Вот и минул очередной
год, самое время подвести его итоги. В целом он, несомненно, выдался для
нашего подводного флота весьма положительным и продуктивным.
Особенно
в этом году порадовало ОАО ЦС «Звездочка», данное предприятие сдало
после ремонта ДЭПЛ проекта 877, Б-459 «Владикавказ», а также МТВ проекта
20180ТВ «Академик Ковалев», предназначенный для транспортировки и
погрузки БРПЛ «Булава». Также, наконец-таки была выведена из цеха БС-64
«Подмосковье» после переоборудования в качестве ПЛА спец. назначения.
Также
в наливной бассейн была введена К-114 «Тула», пришедшая в прошлом году
для очередного среднего ремонта. На данном предприятии на данный момент
находятся в целях ремонта следующие лодки: К-328 «Леопард», К-461
«Волк», К-391 «Братск» и К-295 «Самара». Также ведется ремонт 1 ПЛА
проекта 949А, К-266 «Орёл», на котором в этом году был пожар, к счастью,
не нанесший существенного ущерба.
Сюда
стоит еще прибавить, по крайней мере, 1 АГС проекта 1910 «Кашалот», 1
ПЛА проекта 667БДРМ, и 1 ПЛА спец. назначения (БС-64 «Подмосковье»). В
этом году была введена в цех К-461 «Волк», и работы по ее ремонту и
модернизации наконец-таки развернутся как положено.
На «Севмаше» в
этом году состоялось 3 важных события: закладка в день подводника ПЛА
проекта 885М К-571 «Архангельск» и закладка 18 декабря 4-го корабля
нового проекта 955А «Император Александр 3».
Помимо этого, ПЛА
проекта 885 «Ясень», К-560 «Северодвинск» в этом году проходила в
акватории Белого моря расширенные акустические испытания. О результатах,
естественно, долгое время не будет известно ничего, но более чем
очевидно, что на данный момент К-560 обладает наивысшей скрытностью
среди наших атомных лодок.
На данный момент там продолжается
постройка сразу 4 серий атомных лодок: 6 проекта 885М, 5 проекта 955А,1
проекта 09852 и 1-2 проекта 09851, из которых 4 885М, 4 955А, 1
09852-851 заложены. Итого на стапелях предприятия находятся, по крайней
мере, 10 ПЛА 4 разных проектов, такой загрузки на СМП после развала СССР
еще не было. А ведь в следующем году сюда прибавятся еще 2.
3
важных события связанны с новой серией стратегических ракетоносцев
проекта 955 «Борей», сданной в 2012-2014 года. Головной корабль серии
К-535 «Юрий Долгорукий» совершил первое боевое дежурство, из которого он
вернулся 15 октября. Одним из важнейших событий в этом году стал
переход К-550 «Александр Невский» на ТОФ, данный корабль стал первым из
новых кораблей для нашего тихоокеанского флота, коих он, увы, не видел
уже очень долго.
Также с борта К-551 «Владимир Мономах» был
произведен залповый пуск Булавы, но, увы, частично неудачный, судя по
всему, 1 или несколько боевых блоков одной из ракет цели не поразили.
СРЗ «Нерпа» в этом году завершил ремонт К-331 «Гепард» и Б-336 «Псков»,
чем существенно повысила боеспособность подводных сил СФ.
Безусловно,
весьма насыщенным этот год выдался для ДЭПЛ проекта 636.3, первые 2
лодки этого проекта Б-261 «Новороссийск» и Б-237 «Ростов-на-Дону» уже
осуществили переход после завершающих испытаний на СФ в пункт
постоянного базирования в Новороссийске на ЧФ, наконец-таки началось
пополнение подводных сил ЧФ, которые до этого были представлены лишь 1
ДЭПЛ проекта 877.
«Ростов-на-Дону» по пути на ЧФ даже применил
оружие по реальному врагу: 8 декабря был нанесен удар КР Калибр по
позициям ИГИЛ в Сирии.
Подняты флаги на еще 2 ПЛ этого проекта:
на Б-262 «Старый Оскол» 3 июля, и на Б-265 «Краснодар» 5 ноября, «Старый
Оскол» уже прибыл на СФ для завершения испытаний. Продолжается
постройка еще 2 крайних ПЛ этого проекта: Б-268 «Великий Новгород» и
Б-271 «Колпино». Есть информация о возможности заказа еще 1 серии лодок
этого проекта для нашего флота.
Также продолжается проведение
ремонта Б-871 «Алроса» на ЧФ, Б-187 «Комсомольск-на-Амуре», ремонт
последней представляет собой неимоверную эпопею, длящейся вот уже как
более 10 лет, еще идет ремонт одной из ДЭПЛ проекта 877 во Владивостоке.
Так же рассматривается возможность ремонта на «Звездочке» Б-808
«Ярославль». И это только самые знаковые и освещаемые события, не считая
рутинных БД, рутинной подготовки, обучения новых экипажей и много чего
еще.
Планы на следующий год весьма масштабны. Звездочка в
следующем году сдаст К-266 «Орёл» и БС-64 «Подмосковье». Будет выведена
из цеха К-328 «Леопард», первая ПЛА проекта 971 «Щука-Б», прошедшая
средний ремонт и модернизацию. Судя по всему, будет спущен на воду 3-й
корабль серии проекта 20180 «Академик Александров».
СРЗ «Нерпа» в
следующем году должен закончить ремонт еще К-157 «Вепрь», проекта 971.
На «Севмаше» в новом году будут заложены еще 2 ПЛА: на день ВМФ 5-я ПЛА
проекта 885М, и ко дню рождения завода 5-я ПЛА проекта 955А.
И,
пожалуй, лично для меня событие номер 1 следующего года, которое однако
может убыть в 2017 год, и которое я жду с 2010 года - это вывод из цеха
К-561 «Казань», головной ПЛА проекта 885М. После вывода из цеха
«Казани», «Севмаш» стабильно начнет выводить остальные заказы, а после
сдачи ее же, стабильно начнется сдача и остальных, таких пауз как после
вывода-сдачи «Владимира Мономаха» с "новой волной” пополнения, очевидно,
не будет.
Должна осуществить переход на ТОФ К-551 «Владимир
Мономах». Также в следующем году, видимо, должны состояться еще пуски
Булавы, дай Бог все будет в порядке. Должен завершиться ремонт еще 2
ДЭПЛ проекта 877- «Алросы» на ЧФ и «Комсомольска-на-Амуре» на ТОФе.
Касательно
«Адмиралтейских Верфей». Очевидно, что еще 2 ПЛ проекта 636.3 совершат
переход на ЧФ, это «Старый Оскол» и «Краснодар», и еще 2 ПЛ этого типа
будут спущены: «Великий Новгород» и «Колпино». Вполне возможно их сдадут
в указанные в контракте сроки 12.2016. Если это будет так, то это будет
тот крайне, увы, нетипичный случай, когда контракты исполняются в
запланированные сроки. Но переход на ЧФ у них состоится все же только в
2017 году. А еще по последним сообщениям в декабре следующего года будет
выведена из цеха вторая лодка проекта 677 Лада- Б-586 «Кронштадт».
Также в следующем году, по последним официальным сообщениям должно
состояться эпохальное для нас событие - начало испытаний ВНЭУ в опытовом
отсеке.
Отдельно стоит сказать, что вовсю идет, и в 2016 году
продолжится создание инфраструктуры - начиная от жилья, заканчивая
причалами и модернизацией предприятий. Очень хочется верить, что новый
год станет для нашего подплава еще более продуктивным, нежели минувший!