень серьезно отличаться
от серийных машин, как мы можем помнить, например, по истории с тем же
Т-10 (прототипом истребителя Су-27). Неизвестно - насколько изменится
тот же ПАК ФА, получив двигатель второго этапа и т.п.
Но что можно уже сказать определенно?
Подводя итоги, однозначно можно сделать вывод, что создатели F-35 допустили ошибку, пытаясь совместить три разных самолета с различными требованиями по ТТХ в одном.
Не удивлюсь, если в итоге японский ATD-X превзойдет его по ряду
характеристик (а вот по поводу обещанного японцами превосходства над
F-22 - сильно сомневаюсь).
Также однозначно можно сказать, что соперничество
за господство в воздухе среди пятерок в ближайшее десятилетие должно
развернуться между двумя самыми сильными конкурентами - Т-50 и F-22. Остальные в плане воздушного боя серьезно уступают им.
При
этом в данной схватке - явное преимущество просматривается у
российского истребителя. Это неудивительно, учитывая, что Т-50 появился
почти на 20 лет позже соперника. Да и подход к конструированию у нас разный.
Вообще
- мы «традиционно» отстаем в гонке вооружений от американцев на полшага
(это к вопросу, кто на планете наращивает милитаризацию, кстати), что
позволяет нам избегать ошибок конкурентов и повышать планку, заданную
ими. Похожая история была с появлением пары Су-27 и МиГ-29 в ответ на
F-15 и F-16.
При лучшей аэродинамике (и соответственно - лучших летных характеристиках) Т-50 превосходит F-22 еще в нескольких моментах:
- б0льшими по объему отсеками вооружения;
-
более разнообразной номенклатурой вооружения (имеет дальнобойные ракеты
«воздух-воздух» и широкий выбор боеприпасов «воздух-поверхность»);
-
ОЛС, позволяющей искать и атаковать противника не включая РЛС (кроме
того - оптико-электронному локатору плевать на низкую радиолокационную
заметность);
- всеракурсным УВТ (сверхманевренностью);
- самолет может применяться с грунтовых ВПП (взлетно-посадочных полос).
При
этом вроде бы несколько уступая Раптору в малозаметности. Что, кстати,
еще не факт, ибо «Бегемотик» X-32 от Boeing (прототип-конкурент Х-35,
проигравший в программе JSF) удовлетворял требованиям к малозаметности,
не имея S-образного канала от воздухозаборника к двигателю, а прикрывая
его радар-блокером, а кили, например, у него значительно меньше. Потому в
передней полусфере ЭПР его и F-22 могут не сильно отличаться.
Сзади
Т-50 будет «светиться» определенно лучше конкурента (вследствие
«неостелсованных» круглых сопел), но окончательную оценку его
малозаметности можно будет дать только после появления двигателя второго
этапа.
Х-32 от Boeing
ТТХ самолетов, претендующих на звание «истребителей пятого поколения»:
Малозаметность (пресловутая технология «стэлс») в свое
время подсказала американцам идею качественного, а не количественного
превосходства над всеми остальными.
На сегодня ясно, что данная
ставка себя не оправдала. Поскольку, во-первых, основные соперники США в
«большой игре» (Россия и Китай) тоже уже обзаводятся своими самолетами 5
поколения. А во-вторых, критерий «эффективность/стоимость»; по
отношению к сверхдорогим американским «пятеркам» еще ждет своей
беспристрастной оценки.
Так ли они превосходят самолеты
предыдущего поколения, чтобы стоить настолько больше? Будет ли в разы
большая цена компенсироваться соответствующей в разы большей
эффективностью? Заслужена ли она? Например, существует устойчивое
мнение, что в дуэльной ситуации истребитель «5-го поколения» F-35
проиграет истребителю 4-го поколения Су-35С.
Не взирая на все это, создание истребителя 5 поколения - это большой шаг вперед для любого государства.
Помимо
развития технологий это серьезный военный аргумент для завоевания
господства в воздухе и, кроме того, получение страной определенного
статуса. Можно сказать - вхождение в клуб избранных.
______________________________
ЖЖ judgesuhov - оригинал поста.
Бонусом найдете фото китайского J-31, индийских FGFA и AMCA, турецкого TF-X, корейско-индонезийского KF-X/IF-X и иранского Qaher F-313. Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|