Первый блин или кратко о ВПК Казахстана
Введение
Уважаемые читатели «ВО»! Осмелюсь представить на Ваш суд свою
первую статью. Не имея глубоких познаний в классификации, типах,
стандартах, и уж тем более применении техники подобного рода я не берусь
доказывать, какая из них быстрее, сильнее и выше. В моей статье будет
приводиться констатация фактов, собранных из сообщений СМИ, официальных
пресс-релизов компаний и высказываний различных чиновников, имеющих
отношение к данной теме и военно-промышленного комплекса (далее ВПК)
Республики Казахстан в целом. Как сказано выше, я не эксперт, и даже не
диванный воитель. В этой статье не будут приводиться технические
подробности продукции компании Paramount Group. Все это Вы можете найти в
статье Alex Alexeev «Бронированные машины от компании Paramount Group»
от 10 ноября 2014 года на «ВО».
Завод по производству бронированных колесных машин
Итак, из последних новостей Вы слышали, что 30 ноября 2015 Президент
Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев посетил (по другим
источникам «открыл») завод по производству бронированных колесных машин,
реализованный совместным предприятием ТОО «Казахстан Парамаунт
Инжиниринг», имеющая лицензию на эти виды деятельности с 13 ноября 2015
года. Основная деятельность завода - это производство, техническое
обслуживание и ремонт бронированных колесных машин, бронетранспортеров:
Арлан 4х4 он же Marauder
Дополнительную информацию приводит сайт Министерства Обороны Республики Казахстан (далее МО РК).
Инфографика многоцелевого маневренного бронемобиля с защитой от мин «Арлан»
Номад 4х4 он же Maverick
Барыс 6х6 он же Mbombe 6
Выпуск перечисленных бронированных машин будет возможен в модификациях.
Каких, не сообщается. При этом корпус Арлана обеспечивают уровень защиты
3 STANAG, а корпус Барыса баллистическую защиту на уровне 3 STANAG и
противоминную защиту на уровне 4a и 4b STANAG.
Перспективным направлением развития заявлено создание современного
бронетранспортера «Барыс» с колесной формулой 8х8. Машина будет обладать
высоким уровнем защиты и огневой мощи, мобильностью и большой
грузоподъёмностью. Что интересно, на официальном сайте Paramaount
Group нет информации о бронетранспортерах с колесной формулой 8х8 и,
если судить по изображению, которое было размещено в цехах завода на
момент открытия, эта платформа будет обладать башней с системой
вооружения по аналогии с БМП-3. Конечно, делать предположения о калибре
и, соответственно, возможностях этой системы, глядя на изображение
перспективного БТР, было бы не корректно. Подождем более подробной
информации.
Фотография из видео репортажа телевизионного канала «Хабар»
Официальная информация завода: современное высокотехнологичное
эффективное оборудование позволяет реализовывать полный цикл таких
работ, как лазерный раскрой листового металла, сварка бронелистов,
нанесение лакокрасочных покрытий, сборочные работы, жесткий контроль
качества. Техническое оснащение завода предполагает решение широкого
круга задач в области производства колесной техники военного и
гражданского назначения. Вся выпускаемая на заводе техника будет
производиться на основе международных стандартов, что позволит
реализовывать продукцию как внутри Казахстана, так и за его пределами.
По словам Генерального директора «Казахстан Парамаунт инжиниринг» Ербола Салимова предприятие
планирует осуществлять поставку 50% материалов для техники из стран
Таможенного союза, сейчас ведется работа над кооперацией с КамАЗ-ом по
унификации двигателей, мостов, различных электрических систем.
Достигнуты определенные договоренности.
Объем инвестиций при строительстве завода составил 7 мрлд 80 млн тенге,
создано 150 рабочих мест, обучено в Казахстане и за рубежом 55 инженеров
и специалистов технического профиля. Согласно информации, размещенной
на сайте электронного лицензирования РК, на декабрь 2015 года компания
«Казахстан Парамаунт Инжиниринг» привлекла только одного иностранного
работника.
Если говорить о рынках, то, как было сказано выше, отчасти, имея малую
долю, заложенную в бюджет страны для нужд ВПК, завод ориентирован на
возможности поставки продукции за рубеж и это подтверждается подписанным
меморандумом с Иорданией на поставку 50 машин 6х6 в течение следующего
года. Руководством завода сообщается, что основная поставляемая техника
на 2015-2016 год - это Арлан 4х4. В целом производительная мощность
завода составляет 120 машин в год. Согласно информации портала
Tengrinews.kz 50 процентов завода принадлежит иностранцам, 50 процентов -
компании "Казахстан инжиниринг".
15 декабря 2015 года МО РК представило видео испытаний, после просмотра
которого можно выделить следующие вещи: а) ходовые испытания проводились
в теплый период года; б) ночные стрельбы проводились 25 июня 2015 как в
статичном положении, так и на ходу на расстояниях до цели от 500 до 907
метров, при этом использовалось вооружение калибром 12,7 мм (скорее
всего крупнокалиберный пулемет); в) если судить о надписях на турецком
языке на экране оптоэлектронная составляющая боевого модуля, скорее
всего, выполнена ТОО «Казахстан Aselsan Инжиниринг». Почему надписи на
турецком, а не на русском или казахском языке стоит только догадываться.
К сожалению, я не смог найти информацию о датах подписания
соответствующих документов с Paramount Group о создании СП, возможно
истоки данной сделки можно отнести к выставке KADEX-2012 которая
проходила в Астане в 2012 году, на которой НК "Казахстан инжиниринг"
подписала различных договоров на 1,8 миллиарда долларов.
Как подведение итогов этого раздела можно выделить следующие моменты:
Выбор партнера. Paramaount Group является крупнейшей частной аэрокосмической и оборонной компанией в Африке (ЮАР).То есть эта компания частная и из ЮАР, что условно можно принять как независимость компании от решений политического толка;
Глубокая интеграция.Если у руководства завода есть
планы осуществлять поставку 50% материалов для техники от других
производителей, то это означает, что Paramount Group как партнер
действительно идет на серьезные уступки и готово к глубокому
сотрудничеству, что еще раз подчеркивает выгоды выбора в партнеры
частной компании.
Конечно, если бы была возможность ознакомиться с технико-экономическими
обоснованиями по выбору партнера, мы могли бы знать более достоверно,
почему Paramount Group.
Пути развития военно-промышленного комплекса Республики Казахстан
Читатели «ВО», так же как и жители Казахстана, не всегда понимают логику
нашего Правительства в отношении развития ВПК. Да-да, именно, ВПК. Он у
нас, какой-никакой, а есть. Возможно, читателю не знакомому со
сложившимися реалиями постсоветского периода, когда каждому государству
требуется строить свою жизнь или читателю, понимающему цели ВПК самой
большой страны в мире будет затруднительно понять цели и пути их
достижения ВПК страны с населением в 10 раз меньше и малым бюджетом.
Так слова МО РК Имангали Тасмагамбетова, которые были озвучены во время
интервью общественно-политической газете «Central Asia Monitor» 30
октября 2015 и размещенные на официальном сайте МО РК, дают
представление читателю о факторах, влияющих на выбор стратегии развития
ВПК:
Стратегия ВПК была выработана исходя из различных факторов, таких
как наличие конструкторских бюро, внутренних потребностей, широких
возможностей экспертного потенциала и т.д. И если говорить о результатах
этой стратегии, то создание в Казахстане современных
высокотехнологичных производств с участием зарубежных партнеров можно
назвать "высшим пилотажем" с точки зрения инвестиционной
результативности.
Картину развития ВПК дополняют слова политолога Марата Шибутова,
приведенного в статье «Тем ли и так ли вооружена казахстанская армия?»
того же ресурса «Central Asia Monitor» в июле 2015: Для нашего ВПК
главная цель – производство хотя бы самых распространенных и наиболее
используемых видов боеприпасов, осуществление частичного (не
капитального) ремонта отдельных видов боевой техники, а также выпуск
некоторых видов снаряжения. Для чего-то более существенного у нас просто
не хватит сил, даже если бы нам удалось сохранить весь советский
потенциал своего ВПК
В отношении стратегии закупок: закупаемое вооружение должно быть
достаточно распространенным, чтобы при необходимости сменить поставщика;
боевая техника должна иметь достаточно распространенные запасные части,
чтобы ее можно было починить в местных условиях; поставщик вооружений и
боевой техники должен быть достаточно надежным, чтобы в будущем
получать своевременный и качественный сервис. Конечно, Марат не
является кадровым военным и не работает на МО РК и это позволяет ему
быть более свободным по сравнению с чиновниками от МО в своих
высказываниях.
В принципе озвученные Маратом тезисы не являются секретом, и все они вытекают из:
• того наследия, которое нам досталось после развала СССР;
• того, как и что мы смогли сохранить и не развалить окончательно;
• состояния экономики и положения Казахстана на мировой арене.
От себя добавлю: по словам моих коллег-иностранцев (в основном
инженерный состав из Европы, работающий в нефтегазовой сфере)
руководство нашей страны в сравнении с руководством Объединенных
Арабских Эмиратов поступает более разумно, стараясь размещать
производство в Казахстане всего, что возможно и увеличивать местное
содержание в выпускаемой продукции. Это взгляд со стороны. В этом плане
работы у нас не початый край, и если бы все было так легко, ведь
коррупция цветет махровым цветом.
Как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. И по уголовным
делам, которые были начаты ранее по программе модернизации самоходных
гаубиц "Семсер" и минометов "Айбат" Бог расположил все так, что за
нанесенный ущерб в 2013 году был осужден на 11 лет Заместитель Министра
Обороны генерал-лейтенант Маермонов Кажимурат. В деле фигурировали
другие военнослужащие РК и гражданин Израиля. А все свелось к тому, что
каждый из ответчиков «подписал акты приема техники, заведомо зная о ее
неисправности». Более подробно ознакомиться с этой историей Вы можете,
прочтя статью «Самоходный миномет «Айбат». Международное сотрудничество и
коррупционный скандал» автора Рябова Кирилла на «ВО».
Бог так же расположил дела и по боевой колесной машине «Кобра», которая,
по словам командира 36-ой десантной штурмовой бригады генерал-майора
Джумакеева Алмаза вроде бы должна была производиться на территории
Казахстана с 2014 года совместным казахстанско-турецким предприятием. Но
воз и ныне там. Есть ли завод или нет, ответить трудно. Как бы Бог не
повернул все так, что еще кого-то по этому делу не посадили. По
разрозненной информации можно сказать, что «Кобры» поставляются турецкой
сборки в количестве 10 штук в год. Комплектуются ими в основном
Аэромобильные войска. Сам был свидетелем выезда в 2014 году на полигон
подразделений в/ч 41433 Атырауского гарнизона на «Кобрах» и КамАЗ-ах.
А по вертолетам у нашего ВПК как будто бы все нормально: завод есть,
заказы, хоть и небольшие, тоже есть. ТОО «Еврокоптер Казахстан
инжиниринг», владеющая заводом под Астаной, осуществляет крупно узловую
сборку, покраску и комплектацию вертолетов ЕС-145 специальным
оборудованием, на 1 января 2014 года собрано 20 штук на нужды МЧС и МО
РК. В планах наладить выпуск и EC-645 T2. Точных цифр по локализации
производства сообщить затруднительно из-за отсутствия их в открытом
доступе.
Как подведение итогов этого раздела можно выделить следующие моменты:
1. Из слов Министра Обороны жителю Казахстана становится хоть что-то
понятно в отношении стратегии развития ВПК страны. У меня вопрос к Вам,
читатели, как бы Вы выстроили стратегию страны в схожих условиях?
2. Как и в любой стране у нас хватает своих коррупционеров. Так же как и
ошибок, которые были допущены в самом начале то ли очередной аферы, то
ли стоящего дела.
3. Страна у нас маленькая и все на счету у Президента. Поэтому могут и
Заместителя Министра посадить и Премьер Министра (Серик Ахметов, дали 10
лет). В этом плане очень занимательное шоу получается, когда смотришь
прямую трансляцию заседания Президента и Правительства. Хоть в такие
моменты можно позлорадствовать, сидя на диване перед экраном.
Какая судьба уготована продукции компании «Казахстан Парамаунт Инжиниринг» и ВПК страны в целом покажет время.
Автор Нуркатов Марсель Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|