Нашу армию часто ругают. Это любят делать и наши потенциальные противники, рассказывая «прохладные» истории о том, что мы нарушаем то один договор, то другой. Любят ругать и соседи, то ли от глупости, то ли от зависти называя нашу Армату «картонной». Любят ругать и внутри страны, то пророча неудачи ВКС в Сирии, то рассказывая о якобы плохом питании в армии. Нашу армию сравнивают с армией США и часто ставят нам незачет, не желая вглядываться в детали, а ведь в них всегда и кроется дьявол.
Армия США действительно мощная, но мощь ее на другом континенте. Я предлагаю провести внимательное сравнение наших возможностей и возможностей янки и начать с авиации, ведь штаты славятся ее численностью.
В 2013 году в ВВС США находилось 1356 истребителей. У нас истребителей 830. Между ними по 8 тыс. км по Атлантике, 7 тыс. км по Тихому океану. И единственная точка соприкосновения – это зона Берингова моря. Поэтому, сравнивая боеспособность отдельных стран, нужно правильно выбрать театр боевых действий.
Так где же наши бойцы могут столкнуться со звездно-полосатыми?
Северная Америка
Но что нам там делать? Мы мирная страна. Мировое господство нам и раньше было безразлично. Русский человек дышит волей, и мысль лишить ее другие народы нам чужда и противна. Одно время мы хотели мировой коммунистической революции, дать всем народам социализм и высшую цель…, но теперь не хотим. Так что делать в штатах нашим войскам по большей части уже и нечего.
В других регионах локальное столкновение наших военных сил с американскими будет зависеть от конкретных условий и объема присутствия.
Россия
А вот здесь интереснее. Отставим сценарий с применением ядерного оружия. Разберем, как Америка гипотетически может нападать на Россию.
100500 крылатых ракет
Одним из сценариев, которым нас пугают, является массированный удар крылатыми ракетами всех калибров по нашей территории, сметающий все живое и в течение нескольких часов приводящий к полной победе янки. Глобальный удар так называемый.
Ну, в принципе, так оно и будет, только эффект может оказаться совсем другим. Считаем ракетную армаду.
У Штатов в наличии имеется:
• AGM-86 ALCM – класс "воздух-земля". Старенькие, производятся с 81 года. Они бывают разные: дальность полета от 1200 км до 2400 км. Всего их было произведено 1715 штук. В Ираке было потрачено 35 ракет, сколько-то еще в Афганистане. Так что по факту их чуть меньше, но не суть.
• AGM-158 JASSM – класс "воздух-земля". Поновее, с 2001 года в производстве. КР бывает двух типов: обычная - с дальностью полета в 360 км. (2747 штук) и усовершенствованная с дальностью в 980 км (2531 штук).
Много?
Класс "воздух-земля" означает, что ракеты несут самолеты: либо стратегическая авиация, помногу, либо истребители-бомбардировщики помалу. При этом первую ракету – AGM-86 – могут нести только бомбардировщики В-52Н. Соответственно, количество ракет, способных ударить по нашей земле, зависит от количества самолетов, способных до нее долететь.
• Томагавк – крылатая ракета морского базирования. Старенькая, принятая на вооружение в 83 году, но очень хорошая ракета. Дальность от 460 км до 2500 км.
За все время американцы их настроили аж 7302 штуки. Но около 2 000 уже использовали во всякого рода войнах. Остается 5302 КР Морское базирование означает, что ракета располагается на кораблях и подводных лодках – они выступают в качестве носителей. Всего на всех кораблях США может разместиться от 4286 до 5302 КР.
Еще один момент: срок службы крылатой ракеты ограничен 10 – 15 годами. Максимум 20 лет. После этого уже начинается лотерея: выстрелит, не выстрелит.
Авиация
У американцев все многофункционально. Истребители одновременно и бомбардировщики, иногда и штурмовики. У них их много, но нас они не интересуют, пока находятся на Североамериканском континенте.
А общая граница у нас одна – на Севере. В интернете я не нашел информации о том, где на Аляске дислоцируется 354-ое истребительное крыло, но предположу, что база должна быть в доступности от железной дороги. А она на Аляске одна.
Американцы пытаются подвесить на F-15E «Страйк Игл» крылатые ракеты, но информации о том, что у них это получилось, я не нашел. Поэтому из нестратегической авиации КР могут нести только F-16 и только AGM-158 JASSM.
Радиус боевого действия у F-16 в районе 1000 км. Можно навесить топливные баки, но тогда количество КР резко уменьшается.
Дальность полета AGM-158 JASSM всего 980 км.
Анадырь накрывает. Но не очень впечатляет.
Авиационное крыло янки – это от 24 до 48 самолетов. Весит ракета 1020 кг. Значит, F-16 может нести максимум 4 ракеты. Умножаем, получаем от 96 ракет до 192 ракет.
Скажем, комплекс С-300ПМУ2 возьмет на себя 36 целей с гарантированным поражением или обстреляет 72 с вероятностью не менее 85% поражения. Комплекс С-300ВМ обстреляет 48 целей с таким же коэффициентом.
Итого, если целью будет, скажем, Анадырь и объекты вокруг него, то при наличии 2-3 комплексов С-300 в этом радиусе 85% крылатых ракет будет уничтожено.
Оставшиеся 15% - 25 КР возьмут на себя Панцири С-1 (4-5 штуки понадобится) или Тор (6 штук необходимо)
Сколько там у нас на Чукотке стоит С-300 и прикрывающих их ЗРК типа Панцирь, Тор, Оса или Тунгуска, я не могу знать, но уж три комплекта найдется.
Все. Больше мы с американскими истребителями-бомбардировщиками нигде не пересекаемся.
Европа, кроме стран-марионеток
Блок НАТО – это оборонительный блок. Договор предполагает совместную защиту от агрессора. Но если завтра США вдруг объявит войну России, это послужит скорее разрушению блока, нежели его сплочению:
• Во-первых, США за Атлантикой, а Россия - сильная, здесь, совсем рядом с Европейскими странами.
• Во-вторых, одно дело - санкции, против которых те же германские элиты во всю сопротивляются, и совсем другое дело - война с миллионами и миллионами финансовых потерь.
• В-третьих, эпоха сплоченных вокруг США свободных стран прошла вместе с развалом СССР. Россия сегодня – это не чужеродный коммунистический режим, обещающий национализацию всем бизнесменам. Это деловая страна, с которой удобно и интересно торговать. Умирать за свободу и умирать за звездно-полосатый флаг – это несколько разные мотивации. И если первая могла когда-то заинтересовать парижанина, то вторая ему чужда.
Поэтому, я бы не стал брать в расчет эскадрильи Тайфунов, держащих направление на восток.
Однако Штаты могут использовать свои авиабазы, расположенные в Европе.
Германия
Авиабаза Рамштайн. Сейчас она используется транспортными самолетами и выполняет роль логистического центра. Но раньше на ней располагались несколько эскадрилий. Так что, если что сюда могут быть переброшены силы в размере авиакрыла.
Авиабаза Шпангдалем. Здесь дислоцировано 52-ое истребительное крыло ВВС США. В его составе F-16 и штурмовики Тандерболты, предположительно по одной эскадрильи каждого. Штурмовики мы не считаем, а вот F-16 там может быть соответственно 12-16 самолетов.
Казармы Зембах. Как авиабаза не используется, здесь дислоцированы сухопутные войска. Но если что, тут может бы размещена эскадрилья… если взлетно-посадочную полосу отремонтируют
До границы с Россией отсюда 1600 км. До Москвы 2100 км. Самолеты не долетят, но крылатые ракеты – вполне. Их, впрочем, в настоящий момент на вооружении на авиабазах нет.
Италия
Авиабаза Авиано. Здесь располагается целое крыло А-16 в составе двух эскадрилий: 24-32 самолета.
Авиабаза Геди-Торре. Это скорее склад, нежели авиабаза. Но что-то сюда садиться и влезать может, да.
До России отсюда еще дальше, чем от Германии
Турция
Авиабаза Измир. Здесь у янки штаб-квартира командования чего-то там и 425-ая эскадрилья ВВС США: 12-16 самолетов.
Инджирлик. Раньше здесь располагалась авиакрыло снабженцев. Теперь, как минимум, одна эскадрилья F-16: 12-16 самолетов.
До границы с Россией 800-1000 км.
Прибалтика
Авиабаза Эмари. С 2015 года на ней размещается эскадрилья штурмовиков Тандерболтов. Эти самолеты не несут крылатых ракет, радиус боевого действия не более 460 км. Но из-за близости базы к нашей границе их стоит учитывать.
Испания
Авиабаза Морон. Это еще один крупный логистический центр в Европе. По причине ближневосточных конфликтов здесь располагается 496-я эскадрилья ВВС США в составе 12-16 самолетов.
До границы с Россией – 3400 км. Такие расстояния способны преодолевать только стратегическая авиация, поэтому испанцев не считаем.
Великобритания
Здесь у США шесть военных баз. От них не так далеко до России, как от Испании – 2000 км. до границы. Но, очевидно, что американцы могут использовать Англию как непотопляемый авианосец и запускать с него все что угодно и в достаточно большом количестве. Только куда? 2000 км для истребительной авиации – это недостижимое расстояние
Итого, в настоящий момент в Европе минимум 4 эскадрильи: 48 – 64 самолета. Сколько из них F-16, способных нести крылатые ракеты, и есть ли эти самые ракеты на базах, неизвестно.
Количество самолетов на базах, я думаю, может быть быстро увеличено в 2-3 раза, до 100–150 штук. Но аэродромы тоже не резиновые.
Похоже это на армаду?
Не очень.
Стратегическая авиация
Еще один способ докинуть КР до нашей земли – это стратегическая авиация. 3 стратегических бомбардировщика Рокуэлл Интернешнл B-1 «Лансер». Каждый из них может прихватить с собой по 24 крылатых ракеты AGM-86 ALCM – тех, которые имеют дальность от 1200 км до 2400 км. Итого, все вместе они несут 72 ракеты.
72 стареньких Боинг B-52 «Стратофортресс». Каждый из них несет по 20 крылатых ракет AGM-86 ALCM. Именно поэтому этих старичков все еще держат на балансе. Итого имеем 1440 КР.
Атаковать стратегическая авиация может с нескольких направлений:
Арктика
Атаковать, конечно же, можно. Однако тут два момента.
Первый – это наши полки С-400, закинутые на самые дальние северные острова. Там в этом году закончили строительство 6 новых баз. В том числе, с военными городками закрытого типа, из которых по полтора года можно не выходить.
И возвращаясь к вопросу питания. В арктических бригадах даже меню раздельное: специальные макароны с олениной, а для вегетарианцев – с добавлением рябины и кипрея.
Придется сначала подавить «Триумфы». А это 16 пусковых установок в каждом полку, по 4 ракеты в ПУ – 64 цели. Это не шутки. И Панцири, их прикрывающие.
Ну и кроме этого – истребительная авиация. Без прикрытия вся эта армада – просто "дармовой фраг" для любых наших самолетов.
И это 40 лет назад огромные самолеты, способные преодолевать тысячи км, были чем-то скрытным. Время подлета с территории США к нашим границам на севере – минимум 6 часов.
Поэтому стратегическая авиация янки будет действовать в связке с истребительной авиацией. А это значит – при поддержке эскадрилий авианосцев. И здесь мы обращаем наш взгляд на гордость и мощь американской нации - их всесильный флот: тысячи КР Томагавк, сотни F-18. Статистика поражает, заставляет бояться… Многих, но не нас.
Однако роль американского флота в глобальном ударе я разберу в следующей статье.
Заключение
Численность авиации США 8 250 единиц. Этой цифрой часто пугают. Но транспортники – это не боевая авиация. Древние штурмовики – авиация ближнего боя.
Истребителей набирается только 1356 штук
Авиация национальной гвардии – это резерв, но никак не силы первой ударной волны. И тут же армада сокращается до примерно 1000 единиц.
Да плюс 94 самолета стратегической авиации.
И это - парк стремительно стареющих машин, им по 20, 30 лет, не говоря уж о 50 летних стариках Б-52.
К 2020 году американцы вынуждены будут списать более 400 F-15 и F-16…
И что останется от некогда устрашающей армады?
159 F-22, которые перестали серийно производить, и 27 неимоверно дорогих, даже для янки, F-35? И 3-4 сотни доживающих свой век F-15/F-16.
Но дело даже не в том, сколько у США самолетов, а в том, что им до нас не достать.
Фактически, на нашей земле мы можем встретиться сейчас с 80-100 машинами янки или двумя-тремя сотнями в случае, если у них будет возможность подтянуть авиацию в Европу.
У нас уже в будущем году будет 72 Су-30, уже сейчас 88 Су-35. И почти 4 сотни Су-27, доказавших на совместных учениях свое превосходство над F-15. И я уж не говорю о 224 МиГ-29, которые и создавались для противодействия F-15 и F-16.
А еще есть ПВО.
В общем, сражение авиаций США и России – это как битва полярного медведя с пингвином – возможна только в умах и зоопарках.
Если же говорить о роли авиации в плане глобального удара, то 2-3 комплекса С-300 у Берингова моря и с десяток Фаворитов на западе страны эту роль сводят к минимуму.
Но США – это не только стареющая авиация, это еще и флот - 10 авианосцев, десятки крейсеров, тысячи томагавков…
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+