В Комсомольске-на Амуре прошли испытания истребителя пятого поколения, который пока называется ПАК ФА - перспективный авиакомплекс фронтовой авиации. Этого полета в России ждали много лет, и хотя большинство считает его технологическим прорывом, у проекта нашлись и критики.
Год назад вице-премьер Сергей Иванов обещал, что самолет, который также называют Т-50, полетит до конца 2009 года.
К этому сроку истребитель опять не взлетел, но 29 января этого года его все-таки подняли в воздух, под конец отложив испытания еще на один день - из-за погоды.
В России пресса восприняла этот полет как безусловное свидетельство совершенства российских военно-авиационных технологий. Самолет часто противопоставляют новейшему американскому истребителю пятого поколения F-22 "Раптор", называя его конкурентом и даже потенциальным противником американской машины.
Истребитель "пятого" поколения?
На Западе многие также оценили испытание нового истребителя как технологический прорыв.
Независимый военный эксперт Пол Бивер в интервью Би-би-си назвал полет Т-50 "демонстрацией того, что российские аэрокосмические технологии - одни из лучших в мире."
Впрочем, восторг эта новость вызвала далеко не у всех. Российский военный эксперт, обозреватель "Новой газеты" Павел Фельгенгауэр назвал полет ПАК ФА пропагандистским трюком, а сам самолет - фикцией.
"Чтобы сделать истребитель пятого поколения, нужны комплектующие пятого поколения, а их нет. Если посмотреть внимательно на ту картинку, которую показали, то будет видно, что у него такие же воздухозаборники и гондолы двигателей, как у Су-27", - заявил Фельгенгауэр в интервью Би-би-си.
Кроме того, по словам эксперта, для нового самолета не готов пока ни радар с фазированной антенной решеткой, ни двигатели, обеспечивающие тепловую малозаметность - то есть агрегаты, которые являются одними из признаков истребителя пятого поколения.
Проблемы с двигателями
Проблемы, о которых говорит эксперт, по крайней мере в августе прошлого года признавались на официальном уровне.
В интервью Би-би-си Юрий Белый, главный конструктор НИИ приборостроения (предприятия, которое разрабатывает радар для самолета) сказал, что на тот момент изделие еще проходило "стендовые испытания и сопряжение с аппаратурой".
Правда, при этом он отметил, что это очень высокая стадия готовности и что прибор уже тогда можно было производить серийно.
Что же касается двигателей, то о существующих серьезных проблемах в силовых установках для проекта новейшего истребителя летом прошлого года говорил главком ВВС Александр Зелин.
По его словам, рассматривались проекты двух компаний - "Сатурн" и "Салют".
29 января этого года новый самолет полетел с двигателями 117С производства НПО "Сатурн", которые устанавливаются на истребитель Су-35, то есть с силовыми установками предыдущего поколения.
В то же время, по словам военного обозревателя РИА Новости Ильи Крамника, новые двигатели будут все-таки готовы к запуску самолета в серию - сейчас они проходят летные испытания.
"Срок поставки обозначен в 2015 году, и можно предположить, что самолет не будет запущен в серию с промежуточным движком", - сказал он.
Истребитель как товар
По словам Крамника, стоимость одного самолета приблизительно оценивается в 100 млн долларов.
При этом поставлять его пока планируют военно-воздушным силам России и Индии, которая начнет закупки в 2018 году. Предположительный объем закупок, по его данным, - по 250 машин.
Экспорт самолета необходим, прежде всего, для того, чтобы обеспечить поставки собственным военно-воздушным силам.
США свой истребитель пятого поколения продавать на экспорт отказываются, чтобы не допустить утечки высоких технологий.
Эксперты задаются вопросом, изменится ли позиция Вашингтона с появлением российского конкурента, который будет стоить в три с половиной раза меньше и пойдет на экспорт.
Пол Бивер считает, что Америка со временем и так решится начать экспортировать свой истребитель, потому что ей все равно никто не будет угрожать в воздухе.
"Другое дело, - говорит эксперт, - что немногие страны захотят тратить деньги на такие высокотехнологичные самолеты".
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Чуть более недели назад, 29 января 2010 года около 7 утра по томскому времени на томском сайте "Отечественная военная техника (после 1945 г.)" шла прямая трансляция первого полета новейшего российского истребителя ОКБ им. П.О.Сухого Т-50. Кроме томского military такого же рода трансляция шла еще на нескольких сайтах в России и в мире. Всего не более десятка. И несколько десятков томичей узнали о том, что крылатая машина оторвалась от взлетной полосы через несколько секунд после взлета: 11-19 (время Комсомольск-на-Амуре) - Zёma: ЕСТЬ ВЗЛЕТ! И мы узнали об этом эпохальном событии раньше всех средств массовой информации! Телеграмма-молния пошла по информационным агентствам в 11-24, когда несколько тысяч человек по всей стране уже ликовали... Так что же это за самолет, что ему уделяется так много внимания?
29 января 2010 г. на аэродроме Дземги авиазавода КнААПО в Комсомольске-на-Амуре состоялся первый полет новейшего российского истребителя Т-50 созданного по программе "Перскпективный комплекс фронтовой авиации" (ПАК ФА) в ОКБ имени П.О.Сухого. Самолет пилотировал летчик-испытатель Сергей Богдан. Этот полет стал по настоящему эпохальным событием - это первый полет современного военного самолета, который разработан и создан полностью в постсоветскую эпоху. Первый!
Я планировал написать немного, но боюсь, что не получится. И потому постараемся двигаться последовательно. Но прежде, чем начать, я должен сделать одну важную оговорку: материал, который Вы читаете - авторский; я излагаю свою точку зрения, основанную на анализе открытых публикаций; за каждым выводом есть предпосылки, основанные на тех или иных сведениях опубликованных в каких-либо источниках. Точка зрения автора может не соответствовать имейщейся на текущий момент официальной точке зрения. Пишу без черновиков, возможны опечатки, приношу извинения... Итак...
Что за самолет полетел? 29 января совершил свой первый полет самолет-прототип многофункциональной многоцелевой платформы-истребителя. Что значит "многофункциональный"? В будущем это и истребитель для борьбы за завоевание превосходства в воздухе с авиацией возможного противника и ударный самолет, который может наносить точечные удары по объектам потенциального врага. Это же и разведчик. Это же и самолет управления групповыми действиями других более простых самолетов. На базе Т-50 планируется создание целой плеяды разных модификаций - от однодвигательных легкий истребителей до двухместных палубных самолетов. И в том числе и на экспорт. Что значит "многоцелевой"? Идеи, заложенные в проект ПАК ФА, позволяют говорить о том, что Т-50 одинаково эффективно будет поражать воздушные и наземные цели. Скорее всего смена оружия и дополнительного подвесного оборудования и программное изменение режима работы оборудования будут превращать этот самолет из истребителя-перехватчика в малозаметный бомбардировщик-ракетоносец среднего радиуса действия или разведчик театра военных действий. Платформа во многом уникальна и одинаково хорошо должна вести себя и на малых и на больших скоростях, на любых высотах и в любой ситуации.
Первый полет Т-50 / ПАК ФА 29.01.2010 г. (фото ОКБ им.П.О.Сухого)
5-е поколение? Из средств массовой информации, возможно вы уже знаете о том, что Т-50 это самолет 5-го поколения. что это значит и что это за такое поколение? Общепринято, что самолеты пятого поколения, коих в мире пока очень не много, должны обладать несколькими основными свойствами: - малая радиолокационная и прочая заметность - "технология Stealth" ("стелс"); - возможность длительного полета на сверхзвуковой скорости (мало кто это может); - сверхманевренность (вспоминаем "кобру Пугачева" на Су-27); - оснащение самолета совершенным интегрированным комплексом бортового электронного оборудования ("умный самолет"); - низкая стоимость эксплуатации (ниже, чем у самолетов предыдущих поколений); На самом деле можно много всего еще привести - подробный список свойств 5-го поколения займет примерно 1-2 экрана монитора, но, если разобраться, то подавляющее большинство этих свойств является частью перечисленных мною основных пяти пунктов. Разберем по пунктикам?
ЭПР (эффективная площадь рассеивания) - чем меньше ЭПР объекта, тем меньше он на экране локатора противника. Как снизить ЭПР? Первое - форма самолета - засветка на экране локатора будет яркой и сочной, например, от куба и уже менее яркой от тетраэдра такого же размера - потому что часть лучей РЛС будут рассеяны в пространство, а не в сторону РЛС. Второе - материалы корпуса и специальные покрытия. Да, дополнительное рассеивание лучей РЛС дает композитная обшивка корпуса и специальное покрытие, защищающее от волн РЛС определенного частотного диапазона. Тут же надо отметить, что не радиолокаторами едиными живет противник - общее понимание технологии "стелс" предполагает снижение инфракрасного излучения (двигатели, другие узлы самолета), шумности (двигатели) и визуальной заметности (форма и окраска планера). И третье - внутренние отсеки для вооружения - в ситуациях, когда радиолокационная незаметность будет особо востребована, самолет будет брать ракеты только в закрытые внутренние отсеки - на наружных подвесках бомбы-ракеты очень хорошо засвечиваются РЛС противника. Со всем этим по оценкам специалистов у Т-50 всё хорошо - называется его площадь ЭПР на уровне 0.5 кв.м. Всего самолета. При 20 кв.м у Су-30МКИ...
Крейсерский сверхзвук. Длительный полет на сверхзвуковой скорости возможен, но требует экономичного и мощного двигателя. Крейсерский - это без включения форсажного режима. С учетом массогабаритных данных по Т-50 текущая силовая установка для него является минимально допустимой для достижения крейсерского сверхзвука. Первая машина оснащена двигателями от Су-35 - "изделие 117С" с тягой 14500 кг каждый. Новый двигатель для ПАК ФА еще только разрабатывается - у него тяга будет до 19500 кг на форсаже. Самолет с такими способностями способен совершать длительные скоростные перелеты. речь не о дежурстве в каком-то районе, а о скорости прибытия в какой-то район в пределах радиуса действия самолета. Для машины средней дальности действия очень важное свойство.
Сверхманевренность. Это не для парадов и авиашоу. Для сверхманевренности нужны опять же мощные двигатели, да еще, желательно, с управляемым вектором тяги и развитая аэродинамика. С аэродинамикой у нас традиционно отлично - отклоняемая поверхность носовой подвижной части крыла, цельноповоротные кили и стабилизатор, крыло большой площади и несущий фюзеляж - это потенциально лучше, чем у американского "Раптора" или F-35. Двигатели даже на прототипе стоят с изменяемым в двух плоскостях вектором тяги. С помощью цифровой бортовой вычислительной машины и электро-дистанционной системы управления с этим самолетом можно будет делать практически то же самое, что и с привычными нам уже сверхманевренными клонами Су-27. А эти самолеты по своим маневренным характеристикам существенно превосходят всех конкурентов.
Первый полет Т-50 29.01.2010 г., аэродром Дземги, Комсомольск-на-Амуре (фото А.Баранов, http://www.kommersant.ru).
Электроника. На самом деле, традиционно слабое наше место и не только в авиации. Но, не знаю какими усилиями, на новом Су стоят две многопроцессорных ЭВМ соединенных оптоволоконной шиной обмена данными. Задачи перед бортовой вычислительной системой простые: контроль параметров полета и управление машиной, управление применением вооружения, контроль воздушного пространства и обмен данными с другими самолетами и удаленными командными пунктами в реальном масштабе времени. Самолет будет оснащен новейшей и достаточно революционной (в том числе и в мире) РЛС с активной фазированной антенной решеткой. первый лётный экземпляр такой РЛС будет готов к лету этого года, сейчас идут испытания прототипа. И это не всё - РЛС с ФАР предполагается установить так же в носках крыльев самолета. широкая база и другой частотный диапазон позволят с большей вероятностью отлавливать вражеские "стелсы". И это не всё - в перспективе по обшивке Т-50 предполагается расположить сотни датчиков ФАР - самолет будет видеть во все стороны. И вот для обработки всего объема информации, который будут выдавать системы наблюдения без скоростной многопроцессорной ЭВМ никак. Итого: быстрые компьютеры, скоростные каналы передачи информации, грамотное (надеюсь) программное обеспечение и мощный радиолокационный комплекс - всё это выводит машину в лидеры.
Стоимость эксплуатации. Вот тут пока туман. Заявления для прессы не считаем. Опыт США в этом вопросе нельзя назвать положительным. Даже из требований к истребителям 5-го поколения там экономический показатель убрали. Дорогое покрытие. баснословно дорогая электроника. Композитные панели с учетом высокой нагрузки вряд ли будут латать - скорее всего их надо будет менять целиком. Двигатели пока относительно недороги и вполне экономичны, но каковы будут новые двигатели пока судить рано. В общем, тут мы пока можем лишь декларировать соблюдение ребований к 5-му поколению. Но нельзя забывать, что нигде в мире не лучше.
Критика. Как и любое громкое событие, первый полет Т-50 вызвал много вопросов и критики. Что только не пишут. Подробный разбор всей критики займет очень много места. На одном из популярнейших форумов уже за неделю наговорили страниц 100 как минимум. Мы коснемся для начала лишь самых распространенных и существенных "наездов":
Полетела "пустышка". Много разговоров о том, что полетел не полноценный самолет, а просто планер-корпус с двигателями. Нет электроники, нет начинки, нет того, нет сего. Возразить тут сложно что-то так как это чистая правда. Но почему это считается недостатком и даже "очковтирательством"? Совершил первый полет прототип будущей многофункциональной платформы. На первом прототипе Т-50-1 по свидетельствам заводчан оборудование даже ставить некуда - всё утыкано аппаратурой контроля датчиков прочности и снятия параметров полета. Вместо РЛС стоит габаритно-весовой макет. Вместо мощной системы управления стоит некое временное решение. Но так ведь и должно быть! Отлаживается планер, механика, потом поставят электронику и будут "учить" её летать. Так всегда было и так есть. МиГ-29 и Су-27 совершили первый полет в 1977 году, а на вооружение начали поступать только в 1982 г. У самолетов предыдущего поколения дистанция между первым полетом и запуском в серию была не менее 5 лет с редчайшими исключениями. И часто самолет, который шел в серию, заметно отличался от первого летного прототипа - это относится и к МиГ-25 и к МиГ-29 и тем более к Су-27, который от прототипа Т-10 отличить сможет даже не специалист. Да, "пустышка", но так и должно быть.
Это пародия на "Раптор". Ну не правда ваша... Если уж говорить о каком-то внешнем сходстве, то скорее Т-50 больше похож на конкурента "Раптора" - YF-23. И то лишь общим обликом. У американских машин не настоялько развиты аэродинамические возможности. Возможности их бортовой электроники не лучше. Ну и уж если говорить прямо, то американский F-22 с точки зрения невидимости хорош. Но Т-50 по нашим прикидкам не хуже, а по летным качествам он всё же ближе к Су-27 и его семейству - несущий фюзеляж, аэродинамика. Т.е. в худшем для нас случае это не пародия, а развитие "Раптора" да и не "Раптора" вовсе - опять же от мировых тенденций наверное сложно отказаться и идти проще уже проторенной однажды дорогой.
Нет двигателей 5-го поколения! И что? Знаменитый герой фильма Top Gun - палубный истребитель F-14 полжизни провел с двигателем предыдущего поколения и это не помешало считать F-14 одним из опаснейших противников наших МиГов и Су. А если посмотреть на историю наших легендарных самолетов? МиГ-21 сменил за свою историю как бы не два или три поколения двигателей. И это не помешало стать ему уже в первых сериях лучшим истребителем того времени. И т.д. и т.п. Короче, на самолете стоят двигатели, которые позволяют ему оставаться на уровне или лучше конкурентов. Будет новый двигатель - модернизируют самолет. Это не повод держать ВВС и мировой рынок в томлении.
Зачем тратить деньги, когда есть Су-35? Хороший вопрос. Су-35 принят на вооружение вот только что. Су-35 - самый современный клон Су-27 с выдающимися маневренными качествами, современным оборудованием, мощным вооружением и освоенный в производстве. Да, отличный самолет. Но, посудите сами, если всех устраивают "Тойоты" 1990-х годов, то фирма "Тойота" не должна выпускать новых моделей машин? И потом, планер Су-27 великолепен, но и его нельзя бесконечно модернизировать. Традиционные Су не имеют внетренних отсеков для вооружения (заметность), изготавливаются из менее революционных материалов (опять заметность) и т.д. Можно возразить - мол, давайте на Су поменяем обшивку, перепроектируем каналы воздухозаборников (одна из основных точек "заметности"), напичкаем всем чем можно, "разломим" в стороны кили и слегка "приплющим". Но это же будет означать создание совершенно нового самолета! Что и было сделано на самом-то деле. И Су-35 место найдется - один-два передовых самолета группы с включенной РЛС передают данные о противнике на Т-50, который используя свои мощные коммуникативные возможности выдает целеуказание остальным Су-35, находящимся в режиме РЛС-молчания - весьма совершенная, на мой взгляд, схема взаимодействия. Опять же, если планам суждено будет сбыться, то один Т-50 заменит по эффективности 2-3 традиционных Су.
... Нет... чувствую я, что на вот тут не удастся остановиться. Тема требует продолжения. Будет!
Примечание автора: Товарищи модераторы - ссылки в тексте являются неотъемлемой частью материала и не могут быть удалены кроме как вместе со всем материалом. Если это противоречит каким-то правилам или общепринятым нормам, которые вы не в состоянии изменить или сделать исключение - удаляйте весь материал. Другие варианты мной, как атвором, в принципе не рассматриваются.
Материал написан эксклюзивно для городского портала GOROD.TOMSK.RU
Автора надо называть, или сами догадаетесь? winked Хотя про ПВО доля правды велика.
Небось очередной высер гражданина Храмчихина? Опять играние с цифрами. Только в комплексе все оценивать и сравнивать надо. И знать ну хотя бы основополагающие вещи. Но - "печать интеллекта не омрачала его лицо"
Это еще не все. Если Россия сейчас пойдет на переворужение стоящих на вооружении СУ на новую радиотехническую базу (а если еще и новые движки поставит так вообще труба США), то она в раз получит авиционную составляющую превышающую США в техническом плане на годы. Насколько нам известно такие планы есть. И это даже без учета перевооружения на новые машины Cу-35,Су-37, Т-50, что тоже запланировано. Это связано с тем что летные качества российских машин значительно выше американских. В том числе и "перспективных" F22 и F35. Вот такая загагулина)))
5 октября американская газета «The Air Force Times» опубликовала информацию о том, что поступившие на авиабазу ВВС США Андерсен в Тихом океане новейшие истребители пятого поколения F-22 «Раптор» неожиданно для разработчиков и эксплуатационников проявили «дамскую слабость». Их электроника наотрез отказывается работать в дождливую погоду. Расследование показало, что влага попадает внутрь сложных систем через охлаждающие устройства, в результате чего происходят сбои в работе высокоточной аппаратуры. Поскольку на острове Гуам, где расположена база, выпадает от 2000 до 2800 миллиметров осадков в год, то «Рапторы» здесь практически неработоспособны.
Газета приводит мнение руководителя пресс-службы командования ВВС США в зоне Тихого океана полковника Эдварда Томаса о том, что технические проблемы являются достаточно распространенными для этих истребителей, хотя они разрекламированы в прессе США как лучшие в мире.
Недавно специалисты Пентагона провели исследование проблем эксплуатации F-22. Оказалось, что самый совершенный истребитель американской армии требует более 30 часов технического обслуживания после каждого часа полетов. В целом стоимость часа летной эксплуатации истребителя пятого поколения составляет более 44 тысяч долларов. Тем не менее, эти истребители ломаются настолько часто, что с октября 2008 года по май 2009 года, по данным Пентагона, около 50 процентов стоящих на вооружении в ВВС воздушных машин не были готовы к применению из-за технических неполадок. «Раптор» так дорог и капризен, что Пентагон отказался от его применения в Ираке и Афганистане. А недавно вообще прекратил закупки F-22 (хотя поначалу заказал у производителя 190 таких машин). По официальной версии, такое решение принято в связи с финансовым кризисом. Но хронологически произошло это после публикации в СМИ скандальных откровений одного из разработчиков «Раптора» инженера Дэррола О Олсена. Он рассказал, что корпорация Lockheed Martin поставила американской армии истребители пятого поколения F-22 Raptor, в конструкции которых были заранее известные разработчикам недостатки. Например, дефекты стелс-покрытия, которые не были исправлены до начала поставок самолетов военным. Дэррол О Олсен сообщил, что низкокачественное покрытие может повлечь опасные инциденты, как это произошло в 2008 году, когда часть покрытия оторвалась от самолета и попала в двигатель. Это происшествие обернулось более чем миллионным ущербом для военных.
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Чуть более недели назад, 29 января 2010 года около 7 утра по томскому времени на томском сайте "Отечественная военная техника (после 1945 г.)" шла прямая трансляция первого полета новейшего российского истребителя ОКБ им. П.О.Сухого Т-50. Кроме томского military такого же рода трансляция шла еще на нескольких сайтах в России и в мире. Всего не более десятка. И несколько десятков томичей узнали о том, что крылатая машина оторвалась от взлетной полосы через несколько секунд после взлета: 11-19 (время Комсомольск-на-Амуре) - Zёma: ЕСТЬ ВЗЛЕТ!
И мы узнали об этом эпохальном событии раньше всех средств массовой информации! Телеграмма-молния пошла по информационным агентствам в 11-24, когда несколько тысяч человек по всей стране уже ликовали... Так что же это за самолет, что ему уделяется так много внимания?
29 января 2010 г. на аэродроме Дземги авиазавода КнААПО в Комсомольске-на-Амуре состоялся первый полет новейшего российского истребителя Т-50 созданного по программе "Перскпективный комплекс фронтовой авиации" (ПАК ФА) в ОКБ имени П.О.Сухого. Самолет пилотировал летчик-испытатель Сергей Богдан. Этот полет стал по настоящему эпохальным событием - это первый полет современного военного самолета, который разработан и создан полностью в постсоветскую эпоху. Первый!
Я планировал написать немного, но боюсь, что не получится. И потому постараемся двигаться последовательно. Но прежде, чем начать, я должен сделать одну важную оговорку: материал, который Вы читаете - авторский; я излагаю свою точку зрения, основанную на анализе открытых публикаций; за каждым выводом есть предпосылки, основанные на тех или иных сведениях опубликованных в каких-либо источниках. Точка зрения автора может не соответствовать имейщейся на текущий момент официальной точке зрения. Пишу без черновиков, возможны опечатки, приношу извинения... Итак...
Что за самолет полетел? 29 января совершил свой первый полет самолет-прототип многофункциональной многоцелевой платформы-истребителя. Что значит "многофункциональный"? В будущем это и истребитель для борьбы за завоевание превосходства в воздухе с авиацией возможного противника и ударный самолет, который может наносить точечные удары по объектам потенциального врага. Это же и разведчик. Это же и самолет управления групповыми действиями других более простых самолетов. На базе Т-50 планируется создание целой плеяды разных модификаций - от однодвигательных легкий истребителей до двухместных палубных самолетов. И в том числе и на экспорт. Что значит "многоцелевой"? Идеи, заложенные в проект ПАК ФА, позволяют говорить о том, что Т-50 одинаково эффективно будет поражать воздушные и наземные цели. Скорее всего смена оружия и дополнительного подвесного оборудования и программное изменение режима работы оборудования будут превращать этот самолет из истребителя-перехватчика в малозаметный бомбардировщик-ракетоносец среднего радиуса действия или разведчик театра военных действий. Платформа во многом уникальна и одинаково хорошо должна вести себя и на малых и на больших скоростях, на любых высотах и в любой ситуации.
Первый полет Т-50 / ПАК ФА 29.01.2010 г. (фото ОКБ им.П.О.Сухого)
5-е поколение? Из средств массовой информации, возможно вы уже знаете о том, что Т-50 это самолет 5-го поколения. что это значит и что это за такое поколение? Общепринято, что самолеты пятого поколения, коих в мире пока очень не много, должны обладать несколькими основными свойствами:
- малая радиолокационная и прочая заметность - "технология Stealth" ("стелс");
- возможность длительного полета на сверхзвуковой скорости (мало кто это может);
- сверхманевренность (вспоминаем "кобру Пугачева" на Су-27);
- оснащение самолета совершенным интегрированным комплексом бортового электронного оборудования ("умный самолет");
- низкая стоимость эксплуатации (ниже, чем у самолетов предыдущих поколений);
На самом деле можно много всего еще привести - подробный список свойств 5-го поколения займет примерно 1-2 экрана монитора, но, если разобраться, то подавляющее большинство этих свойств является частью перечисленных мною основных пяти пунктов. Разберем по пунктикам?
ЭПР (эффективная площадь рассеивания) - чем меньше ЭПР объекта, тем меньше он на экране локатора противника. Как снизить ЭПР? Первое - форма самолета - засветка на экране локатора будет яркой и сочной, например, от куба и уже менее яркой от тетраэдра такого же размера - потому что часть лучей РЛС будут рассеяны в пространство, а не в сторону РЛС. Второе - материалы корпуса и специальные покрытия. Да, дополнительное рассеивание лучей РЛС дает композитная обшивка корпуса и специальное покрытие, защищающее от волн РЛС определенного частотного диапазона. Тут же надо отметить, что не радиолокаторами едиными живет противник - общее понимание технологии "стелс" предполагает снижение инфракрасного излучения (двигатели, другие узлы самолета), шумности (двигатели) и визуальной заметности (форма и окраска планера). И третье - внутренние отсеки для вооружения - в ситуациях, когда радиолокационная незаметность будет особо востребована, самолет будет брать ракеты только в закрытые внутренние отсеки - на наружных подвесках бомбы-ракеты очень хорошо засвечиваются РЛС противника. Со всем этим по оценкам специалистов у Т-50 всё хорошо - называется его площадь ЭПР на уровне 0.5 кв.м. Всего самолета. При 20 кв.м у Су-30МКИ...
Крейсерский сверхзвук. Длительный полет на сверхзвуковой скорости возможен, но требует экономичного и мощного двигателя. Крейсерский - это без включения форсажного режима. С учетом массогабаритных данных по Т-50 текущая силовая установка для него является минимально допустимой для достижения крейсерского сверхзвука. Первая машина оснащена двигателями от Су-35 - "изделие 117С" с тягой 14500 кг каждый. Новый двигатель для ПАК ФА еще только разрабатывается - у него тяга будет до 19500 кг на форсаже. Самолет с такими способностями способен совершать длительные скоростные перелеты. речь не о дежурстве в каком-то районе, а о скорости прибытия в какой-то район в пределах радиуса действия самолета. Для машины средней дальности действия очень важное свойство.
Сверхманевренность. Это не для парадов и авиашоу. Для сверхманевренности нужны опять же мощные двигатели, да еще, желательно, с управляемым вектором тяги и развитая аэродинамика. С аэродинамикой у нас традиционно отлично - отклоняемая поверхность носовой подвижной части крыла, цельноповоротные кили и стабилизатор, крыло большой площади и несущий фюзеляж - это потенциально лучше, чем у американского "Раптора" или F-35. Двигатели даже на прототипе стоят с изменяемым в двух плоскостях вектором тяги. С помощью цифровой бортовой вычислительной машины и электро-дистанционной системы управления с этим самолетом можно будет делать практически то же самое, что и с привычными нам уже сверхманевренными клонами Су-27. А эти самолеты по своим маневренным характеристикам существенно превосходят всех конкурентов.
Первый полет Т-50 29.01.2010 г., аэродром Дземги, Комсомольск-на-Амуре (фото А.Баранов, http://www.kommersant.ru).
Электроника. На самом деле, традиционно слабое наше место и не только в авиации. Но, не знаю какими усилиями, на новом Су стоят две многопроцессорных ЭВМ соединенных оптоволоконной шиной обмена данными. Задачи перед бортовой вычислительной системой простые: контроль параметров полета и управление машиной, управление применением вооружения, контроль воздушного пространства и обмен данными с другими самолетами и удаленными командными пунктами в реальном масштабе времени. Самолет будет оснащен новейшей и достаточно революционной (в том числе и в мире) РЛС с активной фазированной антенной решеткой. первый лётный экземпляр такой РЛС будет готов к лету этого года, сейчас идут испытания прототипа. И это не всё - РЛС с ФАР предполагается установить так же в носках крыльев самолета. широкая база и другой частотный диапазон позволят с большей вероятностью отлавливать вражеские "стелсы". И это не всё - в перспективе по обшивке Т-50 предполагается расположить сотни датчиков ФАР - самолет будет видеть во все стороны. И вот для обработки всего объема информации, который будут выдавать системы наблюдения без скоростной многопроцессорной ЭВМ никак. Итого: быстрые компьютеры, скоростные каналы передачи информации, грамотное (надеюсь) программное обеспечение и мощный радиолокационный комплекс - всё это выводит машину в лидеры.
Стоимость эксплуатации. Вот тут пока туман. Заявления для прессы не считаем. Опыт США в этом вопросе нельзя назвать положительным. Даже из требований к истребителям 5-го поколения там экономический показатель убрали. Дорогое покрытие. баснословно дорогая электроника. Композитные панели с учетом высокой нагрузки вряд ли будут латать - скорее всего их надо будет менять целиком. Двигатели пока относительно недороги и вполне экономичны, но каковы будут новые двигатели пока судить рано. В общем, тут мы пока можем лишь декларировать соблюдение ребований к 5-му поколению. Но нельзя забывать, что нигде в мире не лучше.
Критика. Как и любое громкое событие, первый полет Т-50 вызвал много вопросов и критики. Что только не пишут. Подробный разбор всей критики займет очень много места. На одном из популярнейших форумов уже за неделю наговорили страниц 100 как минимум. Мы коснемся для начала лишь самых распространенных и существенных "наездов":
Полетела "пустышка". Много разговоров о том, что полетел не полноценный самолет, а просто планер-корпус с двигателями. Нет электроники, нет начинки, нет того, нет сего. Возразить тут сложно что-то так как это чистая правда. Но почему это считается недостатком и даже "очковтирательством"? Совершил первый полет прототип будущей многофункциональной платформы. На первом прототипе Т-50-1 по свидетельствам заводчан оборудование даже ставить некуда - всё утыкано аппаратурой контроля датчиков прочности и снятия параметров полета. Вместо РЛС стоит габаритно-весовой макет. Вместо мощной системы управления стоит некое временное решение. Но так ведь и должно быть! Отлаживается планер, механика, потом поставят электронику и будут "учить" её летать. Так всегда было и так есть. МиГ-29 и Су-27 совершили первый полет в 1977 году, а на вооружение начали поступать только в 1982 г. У самолетов предыдущего поколения дистанция между первым полетом и запуском в серию была не менее 5 лет с редчайшими исключениями. И часто самолет, который шел в серию, заметно отличался от первого летного прототипа - это относится и к МиГ-25 и к МиГ-29 и тем более к Су-27, который от прототипа Т-10 отличить сможет даже не специалист. Да, "пустышка", но так и должно быть.
Это пародия на "Раптор". Ну не правда ваша... Если уж говорить о каком-то внешнем сходстве, то скорее Т-50 больше похож на конкурента "Раптора" - YF-23. И то лишь общим обликом. У американских машин не настоялько развиты аэродинамические возможности. Возможности их бортовой электроники не лучше. Ну и уж если говорить прямо, то американский F-22 с точки зрения невидимости хорош. Но Т-50 по нашим прикидкам не хуже, а по летным качествам он всё же ближе к Су-27 и его семейству - несущий фюзеляж, аэродинамика. Т.е. в худшем для нас случае это не пародия, а развитие "Раптора" да и не "Раптора" вовсе - опять же от мировых тенденций наверное сложно отказаться и идти проще уже проторенной однажды дорогой.
Нет двигателей 5-го поколения! И что? Знаменитый герой фильма Top Gun - палубный истребитель F-14 полжизни провел с двигателем предыдущего поколения и это не помешало считать F-14 одним из опаснейших противников наших МиГов и Су. А если посмотреть на историю наших легендарных самолетов? МиГ-21 сменил за свою историю как бы не два или три поколения двигателей. И это не помешало стать ему уже в первых сериях лучшим истребителем того времени. И т.д. и т.п. Короче, на самолете стоят двигатели, которые позволяют ему оставаться на уровне или лучше конкурентов. Будет новый двигатель - модернизируют самолет. Это не повод держать ВВС и мировой рынок в томлении.
Зачем тратить деньги, когда есть Су-35? Хороший вопрос. Су-35 принят на вооружение вот только что. Су-35 - самый современный клон Су-27 с выдающимися маневренными качествами, современным оборудованием, мощным вооружением и освоенный в производстве. Да, отличный самолет. Но, посудите сами, если всех устраивают "Тойоты" 1990-х годов, то фирма "Тойота" не должна выпускать новых моделей машин? И потом, планер Су-27 великолепен, но и его нельзя бесконечно модернизировать. Традиционные Су не имеют внетренних отсеков для вооружения (заметность), изготавливаются из менее революционных материалов (опять заметность) и т.д. Можно возразить - мол, давайте на Су поменяем обшивку, перепроектируем каналы воздухозаборников (одна из основных точек "заметности"), напичкаем всем чем можно, "разломим" в стороны кили и слегка "приплющим". Но это же будет означать создание совершенно нового самолета! Что и было сделано на самом-то деле. И Су-35 место найдется - один-два передовых самолета группы с включенной РЛС передают данные о противнике на Т-50, который используя свои мощные коммуникативные возможности выдает целеуказание остальным Су-35, находящимся в режиме РЛС-молчания - весьма совершенная, на мой взгляд, схема взаимодействия. Опять же, если планам суждено будет сбыться, то один Т-50 заменит по эффективности 2-3 традиционных Су.
... Нет... чувствую я, что на вот тут не удастся остановиться. Тема требует продолжения. Будет!
Подробное описание Т-50 / ПАК ФА http://military.tomsk.ru
Примечание автора:
Товарищи модераторы - ссылки в тексте являются неотъемлемой частью материала и не могут быть удалены кроме как вместе со всем материалом. Если это противоречит каким-то правилам или общепринятым нормам, которые вы не в состоянии изменить или сделать исключение - удаляйте весь материал. Другие варианты мной, как атвором, в принципе не рассматриваются.
Материал написан эксклюзивно для городского портала GOROD.TOMSK.RU
Источник: Материал автора, текст автора, иллюстрации КБ им Сухого
------------------------------
товарищи модераторы - уважают право автора )))))))))))))))
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Небось очередной высер гражданина Храмчихина? Опять играние с цифрами.
Только в комплексе все оценивать и сравнивать надо. И знать ну хотя бы основополагающие вещи. Но - "печать интеллекта не омрачала его лицо"
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
Оружие России: Су 37 Терминатор
и
Сравнение российского и штатовского самолетов пятого поколения
Это еще не все. Если Россия сейчас пойдет на переворужение стоящих на вооружении СУ на новую радиотехническую базу (а если еще и новые движки поставит так вообще труба США), то она в раз получит авиционную составляющую превышающую США в техническом плане на годы. Насколько нам известно такие планы есть. И это даже без учета перевооружения на новые машины Cу-35,Су-37, Т-50, что тоже запланировано. Это связано с тем что летные качества российских машин значительно выше американских. В том числе и "перспективных" F22 и F35. Вот такая загагулина)))
5 октября американская газета «The Air Force Times» опубликовала информацию о том, что поступившие на авиабазу ВВС США Андерсен в Тихом океане новейшие истребители пятого поколения F-22 «Раптор» неожиданно для разработчиков и эксплуатационников проявили «дамскую слабость». Их электроника наотрез отказывается работать в дождливую погоду. Расследование показало, что влага попадает внутрь сложных систем через охлаждающие устройства, в результате чего происходят сбои в работе высокоточной аппаратуры. Поскольку на острове Гуам, где расположена база, выпадает от 2000 до 2800 миллиметров осадков в год, то «Рапторы» здесь практически неработоспособны.
Газета приводит мнение руководителя пресс-службы командования ВВС США в зоне Тихого океана полковника Эдварда Томаса о том, что технические проблемы являются достаточно распространенными для этих истребителей, хотя они разрекламированы в прессе США как лучшие в мире.
Недавно специалисты Пентагона провели исследование проблем эксплуатации F-22. Оказалось, что самый совершенный истребитель американской армии требует более 30 часов технического обслуживания после каждого часа полетов. В целом стоимость часа летной эксплуатации истребителя пятого поколения составляет более 44 тысяч долларов. Тем не менее, эти истребители ломаются настолько часто, что с октября 2008 года по май 2009 года, по данным Пентагона, около 50 процентов стоящих на вооружении в ВВС воздушных машин не были готовы к применению из-за технических неполадок. «Раптор» так дорог и капризен, что Пентагон отказался от его применения в Ираке и Афганистане. А недавно вообще прекратил закупки F-22 (хотя поначалу заказал у производителя 190 таких машин). По официальной версии, такое решение принято в связи с финансовым кризисом. Но хронологически произошло это после публикации в СМИ скандальных откровений одного из разработчиков «Раптора» инженера Дэррола О Олсена. Он рассказал, что корпорация Lockheed Martin поставила американской армии истребители пятого поколения F-22 Raptor, в конструкции которых были заранее известные разработчикам недостатки. Например, дефекты стелс-покрытия, которые не были исправлены до начала поставок самолетов военным. Дэррол О Олсен сообщил, что низкокачественное покрытие может повлечь опасные инциденты, как это произошло в 2008 году, когда часть покрытия оторвалась от самолета и попала в двигатель. Это происшествие обернулось более чем миллионным ущербом для военных.
Американские F-22 терпят поражение без боя