В США начались разговоры о возобновлении закупок в американские воздушные силы истребителя F-22.
F-22 создавался для дальнего ракетного боя, чтобы благодаря своим размерам и малой заметности, не ввязываться в «собачью схватку» прямого боя с истребителем вероятного противника
F-22 – это первый в мире серийный истребитель пятого поколения, закупка которого была свернута из-за сверхвысокой стоимости самолетов данного типа.
Теперь эти разговоры возобновились на фоне того, что выпуск истребителей F-15 и F-16 постепенно прекращается в США, а новый истребитель F-35, который в настоящий момент проходит летные испытания, подвергается повсеместной критике.
В частности данные требования содержатся, по словам издания Aviation Week, в заявлениях Дональда Трампа, который, в случае своего избрания на пост президента США, обещает сделать американскую армию настолько сильной, что она не будет где-либо использоваться, а только бряцать время от времени своими возможностями. В частности, для этого необходимо будет закупить новые F-22.
После того, как в 1981 году ВВС США сформулировали требования к истребителю пятого поколения, который в перспективе должен был заменить F-15 Eagle, команды разработчиков под предводительством, соответственно, компаний Lockheed Martin и Northrop Grumman создали два альтернативных прототипа – YF-22 и YF-23.
В результате чего, в 1991 году американским военным ведомством был выбран YF-22 компании Lockheed Martin, который начал поступать в соединения ВВС США в 2005 году.
Всего на вооружение американской армии поступило 196 истребителей F-22, последний из которых был закуплен в 2009 году. Причина окончания закупок – банальна: при базовой стоимости самолета в 160 млн долларов, его общая цена благодаря вооружению в итоге дошла до астрономических 350 млн за одну единицу. И это, если не брать в расчет, столь же высокую стоимость эксплуатации истребителя.
Примечательно, что дискуссия о возобновлении закупок F-22 в контексте критики F-35 – это не единственный аспект борьбы военно-технических корпораций США за бюджетные средства.
По данным издания Defense News, корпорация Northrop Grumman– главный конкурент Lockheed Martin в тендере по F-22 и F-35, еще в январе заявила о начале разработки истребителей шестого поколения, несмотря на то, что Пентагон пока еще даже не приступил к формированию требований к таким самолетам.
Издание приходит к выводу, что на ниве эскалации напряженности в отношениях с Россией, американские военные концерны решили сорвать свой куш. Причем, в прямом лоббировании этих интересов участвуют все, от кандидатов в президенты вроде Трампа до бывших генералов армии США, которые сейчас трудятся «аналитиками» во всевозможных СМИ, получая себе доплаты от конкретных американских военно-технических корпораций.
И это, несмотря на то, что, например, в 2012 году полеты F-22 были полностью запрещены, поскольку в проекте истребителя было обнаружено множество недостатков, в частности, из-за одного из них, пилот F-22 мог внезапно вместо кислорода начать получать угарный газ или ацетилен. В итоге ВВС США потеряли, как минимум, четыре борта F-22.
Главный редактор сайта «Вестник ПВО» Саид Аминов отмечает, что F-22 создавался для дальнего ракетного боя, чтобы благодаря своим размерам и малой заметности, не ввязываться в «собачью схватку» прямого боя с истребителем вероятного противника, но все локальные конфликты показали, что от прямого боестолкновения истребителей не уйти при любых военных технологиях.
В этом плане выгодным выглядит российский проект Т-50, который является ответом скорее не на F-35, а как раз на F-22, который выполнен по технологии сверхманевренности, обеспечивающей ему преимущество над всеми типами современных истребителей.
«При этом, отражающая поверхность Т-50 существенно снижена по сравнению с российскими истребителями предыдущего поколения и это делает его, в том числе и малозаметным», — констатирует Аминов.
Не говоря уже про то, что Т-50 больше по размерам, чем F-22, что позволяет нести ему больший боезапас и большее количество топлива, из-за чего дальность действия российского истребителя будет в полтора раза выше, чем у американского аналога. Поэтому, чтобы ответить на вызов Т-50, американцам придется создавать новый самолет, а не запускать в серию заново F-22.
Дмитрий Сикорский