5 января, «Жэньминь жибао» онлайн -- На очередной
пресс-конференции Министерства обороны, созванной 31 декабря 2015 года,
официальный представитель Минобороны полковник Ян Юйцзюнь подтвердил,
что Китай самостоятельно осуществляет проектирование и строительство
второго авианосца.
Корреспонденту интернет-издания China Military Online
удалось взять интервью у Чжан Цзюньшэ, исследователя
Научно-исследовательского института военных наук ВМС КНР.
Корреспондент: По сравнению с военным кораблем «Ляонин», что будет
улучшено во втором авианосце, произведенном в Китае? Почему было принято
решение отказаться от ядерной энергии и системы катапультирования при
взлете самолетов?
Чжан Цзюньшэ: В проектировании и строительстве, второй китайский
авианосец вберет в себя положительный опыт первого авианосца «Ляонин» в
смысле подготовки и научно-исследовательских испытаний. А чтобы решить
некоторые проблемы, которые существуют у авианосца «Ляонин», во многих
отношениях будут произведены улучшения и совершенствования. Корпус
авианосца «Ляонин» привезли из Украины, а второй китайский авианосец
будет целиком и независимо разработан и спроектирован в Китае. Мы
самостоятельно проводим исследования и разработки, будь то в отношении
строительства корпуса корабля, или систем, установленных на нем, включая
три крупномасштабные системы - энергосистему, авиаэлектронную систему и
вооружение. Новый авианосец будет оснащен более современными
технологиями и техническими характеристиками. У него будет более высокая
помехоустойчивость, и при строительстве будет значительно улучшен его
дизайн.
Строительство китайских авианосцев только началось. В настоящее время в
Китае среди наводных кораблей нет работающих на атомной энергии.
Сначала необходимо построить авианосец, работающий на традиционном
топливе. И накопив определенный опыт, в зависимости от ситуации можно
будет приступить к строительству атомного авианосца. Это
производственный процесс по нарастающей. В будущем, авианосец несомненно
будет оснащен системой катапультирования самолетов, но эта система
катапультирования более сложная, тут существует множество проблем
согласования. В данном случае взлет должен быть проще, живее и
проворнее. Все это - процесс постепенного совершенствования.
Корреспондент: Чем будут отличаться военные задачи второго авианосца от задач, выполняемых «Ляонином»?
Чжан Цзюньчжэ: «Ляонин» используется для военной подготовки и научных
испытаний. Используя накопленный авианосцем «Ляонин» опыт, второй
авианосец сможет быстрее стать боеспособным.
Возможно он будет
использоваться для военной подготовки и дежурств, а также для выполнения
задач, которые обычно стоят перед авианосцами. Речь идет о гуманитарных
миссиях, в том числе о ликвидации последствий стихийных бедствий.
Корреспондент: По уровню развития в области строительства авианосцев в мире, какое место занимает Китай?
Чжан Цзюньшэ: В этом рейтинге Соединенные Штаты Америки стоят на первом
месте. Недавно построенный в США авианосец «Джеральд Форд» (Gerald
Ford) – это поколение самых современных атомных авианосцев. По тоннажу,
по количеству и по боеспособности своих авианосцев, США в настоящее
время лидируют. Военный флот этой страны насчитывает 10 атомных
авианосцев с водоизмещением в 100.000 тонн. На каждом авианосце может
располагаться до 70-80 военных самолетов, что демонстрирует значительную
боеспособность этих кораблей. На втором месте стоит Великобритания. В
2016 и 2018 годах на службу британским ВМС придут авианосцы типа «Куин
Элизабет» и «Принц Уэельский» (HMS Queen Elisabeth и HMS Prince of
Wales). На третьем месте стоит Индия. У этой страны три авианосца. Два
авианосца Индия купила, а третий строится. Если сравнить авианосец,
который Великобритания строит совместно с Индией со вторым китайским
авианосцем, то независимо от тоннажа, силового оборудования, или способа
взлета и посадки самолетов, китайская разработка не так далека от
совместной разработки Великобритании и Индии. Но Соединенные Штаты
строят большие и тяжелые авианосцы, которые работают на атомной энергии.
Масштаб развития китайской отрасли строительства авианосцев значительно
меньше американской. Он даже не может быть сравним с Индией. Если
сравнивать с зарубежными странами, то в строительстве авианосцев у нас
есть определенный отрыв.