Сорок
лет назад, 28 декабря 1975 года, в состав ВМФ СССР вошел первый
авианосец. По итогам основного этапа государственных испытаний был
подписан акт приемки «Киева» — противолодочного крейсера с авиационным
вооружением проекта 1143, характеристики и предназначение которого до
сих пор остаются предметом споров.
Герой своего времени
Необычный
для авианесущего корабля класс достался по наследству от
противолодочных крейсеров (крейсеров-вертолетоносцев) проекта 1123. В
конце 60-х годов в состав ВМФ СССР вошли два корабля, построенных по
этому проекту, — «Москва» и «Ленинград». Противолодочные крейсеры
проекта 1123 создавались по популярной в то время концепции крупного
противолодочного корабля, сочетавшего крейсерское вооружение и скорость с
крупной вертолетной авиагруппой, — полноценные противолодочные
вертолеты тогда только начали появляться.
Для обеспечения
действия сразу нескольких машин крейсеры-вертолетоносцы оснащались
большой взлетно-посадочной площадкой и ангаром. На крейсерах проекта
1123 размещалось 14 противолодочных вертолетов, способных взлетать с
четырех взлетных позиций.
Другое увлечение 60-х — самолеты
вертикального взлета и посадки (СВВП) — не могло не вызвать желания
оснастить эти крейсеры такими революционными летательными аппаратами. В
Великобритании на палубе авианосца «Арк Роял» в 1963 году прошли
испытания самолета «Хоукер» P.1127 — прототипа знаменитого «Харриера». В
СССР в то же время велась своя программа СВВП, в рамках которой
создавался штурмовик Як-36. Из множества проектов того времени только
эти два были доведены до серийного производства.
Третий корабль
проекта 1123 планировалось построить по доработанному под базирование
СВВП проекту 1123.3, с увеличенной полетной палубой и авиагруппой из
20-22 летательных аппаратов. Корабль логично получил имя третьего по
значению города СССР — «Киев». В 1968 году строительство началось,
однако практически сразу было прекращено в связи с решением разработать
новый корабль значительно больших размеров и водоизмещения — для
полноценного удовлетворения требованиям флота. В 1969 году утвердили
эскизный проект 1143 (шифр «Кречет»), а 21 июля 1970-го состоялась
закладка корабля, к которому перешло имя «Киев».
Штурмовик Як-38 на территории военно-морского музейного комплекса в Балаклаве.
Фото: Михаил Мокрушин / РИА Новости
Параллельно
со строительством корабля шли испытания самолета. 18 ноября 1972 года
летчик-испытатель М.С. Дексбах совершил на прототипе Як-36М (в серии
Як-38) первую посадку на палубу противолодочного крейсера «Москва», на
которой была оборудована специальная площадка с термостойкими плитами.
26 декабря того же года «Киев» был спущен на воду, достройка
продолжилась на плаву. В тот же день на освободившемся стапеле «0» был
заложен следующий корабль — «Минск». В дальнейшем традиция закладки
нового корабля одновременно со спуском корпуса предыдущего продолжилась.
В конце 1975 года по результатам ходовых испытаний корабль был принят
флотом. Однако испытания комплекса вооружения прошли только в следующем
году — это было вызвано задержкой поставок «главного калибра» — пусковых
установок ракетного комплекса «Базальт».
Именно комплекс
вооружения стал визитной карточкой проекта 1143 — одновременно поводом
для гордости и для критики. На «Киеве» и «Минске» в него входили, кроме
восьми пусковых установок тяжелых ПКР большой дальности П-500 (боезапас
16 ракет, могли оснащаться ядерной боевой частью), две двухорудийные
универсальные пушечные установки АК-726, противолодочный ракетный
комплекс «Вихрь» (мог использоваться для поражения как надводных, так и
подводных целей, оснащался только ядерной боевой частью), реактивные
бомбометы РБУ-600 и даже два пятитрубных торпедных аппарата.
Зенитные
средства самообороны были представлены ракетными комплексами «Шторм» и
«Оса-М» и шестиствольными пушечными установками АК-630. Перечисленный
комплекс вооружения на момент создания корабля был одним из самых (если
не самым) мощных в мире и превзойден на советском флоте только с
появлением крейсеров проекта 1164 «Атлант» и их более крупных атомных
собратьев проекта 1144 «Орлан». Неудивительно, что после испытаний
ударного комплекса и принятия «Базальта» на вооружение «Киев» был
переклассифицирован из «противолодочного с авиационным вооружением» в
«тяжелый авианесущий».
Следует отметить, что эти перипетии
касались нашего взгляда на корабли — за рубежом они в большинстве
справочников классифицировались просто как авианосцы. Этот факт служит
дополнительным подтверждением того, что официальное название
отечественных авианесущих кораблей крейсерами не связано с желанием
обеспечить свободный проход через черноморские проливы — с точки зрения
буквы конвенции Монтрё если не «Киев», то «Адмирал Кузнецов», «Варяг» и
недостроенный «Ульяновск» совершенно однозначно рассматривались как
авианосцы.
В то время вопрос прохода через проливы авианосцев
черноморских государств был прописан недостаточно четко и трактовался
Турцией в пользу СССР. Только несколько лет назад МИД Турции разъяснил,
что отныне авианосцы причерноморских государств тоже не имеют права
проходить через проливы.
В дальнейшем вооружение в серии
оптимизировалось. Если «Минск», переданный флоту в сентябре 1978 года, в
общем и целом был копией «Киева», с изменениями, которые можно
рассматривать как «работу над ошибками», то сданный в 1982 году
«Новороссийск» отличался довольно существенно. Так, было решено
отказаться от второго боекомплекта комплекса «Базальт» — трудоемкая
перезарядка занимала до четырех часов, и было решено, что в реальной
обстановке на это не окажется времени. Вместо него был размещен
дополнительный запас авиатоплива. Не был установлен ЗРК «Оса-М» —
планировалось заменить его на «Кинжал», но промышленность не сдала его
вовремя. Отказались от совершенно архаичных торпедных аппаратов.
Обновлено было и радиоэлектронное оборудование.
Авианосец «Викрамадитья» (переоборудованный авианесущий крейсер «Адмирал Горшков») в Северодвинске.
Фото: Сергей Мамонтов / РИА Новости
Задержала
сдачу корабля неудачная идея с размещением под тремя взлетными
площадками газоотводящих устройств — считалось, что у перспективных
Як-41 температура выхлопных газов будет больше. Сначала врезка их на
почти готовый корабль, а потом еще одна перепланировка с размещением
вместо газоводов различных вспомогательных помещений задержали сдачу
корабля более чем на год.
Четвертый корабль в серии — «Баку»,
сданный в 1987 году, отличался уже столь значительно, что иногда
выделяется в отдельный подтип. Была уменьшена длина надстройки и
увеличена площадь полетной палубы, усилена конструктивная защита корабля
и комплекс вооружения. Так, количество пусковых установок комплекса
«Базальт» увеличили до 12, калибр орудийных установок — до 100 мм,
наконец установили ЗРК «Кинжал» вместо «Шторма» и «Осы-М». Отказались от
противолодочного комплекса «Вихрь». На «Баку» отрабатывались многие
новшества, которые планировалось внедрять в дальнейшем на авианосцах,
предназначенных для базирования самолетов горизонтального взлета. Одним
из интересных опытов было покрытие надстройки многослойным
радиопоглощающим материалом.
Эксперимент вертикального взлета
Авиагруппа
«Кречетов» была представлена 36 летательными аппаратами — вертолетами
семейств Ка-25 и Ка-27 и СВВП Як-38/38М. Они занимали примерно
одинаковые площади, поэтому принято считать, что комплектоваться могли в
любом соотношении — в зависимости от планируемых задач. «Емкость»
корабля определялась по вместимости ангара — все 36 могли убираться с
палубы. Когда говорят о «сотне и более» самолетов и вертолетов на
авианосцах типа «Нимиц», следует иметь в виду, что части из них места
под палубой не хватит, и в реальности оперируют авиагруппами значительно
меньшего размера.
Основным камнем преткновения при современной
оценке проекта 1143 как системы вооружения являются штурмовики семейства
Як-38, о которых редко говорят что-то хорошее. Если оставить за
скобками «детские болезни» и высокую аварийность, как правило, все
сводится к утверждению, что дозвуковой самолет со слабым вооружением и
относительно небольшим радиусом действия не нужен на корабле, оснащенном
противокорабельными ракетами с дальностью действия до 500 километров.
Но ракеты комплекса «Базальт» на корабле были буквально наперечет, и их
недопустимо расходовать иначе, кроме как для залпового удара по
соединению крупных кораблей НАТО, в первую очередь по американским
авианосным ударным соединениям. Ракеты комплекса «Вихрь» также способны
поражать надводные цели, но оснащаются только ядерными боевыми частями,
что в известной степени ограничивает их применение. В такой ситуации
требовалось средство для борьбы с некрупными надводными целями, от
ракетных катеров до фрегатов, которые в то время зачастую не оснащались
даже простейшими зенитно-ракетными комплексами и представляли собой
легкую цель для штурмовиков (но в то же время серьезную угрозу для
корабля). Кроме того, Як-38 могли наносить эффективные удары по наземным
целям на прибрежных территориях, в том числе и тактическими ядерными
бомбами.
Наиболее справедливой претензией к Як-38 является его
неприспособленность к борьбе с воздушными целями. То есть для решения
базовой задачи корабельной авиагруппы — противовоздушной обороны
соединения — самолеты «Киева» не подходили. Як-38 не был оснащен радаром
и, как следствие, мог обнаруживать и перехватывать воздушные цели
только по целеуказанию РЛС корабля и в условиях хорошей видимости. Для
поражения воздушных целей в арсенале были только ракеты ближнего
воздушного боя Р-60, отсутствовала по соображениям экономии массы даже
встроенная авиапушка. Малая длительность полета не позволяла
обеспечивать дежурство в воздухе. Польза «Яков» была разве что в том,
чтобы не позволять патрульным самолетам безнаказанно отслеживать
перемещения крейсера, держась за пределами зоны поражения корабельных
ЗРК.
В любом случае в корне неверно переносить претензии к
самолетам на корабль. Срок службы крупного боевого корабля составляет
десятилетия, и заканчивает он ее зачастую с совершенно другими
летательными аппаратами на борту. В этом плане «Киеву» откровенно не
повезло: их активная служба закончилась с распадом СССР, как раз когда
проходил испытания перспективный палубный СВВП Як-141. Сверхзвуковой,
оснащенный радаром, ракетами средней дальности «воздух-воздух»,
противокорабельными и противорадиолокационными ракетами, он бы перевел
возможности авиагрупп крейсеров на качественно иной уровень. Кроме того,
останься они на службе, они получили бы и другие новшества — например,
вертолет дальнего радиолокационного обнаружения Ка-31, который позволил
бы решить проблему обнаружения маловысотных целей на значительном
удалении. А от перспективы модернизации на рубеже веков с заменой
громоздких «Базальтов» и прочего вооружения в носовой части на
универсальные вертикальные пусковые установки просто захватывает дух:
получившийся авианосец-корабль-арсенал был бы практически идеальным
средством поражения наземных целей в локальных конфликтах.
Вертолет Ка-31
Фото: Александр Поляков / РИА Новости
Однако
в реальности завершение службы четырех крейсеров в отечественном флоте
было стремительным и явно преждевременным. В 90-е годы на поддержание в
составе флота кораблей, снова ставших по сути противолодочными (Як-38
практически перестали эксплуатировать после 1991 года, а Як-141 не
довели до серии), денег явно не было — не хватало и на более нужные.
Отчасти в этом вина флота: корабли с 70-х годов служили без должной
береговой инфраструктуры, которая для них была только на Черном море,
постоянно стоя на рейде, расходуя моторесурс и огромные средства.
Неудивительно, что от них поспешили избавиться.
Однако обычно
безжалостная к боевым кораблям отставка была довольно милосердна к
«Киевам». Разделке на металл подвергся только «Новороссийск». «Киев» и
«Минск» в Китае «работают» музеями-развлекательными центрами.
Лучше
всего сложилась судьба «Баку». Сменив в 1990 году имя на «Адмирал
Горшков», он в 1994 встал на ремонт после пожара. Возможно, из этого
состояния он бы так и не вышел, но к кораблю проявили интерес за
рубежом. В 2004-2012 годах «Горшков» по заказу Индии прошел глубокую
модернизацию для обеспечения базирования самолетов горизонтального
взлета и посадки, и с прошлого года является флагманом ВМС Индии под
именем «Викрамадитья». Его авиагруппу составляют российские истребители
МиГ-29К и вертолеты КБ Камова.
Характерной иллюстрацией того, как
жизнь разбросала по миру наследие СССР, служит то, что одним из главных
соперников «Викрамадитьи» на море является спроектированная в Невском
проектно-конструкторском бюро и построенная на том же нулевом стапеле
судостроительного завода в Николаеве «Рига», переименованная затем в
«Варяг», а ныне в составе ВМС Народно-освободительной армии Китая
носящая имя «Ляонин».