Александр Якунин
© "Объединенная приборостроительная корпорация"
Генеральный директор "Объединенной
приборостроительной корпорации" - ключевого поставщика систем связи и
управления для армии - Александр Якунин рассказал в интервью ТАСС об
оснащении Вооруженных сил современными системами управления, о процессе
создания единого информационного пространства в Арктике, о переходе
Сухопутных войск РФ на новое поколение средств связи. Он также поделился
планами по созданию третьего поколения самолетов "судного дня" и
ударных мультикоптеров, вооруженных гранатометами и огнеметами, которые
могут уворачиваться от пуль.
- Повысился ли интерес стран Ближнего Востока к продукции вашего предприятия в связи с нестабильной ситуацией в этом регионе?
- Не могу утверждать, что это связано именно с нестабильностью на
Ближнем Востоке, но по сравнению с 2014 годом от наших зарубежных
партнеров, в том числе из обозначенного региона, сейчас приходит вдвое
больше заявок на тактические радиостанции, командно-штабные машины и
средства связи для различных видов бронетехники. Растут заказы на
многофункциональные комплексы связи и управления для зенитных ракетных
комплексов тактического звена. Наше оборудование позволяет интегрировать
боевую технику в национальные войсковые системы управления и системы
ПВО. Кроме того, повышенным спросом пользуются малогабаритные
передатчики помех - комплексы РЭБ для защиты автомобилей, бронетехники и
других объектов от радиоуправляемых взрывных устройств.
- Какие ближневосточные страны проявляют наибольший интерес к вашей продукции?
- Иран, Египет и Алжир. Помимо них, ключевые для нас рынки – СНГ,
Латинская Америка, Африка и государства Азиатско-Тихоокеанского региона,
такие страны, как Индия, Вьетнам, Китай, Венесуэла. В целом продукция
наших предприятий поставляется более чем в 30 стран.
В Индии, например, мы выполняем контракты по военно-морской тематике.
Сейчас там идут работы на авианосце "Викрамадитья" по настройке и
испытаниям систем передачи данных и обеспечения полетов корабельной
авиации - самолетов МиГ-29К/КУБ. Также мы провели технические работы по
обслуживанию комплексов связи "Буран-6ВЭ" на шести кораблях проекта
11356 – многоцелевых фрегатах ВМС Индии российского производства. Это
оборудование обеспечивает связь и обмен данными между военными кораблями
и наземными командными пунктами ВМС.
Продолжаем работу с иностранными партнерами по поставкам
радиолокационного и навигационного оборудования для аэродромных сетей.
На сегодняшний момент оно уже стоит на более чем 160 аэродромах в 31
стране, в их числе Вьетнам, Казахстан, Египет, Китай, Иран, Ирак и др.
- Ваши последние разработки – комплексы "Борисоглебск-2" и "Барнаул-Т", каковы их экспортные перспективы?
- Мы оформляем паспорта экспортного облика и рекламной продукции на
целый ряд новых изделий, в частности - комплекс "Борисоглебск-2". Это
большой тактический комплекс радиоэлектронного подавления (в каждом –
девять единиц гусеничной техники), который ведет радиоэлектронную
разведку и подавляет системы связи и управления противника – как
наземные, так и авиационные. Начало его поставок иностранным заказчикам
планируется в 2017-2018 годах.
Комплекс ПВО "Барнаул-Т" с этого года начал поставляться за рубеж.
Инозаказчикам передано уже около 10 модулей, сейчас завершается передача
очередной партии машин. Это современная и очень эффективная техника. Ее
назначение – обнаружение воздушных целей и управление системами ПВО
Сухопутных войск, морской пехоты и Воздушно-десантных войск.
- Сейчас много говорится о создании единого информационного поля для российских войск. В чем суть этой концепции?
- Управление сухопутными войсками, авиацией, флотом сейчас ведется с
применением войсковых АСУ (автоматизированных систем управления). На
вооружении армии и других силовых структур таких систем стоят сотни. Они
создавались как предприятиями нашей корпорации, так и другими
разработчиками. Теперь необходимо эти АСУ объединить и создать единое
информационное поле для всех сил национальной обороны на территории
страны.
Первый шаг в создании такого единого информационного поля - открытие в
Москве Национального центра управления обороной (НЦУО) и 13
региональных центров в военных округах. В 2015 году мы развернули на
этих объектах программно-аппаратные комплексы, которые собирают
оперативную информацию и обрабатывают ее в режиме реального времени, а
после практически мгновенно передают результаты анализа на все уровни
командования, включая НЦУО. В результате на принятие решений требуется
теперь несколько минут, хотя раньше уходило до 14 часов. Вся система
сейчас проходит приемо-сдаточные испытания, а в первом квартале 2016
года планируется выйти уже на госиспытания.
- Кроме НЦУО и региональных центров, какие еще объекты войдут в систему командных пунктов?
- Сейчас идет работа по интеграции в единое информационное поле
передвижных оперативно-стратегических пунктов управления на
автомобильном шасси. Они будут управлять войсками в полевых условиях.
Контракт на серийную поставку таких мобильных пунктов с Минобороны РФ
уже подписан.
- Если НЦУО - первый шаг, то каким будет второй шаг?
- Второй шаг уже сделан: в этом году начата научно-исследовательская
работа "Волга-2015", ее заказчик - Минобороны.
В рамках нее мы проведем
аудит существующих войсковых АСУ и определим идеологию перспективной
системы управления войсками нового типа, которая объединит все рода и
виды войск в общее информационное пространство и повысит слаженность их
действий.
Кроме этого, сейчас в РФ при нашем участии реализуется масштабный
проект строительства сети мощных центров обработки данных. Это
своеобразный "мозг" информационных войсковых систем, куда могут быть
интегрированы любые АСУ, различные вычислительные комплексы, в том числе
военные планшеты. Данные центры оснащены резервными системами
энергоснабжения, хорошо укреплены, катастрофоустойчивы и защищены от
кибератак. На сегодняшний день построено уже 7 таких центров.
- Входят ли в общую систему управления самолеты "судного дня"?
- Самолетами "судного дня" их назвали в США, мы их называем
воздушными пунктами управления. Фактически это стратегический "штаб на
крыльях" для высшего командования ВС РФ, откуда можно управлять всеми
видами и родами войск, включая Ракетные войска стратегического
назначения, ВКС, надводный и подводный флот.
Такие самолеты входят в общую систему управления войсками, но
предназначены для использования в критических ситуациях – когда выходят
из строя наземные пункты управления и линии связи. Также они могут
применяться в условиях быстро меняющейся оперативной обстановки.
Сейчас мы завершаем передачу Минобороны такого самолета второго
поколения, но уже работаем над следующим, третьим поколением, которое,
по нашим расчетам, появится в ближайшие 5-7 лет.
На третьем поколении аппаратура будет более современной, с еще более
совершенными каналами передачи данных, которые обеспечат новый уровень
связи и оперативности управления. На эти самолеты будут замыкаться новые
войсковые АСУ, модернизация которых ведется в настоящее время.
- В Арктике, где у нас создано новое стратегическое
командование, также будут создаваться пункты управления в рамках единой
системы?
- Будут. В силу ряда причин необходимая информационная инфраструктура
там развита слабо, но мы уже начали работы по построению в Арктике
единого информационного пространства. В частности, в интересах
упомянутого вами Объединенного стратегического командования Северного
флота в 2016 году мы начнем объединение системы спутниковой связи
"Родник" с береговыми средствами связи. Объединенная система будет нужна
для управления самолетами, кораблями и подводными лодками в арктической
зоне.
- Что еще "ОПК" делает для войск в Арктике?
- Вся техника, которую мы создаем, – системы связи, навигации, РЭБ и
т. д. - конструируется с учетом работы в разных климатических зонах, в
том числе в Арктике. Например, на недавних испытаниях комплекс
"Борисоглебск-2" подтвердил, что может работать при сверхнизких
температурах, то есть он может вести радиоэлектронную разведку и
радиоэлектронное подавление в условиях Крайнего Севера.
- Как обстоят сегодня дела в российских Вооруженных силах со связью? Насколько она современна и помехоустойчива?
- Перед нами стоит задача к 2020 году довести долю цифровых средств
связи в российской армии до 70%, и мы эту задачу решаем. Так, в 2016
году наш концерн "Созвездие" поставит на апробацию в войска более 10
комплексов полевых радиоцентров пятого поколения "Антей", он нужен
высшим звеньям управления Вооруженных сил. Это первая за последние 30
лет разработка такого уровня, которая заменит морально устаревшие
аналоговые радиоцентры "Поиск".
В полевом варианте "Антей" обеспечивает передачу данных, телефонную и
телеграфную связь на расстояниях до 4 тыс. км, и в том числе в условиях
радиоэлектронного противодействия противника. У "Антея" улучшены
массогабаритные характеристики, а также качество сигнала в разы,
увеличена дальность связи, устойчивость к помехам.
В декабре наше НПП "Полет" запустит в эксплуатацию автоматизированную
систему воздушно-наземной связи для Дальней авиации ВКС России. Она
позволит обмениваться информацией между центральными органами военного
управления и самолетами Дальней авиации в воздухе и на аэродромах
базирования.
Параллельно сейчас, в конце года, мы начинаем аналогичный
проект по автоматизации управления фронтовой авиацией, который
планируется завершить в 2017 году.
Кроме того, в армию начали поставляться перспективные комплексы
цифровой тактической радиосвязи Р-169 и П-380К. В этих комплексах уже
реализованы элементы технологий связи нового, шестого поколения. Они
могут передавать данные по каналам Ethernet, имеют функции телефонии,
радио- и видеотелефонии.
- Когда наши Сухопутные войска полностью перейдут на связь
шестого поколения? И в чем главная особенность систем связи шестого
поколения?
- Это вопрос ближайших полутора лет. Прежде всего речь идет о
технологиях, где решающее значение имеет уже не "железо", а специальное
программное обеспечение. Эти программы должны будут обеспечить основные
преимущества аппаратуры связи нового поколения – многорежимность,
многодиапазонность, скрытность от радиоэлектронной разведки противника, а
также способность к самотестированию и самовосстановлению.
- Для авиации и флота подобные комплексы связи создаются?
- Мы создаем комплексы связи шестого поколения для перспективного
вертолетного комплекса и перспективного авиационного комплекса дальней
авиации (ПАК ДА). Благодаря нашим решениям, ПАК ДА будет обладать рядом
серьезных преимуществ.
В интересах ВМФ России с применением новых технологий создается сразу
несколько современных комплексов связи для надводных и подводных судов
пятого поколения. В частности, успешно проходит испытания
интегрированный комплекс связи "Ураган-П" для боевых подводных платформ.
- Есть ли новые разработки в области беспилотных летательных аппаратов (БЛА)? Планируете ли создавать ударные беспилотники?
- В этой сфере мы работаем сразу в нескольких направлениях. Одно из
них – разработка новых полезных нагрузок для БЛА разных типов. В
частности, в следующем году мы завершаем научно-исследовательскую работу
над технологией, которая ляжет в основу принципиально новых модулей
воздушной разведки. Речь об обработке потоков гиперспектральных данных,
которые невидимы для человеческого глаза, но несут большое количество
информации – о составе объектов, о материалах, из которых они
изготовлены и т. д. То есть с помощью этой технологии БЛА сможет видеть
замаскированные объекты, отличать ложные цели от реальных.
Кроме того, создается целый ряд полезных нагрузок в рамках работы
"Москит-У". Эти модули предназначены для беспилотников "Орлан-10",
"Орлан-30" и "Иноходец". Они будут решать широкий спектр задач в области
фото- и видеосъемки, радиоэлектронной разведки и борьбы.
Продолжаем работу по созданию на базе рыбинского КБ "Луч" мощностей
для серийного производства беспилотников малой дальности "Корсар".
Сейчас уже готовы 5 опытных образцов этого беспилотника. Также планируем
наладить ежегодный выпуск до 4 комплексов с БЛА средней дальности,
радиус действия которых будет достигать 500 километров.
Что касается ударных беспилотников, то здесь мы начали развивать
новое перспективное направление – мультикоптеры. Коптер легко
транспортируется, не требует взлетно-посадочной полосы или специальной
катапульты, как БЛА. Он стоит в десятки раз дешевле, поэтому его потеря в
бою не так ощутима.
Уже созданы образцы коптера-разведчика, наблюдателя - корректировщика
огня, ударного и грузового коптеров. Они могут в автономном режиме
вести наблюдение за объектами и совершать при обстреле специальные
маневры, что делает их практически неуязвимыми для стрелкового оружия. В
качестве полезной нагрузки на коптерах применяются обычные серийные
ручные гранатометы и огнеметы.
Беседовал Алексей Паньшин