Знаменитый летчик Виталий Попков, дважды Герой Советского Союза, ставший прототипом главного героя фильма «В бой идут одни старики», скончался в субботу вечером, сообщила РИА Новости пресс-секретарь комитета общественных связей Москвы Елена Мокрова.
«Вчера вечером в Центральном военном госпитале имени Мандрыки умер дважды Герой Советского Союза Виталий Иванович Попков. Последние годы он болел, был на костылях», — сказала Мокрова.
По ее словам, Попков был прототипом командира второй эскадрильи капитана Титаренко по прозвищу Маэстро, которого сыграл Леонид Быков
К сожалению, они не вечны.
Уходит поколение легенд.
Генерал-полковник авиации, в свое время перешедший из морской авиации РККФ в ВВС РККА, но так до конца жизни и не изменивший черному мундиру - "вечный траур и вечный парад".
В годы Великой Отечественной войны совершил 475 боевых вылетов, провёл 117 воздушных боёв, лично сбив 42 самолёта противника. В годы войны летал на истребителях ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7. После войны продолжал службу в ВВС на командных должностях до 1989 года, освоил многие типы реактивных истребителей, окончил Академию Генштаба.
В кино он стал прототипом сразу двух героев фильма "В бой идут одни старики" - Кузнечика и Маэстро.
На 88-м году жизни скончался знаменитый военный лётчик - Виталий Иванович Попков. Дважды Герой Советского Союза умер накануне вечером в Центральном военном госпитале. Виталий Попков был прототипом главного героя фильма "В бой идут одни старики" - командира второй эскадрильи капитана Титаренко по прозвищу Маэстро, которого сыграл Леонид Быков. Этот фильм ветеран, прошедший всю Великую Отечественную, считал самым лучшим фильмом о лётчиках. На счету командира эскадрильи 60 сбитых немецких самолётов. Свою первую Звезду Героя Виталий Иванович получил в 1943 году, вторую - в 45-м. В Москве на Самотечной площади установлен бронзовый бюст Попкову.
Виталий Иванович Попков - участник Великой Отечественной войны, командир звена 5-го гвардейского истребительного авиационного полка 207-й истребительной авиационной дивизии 3-го смешанного авиационного корпуса 17-й воздушной армии Юго-Западного фронта, командир эскадрильи 5-го гвардейского истребительного авиационного полка 11-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 2-го гвардейского штурмового авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации (1968). Почетный гражданин городов Москвы и Днепропетровска.
За годы войны его трижды сбивали, однажды он горел в самолете. Всего за время войны Попков успешно совершил 648 боевых вылетов, участвовал в 117 воздушных боях. Виталий Иванович гордился тем, что создал уникальную эскадрилью, из 14 летчиков которой 11 стали Героями Советского Союза, 8 встретили День Победы. Это была единственная эскадрилья, имевшая свой музыкальный ансамбль.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Нет, не много. Случай с Иваном Мокрым уникальный для истории истребительной авиации.
спорить о "первичности прототипа", или - "чей прототип первичен"...думаю не совсем корректно. (ИМХО)
Вот был у нас зам. Главкома ВВС по ВУЗ - Григорий Устинович Дольников.
Но мало кто знает, что и с него писал М.Шолохов свою "Судьбу Человека"...одно только "...после первой не закусываю" - чего стоит...а в книге, главный герой - совсем даже и не лётчик. Главное - Характер, главное - Поступок... Литература...кино... = художественное творчество.
Хотя сам Григорий Устинович - о своём "прототипстве" - отрицал полностью.
Дольников, Григорий Устинович (8 мая 1923 — 23 марта 1996) — советский лётчик-истребитель Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1978), заслуженный военный летчик СССР, генерал-полковник авиации, кандидат исторических наук. Принимал участия в боевых действиях с 1943 по 1945 года. Совершил 160 боевых вылетов, 42 воздушных боя. Сбил 15 самолетов противника лично и 1 в паре.
Родился 8 мая 1923 года в деревне Сахаровка Горецкого района Могилевской области. Семья перебралась в Белоруссию в 1919 году из Петрограда. Отец, Устин Савельевич Дольников — солдат, рабочий Путиловского завода, умер в 1936 году во время эпидемии тифа. Окончил 7 классов в 1939 году и Минскую школу ФЗО при паровозном депо. Одновременно обучался в Минском аэроклубе ОСОАВИАХИМа на самолете По-2. С апреля 1940 по 1943 год —- курсант Батайской военной авиационной школы пилотов имени А. К. Серова. Обучался на самолетах УТ-2, УТИ-4, И-16. В конце 1941 авиашкола перебазировалась в Азербайджан. В 1943 зачислен в истребительную авиацию РККА. В феврале 1943 поступил в 25-й запасной авиаполк (ЗАП), базировавшийся в Азербайджане. С апреля 1943 года — в 494 истребительном авиаполку, находившемся на переучивании и пополнении. Затем, лётчик 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 100-го гвардейского истребительного авиационного полка (переименованный в 1943 45-ый ИАП), 4-я воздушная армия, Южный фронт, с июня 1944 — 2-я воздушная армия 1-го Украинского фронта.
Первый боевой вылет — июль 1943. Первый сбитый самолет противника — Ме-109 — 18 августа 1943, в 12 км западнее Красного Лимана. В августе 1943, в упорнейших боях над Донбассом совершил 35 боевых вылета, провел 16 воздушных боев, сбил 3 вражеских самолета.
В боях за Днепр молодой лётчик лейтенант Дольников совершил подвиг. Протаранив самолёт противника, он выпрыгнул с парашютом, был ранен, попал к немцам в плен и оказался в концлагере. Только с третей попытки ему удалось сбежать и добраться до партизан. Воевал в партизанском отряде «Родина». После освобождения города Николаева в апреле 1944 года вернулся в свой полк. Только с мая 1944 года возобновил боевые вылеты, уже в Румынии, в районе реки Прут.
В конце мая 1944 года в боях под Яссами группа из 12 самолетов под командованием Ивана Бабака успешно провела бой с пятью девятками Ju-87 и прикрывающими их истребителями. В этом бою Дольников сбил 2 вражеских самолета. А за неделю напряженных боев — одержал 5 побед.
В начале 1945 года Ивана Бабака назначили командиром 16-го ГвИАП и его самолет, с надписью «От школьников Мариуполя», принял Дольников.
16 марта самолет Бабака был подбит зенитками, обгоревший летчик попал в плен. Был сбит и командир звена 100-го ГвИАП Герой Советского Союза Петр Гучек. В память о боевых друзьях Дольников сделал на самолете надписи: справа на месте богини Победы — «За Петю Гучка», слева — «За Ваню Бабака». На этой машине, в Мае 1945 года, Григорий Дольников и встретил день Победы.
Войну Г. Дольников закончил в Праге. После войны продолжил службу в ВВС. Окончил Военно-Воздушную Академию в 1955 году и Высшие академические курсы при Военной Академии Генштаба в 1968 году. Занимал различные командные должности.
С 1981 года генерал-полковник авиации Г. У. Дольников — заместитель главнокомандующего ВВС по ВУЗам. Автор книги «Летит стальная эскадрилья». Награжден Орденами Ленина (дважды), Октябрьской революции, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й Степени, Красной Звезды, «За службу Родине в ВС СССР» 3-й Степени, медалями и иностранными орденами.
Г. У. Дольников стал прототипом главного героя повести М. А. Шолохова«Судьба человека». Хотя сам Дольников Г. У. в своих мемуарах «Летит стальная эскадрилья» (воениздат — 1983 год, стр. 80) утверждает, что с Шолоховым никогда не встречался и пишет, что образ Соколова в книге «Судьба человека» собирательный и он сам не является его прототипом. Болгарский писатель Попов С. спрашивал Дольникова, правда ли можно выпить три стакана водки без закуски и не опьянеть до беспамятства, на что Григорий Устинович ответил — не опьянели ни он, ни Соколов, потому что «пили под дулом автомата».
Умер 23 марта 1996 года.
когда в 1983 году, наш курс встречался с Григорием Устиновичем, произошел несколько комичный случай, который, думаю, охарактеризует его как нельзя лучше:
"по окончании мероприятия, курсант (как всегда из когорты комсоргов и активистов, кандидат в чл. КПСС) вышел на сцену, и от оимени нас всех - должен был вручить генералу модель самолета, нашего Ту-134ш. И вот, оказавшись рядом с генералом, парня слегка "переклинило" - стал сбиваться в словах, и...назвал его Георгий Устинович... и так - несколько разпытаясь исправиться...зал примолк...руководство училища (особенно замполитская часть) - нервно заперешоптывались...этакий КОСЯК!...на что генерал, улыбнувшись, - взял микрофон из рук "вручавшего" и на весь зал сказал. - я не Жора, я - Гриша. не смущайтесь. - зал - грохнул таким хохотом....смеялся и генерал. Фронтовик.
» #3 написал: navigator_a (9 февраля 2010 10:42) Статус: |
Да много их было, прототипов. Особенно Кузнечика. Давайте не будем спорить, кто был более правильный.
-------------------------------------------
Нет, не много. Случай с Иваном Мокрым уникальный для истории истребительной авиации. В реальности, в своем знаменитом первом воздушном бою он сбил не один (как в фильме), а два фашистских истребителя. Для мальчишки, первый бой. Один против группы, умудрившись взлететь под огнем - это подвиг и история которую надо помнить, изучать, а не “размазывать”.
Кстати, про полеты на “мессере” тоже у Луганского.
» #2 написал: Князь (7 февраля 2010 16:53) Статус: |
Да много их было, прототипов. Особенно Кузнечика. Давайте не будем спорить, кто был более правильный. Просто помянем великого летчика. И упомянем его имя, и хоть вкратце расскажем историю. А то тогда умирает какой-то *****, постоянно мелькающий на телеэкране, так в СМИ на неделю шумиха. А когда уходят такие люди - везде молчок.
» #1 написал: navigator_a (7 февраля 2010 16:40) Статус: |
Журналажники! Прототип Кузнечика - Иван Мокрый. Читать воспоминая асов надо! Луганский С. Д. Литературная запись Н. Кузьмина. "Небо остается чистым. Записки военного летчика." Алма-Ата, «Жазушы», 1970. Вот отрывок: "... Помнится, пришел к нам в полк молоденький летчик Иван Мокрый. Шея тоненькая, глаза ребячьи. Только что из летной школы. Мне, да и не только мне, хорошо понятен этот лихорадочный блеск в глазах молодого летчика. Тут все — и неподдельный интерес ко всему, что связано с суровой профессией летчика, и ожидание первого боя и что-то еще совсем мальчишеское, почти детское, чему нет определения. Солдат из такого мальчишки, конечно, еще никудышный. И — точно: в первый же день на взлете самолет Ивана Мокрого неуклюже врезался в другой самолет, и обе машины вышли из строя. На аэродроме паника, дикий, невероятный случай! Что было делать с Мокрым? Судить? Наказывать самому? Пока ребята выруливали на взлет, ругал я его на чем свет стоит. Он только сконфуженно заливался румянцем и беспомощно разводил руками. -Не болтать руками! Стоять как следует!—Хоть в крике отвести душу. -Виноват, товарищ капитан...— замямлил, чуть не плача, Иван. -Кру-гом! К чертовой матери, в землянку! Вечером поговорим. Зашагал Иван Мокрый. Досада у меня все еще не проходила. Вывести из строя сразу две боевых машины! Если узнают в штабе дивизии, разбора не миновать. А по законам военного времени... Надежда была на то, что самолеты столкнулись на земле, на малой скорости, и повреждения незначительны. Надо будет поговорить с техниками, чтобы поторопились с ремонтом. «Ну, Мокрый! Ну, растяпа!»—ругался я, подбегая к своему самолету. Надо было догонять товарищей. С плоскости машины, залезая в кабину, я оглянулся на летное поле, оглянулся просто так и вдруг увидел Ивана Мокрого. Сначала я не понял — в чем дело? Молодой летчик стоял в траве на четвереньках, с поднятой рукой. В руке у него была пилотка. Изумление мое было настолько велико, что я так и замер с занесенной в кабину ногой. «Что с ним?» Неожиданно Иван Мокрый плюхнулся в траву на живот, накрыл что-то пилоткой, а когда поднялся, я увидел в его руке бьющегося кузнечика. Ну что тут было делать? После того как угробил две машины, после командирского нагоняя, летчик как ни в чем не бывало ловит себе самозабвенно кузнечиков. Ребенок еще, ну, сущий мальчишка! Ему бы не воевать, а вот так вот ладошкой ловить бабочек где-нибудь в полях под Рязанью. Но война ведь!.. Перед тем как тронуть машину, я в последний раз посмотрел на поле. Иван стоял на коленях в траве и, щурясь, со счастливой улыбкой разглядывал пойманного кузнечика. Теплый июльский ветер, пролетавший над полем аэродрома, трепал его буйный мальчишеский вихор.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
спорить о "первичности прототипа", или - "чей прототип первичен"...думаю не совсем корректно. (ИМХО)
Вот был у нас зам. Главкома ВВС по ВУЗ - Григорий Устинович Дольников.
Но мало кто знает, что и с него писал М.Шолохов свою "Судьбу Человека"...одно только "...после первой не закусываю" - чего стоит...а в книге, главный герой - совсем даже и не лётчик. Главное - Характер, главное - Поступок... Литература...кино... = художественное творчество.
Хотя сам Григорий Устинович - о своём "прототипстве" - отрицал полностью.
Дольников, Григорий Устинович (8 мая 1923 — 23 марта 1996) — советский лётчик-истребитель Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1978), заслуженный военный летчик СССР, генерал-полковник авиации, кандидат исторических наук. Принимал участия в боевых действиях с 1943 по 1945 года. Совершил 160 боевых вылетов, 42 воздушных боя. Сбил 15 самолетов противника лично и 1 в паре.
Родился 8 мая 1923 года в деревне Сахаровка Горецкого района Могилевской области. Семья перебралась в Белоруссию в 1919 году из Петрограда. Отец, Устин Савельевич Дольников — солдат, рабочий Путиловского завода, умер в 1936 году во время эпидемии тифа. Окончил 7 классов в 1939 году и Минскую школу ФЗО при паровозном депо. Одновременно обучался в Минском аэроклубе ОСОАВИАХИМа на самолете По-2. С апреля 1940 по 1943 год —- курсант Батайской военной авиационной школы пилотов имени А. К. Серова. Обучался на самолетах УТ-2, УТИ-4, И-16. В конце 1941 авиашкола перебазировалась в Азербайджан. В 1943 зачислен в истребительную авиацию РККА. В феврале 1943 поступил в 25-й запасной авиаполк (ЗАП), базировавшийся в Азербайджане. С апреля 1943 года — в 494 истребительном авиаполку, находившемся на переучивании и пополнении. Затем, лётчик 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 100-го гвардейского истребительного авиационного полка (переименованный в 1943 45-ый ИАП), 4-я воздушная армия, Южный фронт, с июня 1944 — 2-я воздушная армия 1-го Украинского фронта.
Первый боевой вылет — июль 1943. Первый сбитый самолет противника — Ме-109 — 18 августа 1943, в 12 км западнее Красного Лимана. В августе 1943, в упорнейших боях над Донбассом совершил 35 боевых вылета, провел 16 воздушных боев, сбил 3 вражеских самолета.
В боях за Днепр молодой лётчик лейтенант Дольников совершил подвиг. Протаранив самолёт противника, он выпрыгнул с парашютом, был ранен, попал к немцам в плен и оказался в концлагере. Только с третей попытки ему удалось сбежать и добраться до партизан. Воевал в партизанском отряде «Родина». После освобождения города Николаева в апреле 1944 года вернулся в свой полк. Только с мая 1944 года возобновил боевые вылеты, уже в Румынии, в районе реки Прут.
В конце мая 1944 года в боях под Яссами группа из 12 самолетов под командованием Ивана Бабака успешно провела бой с пятью девятками Ju-87 и прикрывающими их истребителями. В этом бою Дольников сбил 2 вражеских самолета. А за неделю напряженных боев — одержал 5 побед.
В начале 1945 года Ивана Бабака назначили командиром 16-го ГвИАП и его самолет, с надписью «От школьников Мариуполя», принял Дольников.
16 марта самолет Бабака был подбит зенитками, обгоревший летчик попал в плен. Был сбит и командир звена 100-го ГвИАП Герой Советского Союза Петр Гучек. В память о боевых друзьях Дольников сделал на самолете надписи: справа на месте богини Победы — «За Петю Гучка», слева — «За Ваню Бабака». На этой машине, в Мае 1945 года, Григорий Дольников и встретил день Победы.
Войну Г. Дольников закончил в Праге. После войны продолжил службу в ВВС. Окончил Военно-Воздушную Академию в 1955 году и Высшие академические курсы при Военной Академии Генштаба в 1968 году. Занимал различные командные должности.
С 1981 года генерал-полковник авиации Г. У. Дольников — заместитель главнокомандующего ВВС по ВУЗам. Автор книги «Летит стальная эскадрилья». Награжден Орденами Ленина (дважды), Октябрьской революции, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й Степени, Красной Звезды, «За службу Родине в ВС СССР» 3-й Степени, медалями и иностранными орденами.
Был удостоен звания Героя Советского Союза 21 Февраля 1978 года.
Г. У. Дольников стал прототипом главного героя повести М. А. Шолохова «Судьба человека». Хотя сам Дольников Г. У. в своих мемуарах «Летит стальная эскадрилья» (воениздат — 1983 год, стр. 80) утверждает, что с Шолоховым никогда не встречался и пишет, что образ Соколова в книге «Судьба человека» собирательный и он сам не является его прототипом. Болгарский писатель Попов С. спрашивал Дольникова, правда ли можно выпить три стакана водки без закуски и не опьянеть до беспамятства, на что Григорий Устинович ответил — не опьянели ни он, ни Соколов, потому что «пили под дулом автомата».
Умер 23 марта 1996 года.
когда в 1983 году, наш курс встречался с Григорием Устиновичем, произошел несколько комичный случай, который, думаю, охарактеризует его как нельзя лучше:
"по окончании мероприятия, курсант (как всегда из когорты комсоргов и активистов, кандидат в чл. КПСС) вышел на сцену, и от оимени нас всех - должен был вручить генералу модель самолета, нашего Ту-134ш. И вот, оказавшись рядом с генералом, парня слегка "переклинило" - стал сбиваться в словах, и...назвал его Георгий Устинович... и так - несколько разпытаясь исправиться...зал примолк...руководство училища (особенно замполитская часть) - нервно заперешоптывались...этакий КОСЯК!...на что генерал, улыбнувшись, - взял микрофон из рук "вручавшего" и на весь зал сказал.
- я не Жора, я - Гриша. не смущайтесь.
- зал - грохнул таким хохотом....смеялся и генерал. Фронтовик.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Да много их было, прототипов. Особенно Кузнечика. Давайте не будем спорить, кто был более правильный.
-------------------------------------------
Нет, не много. Случай с Иваном Мокрым уникальный для истории истребительной авиации. В реальности, в своем знаменитом первом воздушном бою он сбил не один (как в фильме), а два фашистских истребителя. Для мальчишки, первый бой. Один против группы, умудрившись взлететь под огнем - это подвиг и история которую надо помнить, изучать, а не “размазывать”.
Кстати, про полеты на “мессере” тоже у Луганского.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Просто помянем великого летчика. И упомянем его имя, и хоть вкратце расскажем историю. А то тогда умирает какой-то *****, постоянно мелькающий на телеэкране, так в СМИ на неделю шумиха. А когда уходят такие люди - везде молчок.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Вот отрывок:
"... Помнится, пришел к нам в полк молоденький летчик Иван Мокрый. Шея тоненькая, глаза ребячьи. Только что из летной школы. Мне, да и не только мне, хорошо понятен этот лихорадочный блеск в глазах молодого летчика. Тут все — и неподдельный интерес ко всему, что связано с суровой профессией летчика, и ожидание первого боя и что-то еще совсем мальчишеское, почти детское, чему нет определения.
Солдат из такого мальчишки, конечно, еще никудышный. И — точно: в первый же день на взлете самолет Ивана Мокрого неуклюже врезался в другой самолет, и обе машины вышли из строя. На аэродроме паника, дикий, невероятный случай! Что было делать с Мокрым? Судить? Наказывать самому? Пока ребята выруливали на взлет, ругал я его на чем свет стоит. Он только сконфуженно заливался румянцем и беспомощно разводил руками.
-Не болтать руками! Стоять как следует!—Хоть в крике отвести душу.
-Виноват, товарищ капитан...— замямлил, чуть не плача, Иван.
-Кру-гом! К чертовой матери, в землянку! Вечером поговорим.
Зашагал Иван Мокрый. Досада у меня все еще не проходила. Вывести из строя сразу две боевых машины! Если узнают в штабе дивизии, разбора не миновать. А по законам военного времени... Надежда была на то, что самолеты столкнулись на земле, на малой скорости, и повреждения незначительны. Надо будет поговорить с техниками, чтобы поторопились с ремонтом.
«Ну, Мокрый! Ну, растяпа!»—ругался я, подбегая к своему самолету. Надо было догонять товарищей. С плоскости машины, залезая в кабину, я оглянулся на летное поле, оглянулся просто так и вдруг увидел Ивана Мокрого. Сначала я не понял — в чем дело? Молодой летчик стоял в траве на четвереньках, с поднятой рукой. В руке у него была пилотка. Изумление мое было настолько велико, что я так и замер с занесенной в кабину ногой. «Что с ним?» Неожиданно Иван Мокрый плюхнулся в траву на живот, накрыл что-то пилоткой, а когда поднялся, я увидел в его руке бьющегося кузнечика. Ну что тут было делать? После того как угробил две машины, после командирского нагоняя, летчик как ни в чем не бывало ловит себе самозабвенно кузнечиков. Ребенок еще, ну, сущий мальчишка! Ему бы не воевать, а вот так вот ладошкой ловить бабочек где-нибудь в полях под Рязанью.
Но война ведь!..
Перед тем как тронуть машину, я в последний раз посмотрел на поле. Иван стоял на коленях в траве и, щурясь, со счастливой улыбкой разглядывал пойманного кузнечика. Теплый июльский ветер, пролетавший над полем аэродрома, трепал его буйный мальчишеский вихор.