Источник
Деньги от ракет не спасут
Заявление Генерального штаба РФ о том, что летчики ВКС начинают «свободную охоту» на автоцистерны с нефтепродуктами, переправляемые террористами с территории Сирии в приграничные районы, боевиков ИГИЛ, скорее всего, очень расстроит. Скорее всего, специалисты, отвечающие за накачку социальных сетей террористическим контентом, заявление Генштаба РФ до своих «коллег» по кровавой резне и грабежам уже довели.
Однако обладание такой информацией вряд ли принесет ИГИЛовцам спокойствие. О нормальном режиме откачки незаконно захваченной нефти, похоже, придется забыть, и в довесок к наступающей на пятки террористам правительственной армии на долю ИГИЛ добавится еще и постоянная боязнь «подарков с неба», отцепившихся с пилона штурмовика с красной звездой на киле.
По словам специалистов, нефтедобывающая и нефтеперегонная инфраструктура ИГИЛ до сих пор остается одним из главных источников насыщения террористической организации колоссальными деньгами - прибыль, полученная от незаконной торговли нефтью и нефтепродуктами, которые охотно раскупают соседние с Сирией страны, измеряется десятками миллионов долларов в день.
Однако щедрая спонсорская помощь, собственный заработок на крови и регулярные «сбросы не туда» от зарубежных партнеров так называемых «умеренных» от авиационной ракеты воздух-земля не спасет, потому как при детонации боевой части не поможет ни 10, ни даже 100 тысяч долларов. Опыт «охоты» за караванами в отечественной истории большой и очень успешный. Боевые выходы советского спецназа в том же Афганистане подтвердили правильность выбранного направления.
Уникальные спецоперации проводились не зря: дерзкие набеги на гитлеровские войска, уничтожение складов и особо важных объектов инфраструктуры были актуальны что 70 лет назад, что сейчас. В охоте за караванами на афганских просторах советскими военными профессионалами был добыт первый трофей американского производства, попортивший немало крови строевой авиации - переносной зенитно-ракетный комплекс «Стингер», конвой с которым до наземного захвата был обнаружен и «обработан» с воздуха.
Общий урон от перехваченных спецназом и авиацией конвоев был таков, что моджахедам частенько приходилось пересматривать свои планы не то что на неделю, на месяц вперед! Не лишним будет напомнить, что во время боевых действий на Северном Кавказе охота за караванами, которые просачивались в Дагестан и Чечню через Панкисское ущелье со стороны Грузии, силами боевой авиации и спецназа также приносила плоды - вооружение, снаряжение, деньги, видеоматериалы, литература, ближайшие планы террористов, имена и фамилии - всего этого в захваченных на горных дорогах вьюках было с избытком.
Что до самой боевой работы подобным образом, то термин «свободной охоты» в ее современном толковании фактически означает, что операция ВКС РФ в Сирии разворачивается в полную силу, и пилотам дан «зеленый свет» на уничтожение террористов и всей инфраструктуры, ими захваченной.
Бомбы, пушки и дерзкие вылазки
Охотиться за особо важными объектами отечественная авиация умела всегда. Еще со времен Великой Отечественной, когда авиационные группы «красных звезд» совершали дерзкие рейды вдоль линии фронта, часто за нее «заезжая». Военно-воздушные набеги с применением авиационного вооружения считались и считаются сложной, но эффективной и действенной мерой по подрыву любой деятельности противника.
Авиаотряды советской авиации на легендарных штурмовиках ИЛ-2, например, для немецких солдат были одним из самых страшных снов, способных сбываться наяву. Помимо опыта воздушных сражений в 1943 году, в копилку летчиков на ИЛ-2 лег опыт по применению противотанковых авиабомб (ПТАБ) с кумулятивной боевой частью, снаряжавшихся в специальные контейнеры по 48 штук. Советский штурмовик, с ревом надвигающийся на танковые колонны с высоты в 300-400 метров на скорости примерно в 400 километров в час, давал поразительную эффективность – в первые же дни боевой работы двум самолетам ИЛ-2 в самом крупном танковом сражении на Курской дуге с одного-двух заходов удавалось «снести» до 10 танков противника.
Немцы вовремя смекнули, что дело «пахнет керосином» и спешно поменяли схему построения танков на марше, увеличив дистанцию между танками, однако потери сотен машин всего за пару-тройку дней немцам избежать не удалось. Не менее эффективными были вылазки советских штурмовиков вглубь линии фронта. Охотана пункты снабжения, заправки, боеприпасы–одно из направлений, по которому работала советская фронтовая авиация, однако, важность таких мероприятий сложно переоценить.
Одновременный налет нескольких машин, прорвавшихся за линию фронта, в указанный разведкой участок почти всегда становился суровым наказанием для немецкой армии – конвои, обеспечивающие снабжение войскам на линии фронта, расстреливались нещадно, и боезапас к авиапушкам летчики в таких вылетах оставляли минимальный– на случай обратного прорыва сквозь линию фронта к своим. Охота за колоннами с помощью авиации по достоинству оценивалась командованием, ведь один дерзкий рейд авиагруппы не просто заканчивался получением уникального боевого опыта, но и выполнением боевой задачи, успешность которой срывала или как минимум серьезно «подрезала» боевой дух и возможности передовым частям гитлеровской армии.
«Не было за все время Великой Отечественной ни одного участка фронта, где советская авиация не совершала бы таких маневров. Тактикой этой владели давно, а вот применять, да еще и успешно, начали лишь с началом полномасштабных боевых действий, когда советская авиация, да и армия в целом, пришли в себя после первых поражений и начали доставать врага там, где, по мнению противника, даже теоретически доставать не должны были. Если взять любую мало-мальски серьезную наступательную операцию, то в ней с вероятностью в 99% такие «выходки» отрабатывались.
Стоит сказать, конечно, что это крайне опасная затея была– из 10 вылетевших самолетов обратно иногда всего один возвращался, а бывало так, что и ни одного. Война есть война, но победа любой ценой тогда была нужна. Задачу выполняли, снабжение отрезали, топлива лишали, уничтожали продовольствие, конвои с запчастями для военной техники, скопления живой силы и техники громили. Чего только не было! Мужество и профессионализм летчиков, конечно, были на грани фантастики. Не случайно дважды Героев Советского Союза, летавших на ИЛ-2, без малого тридцать человек. Совершить около трех сотен боевых вылетов, обескровить противника, надавать по голове частям немецкой армии у линии фронта и вернуться домой целым– это вам не шутки, исполнять такое нужно уметь»,– рассказывает в интервью «Звезде» военный историк, историк авиации Великой Отечественной войны, кандидат исторических наук Виктор Герасимов.
«Грач» не умеет договариваться
Охота, адаптированная для отлова террористов всех разновидностей, имела место быть и в период боевых действий на Северном Кавказе. Штурмовая авиация, представленная в основном самолетами Су-25, по признаниям военных, больше походила на оскалившихся «гончих псов» войны, яростно идущих практически след в след с боевиками.
Профессионализм и выучка летчиков даже в непростой для новой России период были на высоте. Одним из самых ярких эпизодов охоты на террористов, в которых принимали участие «Грачи», стала операция по уничтожению одного из лидеров чеченских боевиков Руслана Гелаева. Помимо наземных войск в лице спецподразделений, отряд Гелаева умножали на ноль несколько вертолетов и самолетов Су-25, а за штурвалом одного из «грачей», дабы сровнять террористов с землей наверняка, находился генерал-лейтенант Горбась, командующий 4-й армией ВВС.
Сложность в нейтрализации банды Гелаева заключалась еще и в том, что условия для боевой работы по многочисленному отряду боевиков были самые неподходящие.
«Забраться боевики успели довольно далеко. Вокруг ущелья, самолету буквально приходилось брюхом в нескольких метрах от скал проходить, чтобы уложить бомбы. Метров, наверное, 30-40 в ширину и метров 300 вниз– вот такая была примерно картина. И в этих условиях нужно было как-то прицельно бомбы бросать. Выкручивались просто– брали настолько острый угол атаки, что можно было бомбы уложить в метре друг от друга. Рисковали страшно! На полсекунды зазевался и все –в щепки и самолет, и ты сам. Но слава Богу, отработали хорошо»,– вспоминает в интервью «Звезде» летчик боевой авиации, капитан ВВС РФ в отставке Михаил Голубев.
Вместе с Гелаевым совместными усилиями авиации и спецназа было уничтожено 20 человек, включая наемника, гражданина Германии Абу-Ясина, а девять сдались в плен. Ликвидация Гелаева, отсечение отходов для его бандгруппы, уникальное бомбометание, применение вертолетов, включая корабельный Ка-27– всех реализованных впервые и вопреки всему задач за время проведения операции было не счесть.
Военные (участники тех событий и очевидны, офицеры на передовой и в штабах) признаются, что охота на Гелаева– одна из самых сложных операций за все время антитеррористической операции на Северном Кавказе.
Сезон охоты на ИГИЛ
Со времен больших войн в Чечне прошло немало времени, однако мировому терроризму на базах подготовки не сидится. Не для того его влиятельные зарубежные покровители готовили. Боевики ИГИЛ, вооружившись черными знаменами, захваченной нефтью и щедрыми подарками из-за границы, некоторое время триумфально, с бахвальством и нескрываемой радостью во всех социальных сетях продвигались по территории Сирии.
Однако, после того как законно избранный президент Сирии Башар Асад попросил Россию помочь в борьбе с ИГИЛ, крики боевиков-радикалов на свеженьких видеороликах перестали отличаться радостными возгласами и наполнились серьезной грустью, напрямую зависящей от количества боевых вылетов авиации ВКС России. Пункты управления, полевые штабы, склады, позиции передовых сил– буквально вся рассчитанная боевиками схема за считаные дни начала лететь в тартарары.
Фугасные авиабомбы достают радикалов везде. В машинах, домах, наспех выкопанных и подготовленных позициях. ФАБ не щадит никого. Однако уничтожать личный состав и технику– дело одно, а лишать боевиков средств к существованию– задача принципиальнодругого характера. Тут, как говорят авиационные специалисты, нужен другой подход. Без современных средств разведки российская боевая авиация в Сирии не работает. Обнаружение, доразведка– и вот уже пара «Грачей» или «Утят» разбегается по взлетно-посадочной полосе авиабазы Хмеймим. Местные жители называют ВПП Хмеймим «дорогой жизни», по которой российские самолеты отправляются наносить те самые точные удары, результаты которых тиражируют все мировые СМИ.
«Свободная охота» начинается отсюда же и с того же, с чего начинается любой боевой вылет российской авиации– с получения информации о цели. Спустя пару минут после подтверждения самолеты взмывают в небо и берут курс в заданный район.
«В случае с охотой на объекты нефтепереработки, транспортировки и другие экономически значимые для ИГИЛ цели важно понимать, что размер цели зачастую мал, и применять нужно высокоточное вооружение, коего в номенклатуре «сушек» достаточно.
Управляемые ракеты, корректируемые бомбы– зайти на цель с таким вооружением можно, что называется, в один прием, ведь еще во времена чеченской кампании Су-25 обладал уникальным высокоточным вооружением, с которым можно было выполнять задачи из категории невозможных. Противотанковый комплекс «Вихрь», про который до сих пор очень много пишут и говорят и у нас, и за рубежом, тогда вообще творил чудеса. Многие наверняка слышали, как Су-25 с нескольких километров подорвал мост, по которому в этот момент двигалась машина с боевиками.
Все вроде обычно, но мост был подорван с двух сторон, и машина с боевиками оказалась на «островке» ровно посередине, где их потом и взяли. Для «Шквала» (имеется в виду прицельный авиационный комплекс) в сущности, не важно, движется цель или нет. Сопровождение цели осуществляется в автоматическом режиме, поэтому для ИГИЛ в случае с началом «охоты» наступают действительно кризисные времена, ведь выбранную цель– будь то конвой с бензином или нефтью, двигающийся в сторону границы, уже не спасти.
Средств авиационного поражения наземных объектов, в частности, инфраструктуры боевиков– сейчас целая масса. Вспомнить хотя бы о наличии Х-25МЛ, которая, к слову, хоть и не самая новая, но до сих пор одна из самых точных в мире. Фраза «попасть ракетой в форточку»– это как раз про нее.
«Ущерб от нанесения таких ударов с точки зрения прямых денежных потерь для ИГИЛ будет серьезным, поскольку стоимость авиационной ракеты и остановка работы нефтеперегонного завода или нефтепровода несопоставимы. Помимо проблем с уничтожением вооружения и потерей личного состава, у ИГИЛ скоро просто деньги начнут кончаться, и большому «празднику» террора придет конец»,– поясняет в интервью «Звезде» кандидат технических наук, авиационный инженер, специалист по оптическим системам и радиолокации Сергей Карташов.
Специалисты отмечают, что начало «свободной охоты» российских ВКС надломит и без того основательно треснувший моральный дух боевиков и уничтожит главный источник для подпитки– инфраструктуру для переработки и перевозки нефти. Во все времена главным достижением и показателем успешной охоты является добыча, подстреленная охотником. Хороший охотник стреляет хорошо, метко и свою цель знает заранее.
Летчики российских ВКС в этом смысле –мастера охоты. Их опыт имеет 70- летнюю историю, а новейшее вооружение позволит забирать добычу максимально быстро. Боевикам, которые, скорее всего, приятную новость о начале «сезона охоты» на себя самих уже получили, остается, переодевшись в женское и сбрив бороды, убегать в сторону ближайшего открытого участка границы, пока очередная авиационная ракета с ревом не сорвалась с подвеса и не устремилась к цели.
Автор: Дмитрий Юров
Фото: Terror_Monitor/Twitter/Rusvesna.su Источник: tehnowar.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 3923
Рейтинг поста:
--------------------
- гипертрофированное самомнение - верный путь к деградации...
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 39
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
Турция, спровоцировав инцидент с российским Су-24, готова принести в жертву и миллиардные доходы от туризма, и другие выгодные контракты, включая «Турецкий поток». Неужели для для Турции более притягательной оказалась нефть с территорий «халифата» ИГИЛ? И что еще могло побудить Анкару открыто напрашиваться на столь острый конфликт с Россией?